Евгения Карпова, координатор образовательной программы DataArt, и Наталья Багрова, руководитель программы языкового образования, рассказали о том, как устроены курсы, вебинары и языковые занятия в компании.
— Что представляет собой наша образовательная программа — или комплекс программ?
— У нас три основных категории курсов — условно технические (их около 70), языковые (3 разных направления) и менеджерские. Еще есть записанные на видео вебинары — их больше 400. Внутри каждой категории свои особенности.
Внутренние образовательные программы пользуются очень значительным спросом. Мы, к сожалению, всего лишь полтора года назад все привели в порядок и стали вести учет всего. За это время, например, технических курсов насмотрели больше 2000 часов. На курсах для аккаунт-менеджеров сейчас учатся 70 человек. Все курсы и вебинары на кучу тем хранятся во внутренней библиотеке.
При этом большая часть контента, которая у нас есть, сделана нами самими и заточена под нас. У нас сейчас около 90 полноценных собственных курсов. Их разрабатывают свободные senior-специалистами, и нацелены они именно на то, что потом используется в реальных проектах, в этом их фишка. Авторы курсов подбирают внешний теоретический контент — видео-лекции, тексты, онлайн-справочники. Теоретического контента ведь море, неподготовленному человеку непросто понять, что имеет смысл читать, а что нет. Наши эксперты расставляют акценты, выбирают самое лучшее, самое толковое. А итоговые практические задания они составляют сами — так, чтобы они прежде всего проверяли нужные DataArt навыки.
В библиотеке нашей есть и внешние курсы, лицензии на которые мы купили — Coursera, Stratoplan, Адизес, курсы английского или на английском. Но это курсы просто для ознакомления, прежде всего для PM-ов (проджект-менеджеров) и EM-ов (аккаунт-менеджеров) — без практических заданий. Эти курсы под нас не заточены, а изменять их мы не имеем права.
Это все касается нашего внутреннего образования. Разумеется, можно поехать и поучиться где-то еще. Если есть рекомендация от DM (деливери-менеджера), от нашей индустриальной практики или от самой образовательной программы, DataArt компенсирует стоимость поездки и обучения. Если коллега собрался на конференцию выступать, то ему тоже все компенсируется. Если решил поехать просто послушать, то тоже компенсируется, но после того, как он сделает доклад по итогам поездки.
— Технологически у нас все образование собрано на платформе EdX — расскажите чуть-чуть про нее.
— Какое-то время у нас назад возникла проблема, что весь накопленный материал стало сложно хранить, делиться им, апдейтить. Мы начали масштабный процесс по автоматизации всей образовательной программы. Андрей Дереза, глава нашего днепропетровского офиса, сделал отличный обзор всех этих образовательных платформ — Udacity, EdX и так далее. Оказалось, что EdX предоставляют свою платформу в open source.
Теперь вся библиотека курсов хранится на EdX, а оттуда сведения о процессе, о прогрессе человека, о том, какие курсы он про слушал, дослушал ли до конца, как выполнил задания и так далее попадают в его профайл в нашей внутренней системе PM, через которую строится вся работа в компании.
— Как DataArt стимулирует людей создавать образовательный контент и слушать курсы?
— Вообще, специальных стимулов не требуется. Люди охотно и составляют курсы, и слушают их. Как правило, запрос на курс поступает от наших ресурс-менеджеров. Именно они лучше всего представляют тебе те технологии, который сейчас востребованы. Когда к нам приходит такой запрос, мы пишем соответствующему сообществу. Там нам всегда могут подсказать, кто сейчас из опытных специалистов свободен, кто может подготовить нужный теоретический материал. Потом этот материал и задания к нему обсуждается в сообществе. Каждый высказывается, что-то правит и добавляет, пока курс не будет всех удовлетворять.
Есть, конечно, и формальные механизмы стимуляции — мы даем людям «типсы» за то, что они в свободное время занимаются самообразованием. «Типсы» — это TYPs, «thank you points» — внутренняя валюта, на которую можно купить разные приятные штуки в нашем корпоративном магазине. Кроме того, мы разговариваем с теми, кто сейчас в статусе idle, то есть без конкретного проекта, о том, что если он прослушает такие-то курсы, то он будет более привлекательным для проектов.
Ну и, как я говорила, у нас все данные об образовании попадают в PM. То есть когда речь идет о включении человека в новый интересный проект, повышение зарплаты, продвижении на другую позицию, данные об образовании учитываются — кто-то начал много всего слушать, но бросил, кто-то не прошел задания, кто-то вообще ничего не слушал, а кто-то, наоборот, большой молодец.
