Все любят чудеса. Даже те, кто в них уже почти не верит (в силу мохнатости свитера или густой айтишной бороды), втайне мечтают, чтобы они случались. Хотя бы изредка.
Накануне Нового года мы хотим вспомнить об одном чуде, однажды произошедшем с каждым из нас. И имя этому чуду – компьютер. Кому-то повезло познакомиться с его величеством ПК в самом раннем детстве, воочию увидев Doom или даже Exolon на пузатом кинескопе. Но еще большее количество людей (тогда еще совсем маленьких) узнало про компьютеры из великолепных детских книжек: «Энциклопедии профессора Фортрана», «Осваиваем микро-компьютер» или даже «А я был в компьютерном городе».
Нарисованный (в прямом смысле!) авторами мир, населенный забавными роботами и машинами, поражал детское воображение и в самом деле походил на настоящее чудо. Помните, как профессор чистил картошку по алгоритму кота Икса, воробей (по имени Воробей) и гусеница (по имени Гусеница) заразили компьютер вирусом, а потом купили к столу «сапоги и уши»?
Давайте в преддверии праздников ненадолго отвлечемся от серых будней и вспомним самые первые компьютерные книжки, благодаря которым многие открыли для себя мир IT и фактически переехали в Компьютерный город на всю жизнь.
Небольшой дисклеймер от авторов: разумеется, специфика статьи не позволяет обойти стороной такие глыбы, как, например, первый участник этого списка. Но там, где это возможно, мы постараемся добавить ссылки на дополнительные материалы или как можно больше иллюстраций. Некоторые книги так и не были оцифрованы, поэтому в их описаниях автор может положиться только на свои воспоминания или фотографии страниц книги, найденные на просторах сети. Если какая-то из редких книг, речь о которых пойдет в статье, осталась в вашей библиотеке, будем признательны, если вы сможете оцифровать ее и выложить в открытый доступ. Это ни в коем случае не призыв к пиратству, а, скорее, просьба поучаствовать в сохранении исторического наследия.
Энциклопедия профессора Фортрана
Без преувеличения восхитительная детская книжка Андрея Зарецкого и Александра Труханова, в которой простым и понятным языком говорилось о компьютерных вирусах, машинном коде, единицах измерения цифровой информации и истории вычислений. Даже, скорее, не книжка в привычном понимании этого слова, а превосходно иллюстрированный комикс, снабженный вдобавок ко всему прочему чертежами для изготовления макета персонального компьютера, настольной игрой и специальными страницами для вырезания в качестве бонуса.
Пожалуй, лучше всего об этой книге и всём, что с ней связано, написали авторы этой статьи. Да и в целом вряд ли она обошла стороной хотя бы одного мальчишку, выросшего в девяностые и сколь-нибудь интересовавшегося компьютерами.
«Энциклопедия», за давностью лет лишившаяся корешка, до сих пор стоит у автора статьи на полке, напоминая о первых шагах в мир компьютеров. Но за прошедшие годы у него так и не поднялась рука вырезать из нее закладки или выдать себе почетный диплом за подписью профессора. Даже проверочный кроссворд аккуратно разгадан карандашиком.
А если вам захочется немного ностальгии – в сети вполне возможно найти PDF-версию книги и распечатать что угодно на домашнем принтере, не портя книжку.
Сказки дядюшки компьютера
В отличие от «Энциклопедии», преимущественно рассказывавшей об устройстве компьютеров, в сказках за авторством Михаила Фролова можно было опробовать полученные знания на практике.
В игровой форме автор хотел познакомить юных читателей с основами языка Basic: классическая сказочная история прерывалась вкраплениями настоящих программ, которые предлагалось вводить в компьютер параллельно с чтением книжки.
В наше время книга кажется чересчур дидактичной и одновременно наивной. Впрочем, возможно, это всё старческое брюзжание: сборник сказок был в первую очередь ориентирован на младших школьников.
Полноценную цифровую копию этой книжки автору найти не удалось, поэтому в качестве иллюстрации приведены фотографии лота на сайте meshok.net.
Эта книга без затей про компьютер для детей
Несмотря на игривое название, книжка получилась вполне себе затейливая, особенно для 1989 года. Авторы, пользуясь простыми и понятными аналогиями, рассказывают читателям об устройстве и предназначении ЭВМ. В отличие от предыдущих примеров, подавляющее число иллюстраций в книге – это настоящие фотографии или скриншоты, сделанные на актуальных на момент создания книги машинах.
Несмотря на то, что книга рассчитана на тех же младших школьников, текст выглядит гораздо суше и скорее напоминает журнальную публикацию, а не увлекательную сказку с интересным сюжетом и забавными персонажами.
Большая часть книги посвящена «серьезным» темам – использованию ЭВМ в производстве, творчестве, исследованиях, устройству как самого компьютера, так и периферии. Отдельная глава посвящена сетям!
Однако в самом конце буквально на нескольких страницах авторы решили отойти от серьезности и рассказать об использовании ПК для развлечений. Узнаете любимые игры детства?
Под спойлером спрятано еще несколько страниц книжки. Приятного просмотра!
В целом книжка очень занятная, пускай и лишена особого шарма. Почитать ее в наши дни будет интересно хотя бы затем, чтобы узнать (или вспомнить), что это за непонятное устройство ввода «сколка» или как в 1989 году авторы представляли себе будущее компьютеров.
И кому нужен этот компьютер?
Еще одна сравнительно ранняя книга о безусловной пользе компьютеров. В отличие от «книги без затей», автор решил облечь тему в формат серии разговоров отца и сына.
Вот фрагмент из ее начала: «Вчера физичка говорила, что скоро у каждого будет компьютер. Хорошо, хоть школу раньше кончим... И кому нужны эти компьютеры? Ну, там, ученым, а так чтобы каждому... От них ведь никакого толку!»
Такой «заход» кажется теперь забавным. Нынешние дети вряд ли способны представить свою жизнь без компьютера (в виде смартфона, умных часов или того же телевизора). Но следует помнить, что книга написана во времена, когда компьютеры и правда казались чрезмерно сложными, диковинными машинами, способными лишь на математические вычисления.
К сожалению, эта книга также не представлена в оцифрованном виде. Судить о ее содержании приходится по оглавлению (или, скорее, списку бесед).
Осваиваем микро-компьютер
Пожалуй, это одна из самых популярных в стране детских книг, посвященных компьютерам. Автору статьи довелось читать ее в раннем детстве – а совсем недавно она попалась в домашней библиотеке сразу нескольких товарищей из клуба любителей компьютера ZX Spectrum.
Российское издание британской книги появилось в 1989 году и завоевало огромную популярность – не в последнюю очередь благодаря очень красочному оформлению. Книга (точнее – книги, серия включала сразу 2 тома) пестрела шуточными комиксами, весело обыгранными схемами сложных компьютерных устройств – и умудрялась при этом рассказывать о компьютерах в мельчайших подробностях.
Первая часть рассказывала об азах обращения с компьютером, его внутреннем устройстве (здесь на помощь приходили черно-белые фотографии) и даже давала советы по выбору своего ПК. Вторая же была по большей части посвящена написанию программ на Basic. В отличие от «Сказок дядюшки компьютера», британские авторы верили в силы юных читателей и приводили действительно серьезные примеры кода, которые в наше время будет под силу освоить разве что ученику 4-5 класса, но уж никак не младшему школьнику. Закреплять прочитанный материал предполагалось задачками и играми.
Перечитывая книгу, автор заметил ошибки и неточности в переводе 1989 года. Впрочем, это абсолютные мелочи по сравнению с общим качеством издания. Скрепя сердце, признаем: книжка получилась гораздо более серьезная, чем «Энциклопедия профессора Фортрана». Но этот факт никак не умаляет достоинства последней.
Как написать игру для ZX Spectrum
«Та самая, с робокопом» — без упоминания этой книги статья (между тем, никак не претендующая на антологию детской компьютерной литературы) была бы неполной.
В отличие от всех упомянутых выше книг, руководство по написанию игр для легендарного ZX Spectrum можно назвать детским лишь с натяжкой. Фактически в этой серии сразу две книги: «Как написать игру для ZX Spectrum», в которой предлагается работать с Basic и «Как написать игру на ассемблере для ZX Spectrum», название которой говорит само за себя.
Книги вышли с разницей в год – в 1994 и 1995 году соответственно – и сразу же стали народной «библией», первым реальным шагом в мир разработки игр. Достаточно было приложить лишь немного усердия и справиться с отладкой кода (публиковавшегося с небольшими неточностями).
На текущий момент книжки вряд ли можно всерьез использовать для изучения разработки под ZX. Это, скорее, предмет коллекционирования, нежели практическое руководство. Далеко вперед шагнули и best practices написания кода, и сами средства разработки. Кто сейчас всерьез захочет загружать (пускай даже и в эмулятор) пресловутый GENS и писать в нем настоящую игру? Впрочем, безумству храбрых поём мы песню.
Автор статьи на досуге пытался освоить язык ассемблера по «книжке с робокопом» и даже достиг некоторых успехов. Но на фоне современных игр от Zosya entertainment, Sanchez Crew и, например, Дениса Грачева его старания меркнут. Возможно, просто время еще не пришло. :)
Вместо заключения
Как правило, статьи-дайджесты принято заканчивать подведением итогов и всякими важными выводами. Но не в этот раз. Мы не хотим быть надуманно серьезными в преддверии праздников. Поэтому даже тему для статьи подобрали соответствующую. Кое-кто из наших коллег наверняка не отказался бы получить в подарок копию одной-двух книг из тех, о которых мы написали.
А какие околокомпьютерные книжки любили в детстве вы? Поделитесь в комментариях, будем рады почитать.
А теперь то, ради чего мы все здесь собрались!
Поздравляем вас с наступающим Новым годом, друзья. Пусть всё, о чем вы мечтаете, осуществится. Пусть ваша работа приносит вам не меньше радости, чем казалось в детстве. Пусть Дед Мороз положит под вашу ёлочку те подарки, о которых вы его попросите. Пусть всё у вас будет хорошо – и ни в коем случае «никто не уйдет обиженным»!
Автор: omyhosts