Я помню, что кто-то из наших коллег уже рассказывал про то, как ему помогла наша образовательная программа (megamozg.ru/company/dataart/blog/16090/). Еще можно привести в пример Анну Акименко. Она к нам пришла на роль junior .NET. Потом прохошла курсы по Sharepoint — это довольно специфическая технология, специалисты по которой почти никогда не сидят без дела: они задействованы либо на внутренних проектах, либо на клиентских. В общем, прошло меньше года — и сейчас Аня уже middle Sharepoint и middle .NET. Довольно круто, мне кажется.
— Есть стереотип, что программисты в основном интроверты, а интровертам, наверное, непросто преподавать.
— Да, это так безусловно. Но тут очень помогает наша работа по подготовке разработчиков к интервью с клиентами.
У нас вообще все три направления, по которым мы занимаемся английским, заточены на улучшение коммуникативных навыков. Первое направление — обязательная языковая подготовка к конкретному интервью с конкретным клиентом, второй — языковая подготовка для тех, кто сейчас сидит без проекта, третий — обычные языковые курсы, как в университете.
Подготовкой к интервью у нас занимается группа экспертов. Они помогают новичкам, подсказывают, что надо говорить, как себя надо вести, как представлять себя — и с технической, и с человеческой точки зрения, как объясняться с заказчиком. Вот эти люди — готовые преподаватели. Они могут и разработать программу, и преподнести ее, и задания составить и добиться того, чтобы люди это все с удовольствием и интересом выполняли.
Отдельный курс — подготовка к интервью для тех, кто в idle, т.е. без проекта. Он в два этапа проходит. Сначала — теоретическая часть, которая дает представление, о том, что предстоит во время интервью, на какие вопросы надо уметь отвечать, а потом — практическая, с носителем языка.
В DataArt есть такой человек, англичанин по имени Саймон Кокс. Он живет в Воронеже и работает в нашем офисе. Саймон помогает полностью имитировать беседу с иностранным заказчиком. За счет своей харизмы, личных качеств, актерских способностей он может изобразить и злого заказчика, и занудного, и капризного заказчика, он может вывести своего контрагента из себя. Это происходит в рамках его курса вебинаров по коммуникативным навыкам. Там он дает ученикам задания про конкретный проект — выдуманный. Описывает регламент, повестку дня — как это бывает в реальности — и устраивает встречу. Потом мы анализируем, как себя вел ученик и даем рекомендации, над чем надо работать.
У нас есть своя система проверки коммуникативных навыков — по нескольким параметрам. Это наше ноу-хау, которое мы просим никому не раздавать.
Вообще, надо сказать, что подготовка к интервью наряду с курсами по фронтенду — это самые востребованные наши образовательные программы, эти навыки нужны более или менее всем.
Тут у нас тоже есть истории успеха — люди, которые закончили наши языковые курсы, теперь постоянно работают с нашими англоязычными контрагентами. К примеру, Ваня Глущенко – давно в нашем нью-йоркском офисе трудится, Света Комарова работает из Петербурга с foreign customers, Денис Баранов после Воронежа поработал и поучился в Питере, сейчас – в Лондоне.
— Тот факт, что у DataArt есть люди, которые умеют создавать программы и учить других — тоже в некотором смысле результат нашей образовательной программы, того, что мы людей учим общаться?
— Да, именно так. Вот сегодня я слушала, как вел занятие Иван Рихмаер, это наш senior специалист по Android. Это было и интересно, и весело, и живо, и совершенно не похоже на кондовую лекцию. А я всегда думала, что он интроверт.
— Есть ли у DataArt представление, какой компания бы хотела видеть свою систему образования через год, два, пять?
— Мы сейчас анализируем, какие педагогические методологии у нас работают лучше и соответственно меняем содержание курсов и технологию подачи. Какие-то курсы мы, возможно, будем геймифировать — прежде всего самые прикладные. Наши технологические коммьюнити для этого разрабатывают такие красивые деревья разных скиллов, к которым будут привязаны курсы.
Но в целом мы все-таки идем идем за спросом. Сейчас для нас главное — своевременно реагировать на запросы ресурс-менеджеров, увеличивать объем библиотеки курсов, закрыть те лакуны, которые еще остались, реагировать на фидбэк по существующим курсам. Сейчас, когда мы видим отрицательный фидбэк, мы сразу идем к куратору курса и советуемся с ним. Он может не согласиться или согласиться и доработать курс.
— Есть ли какая-нибудь разница между офисами по тяге к образованию?
— Нет, разницы никакой нет. На Украине, особенно в Одессе, мы видим чуть больший интерес к нашим внешним образовательным программам — для тех, кто у нас пока не работает. Но внутри компании разницы нет никакой. Всего, с того момента, как мы начали вести учет, наши сотрудники потратили на образование 247 744 часов, которые распределены примерно пропорционально количеству сотрудников в том или ином офисе. По уровню знания английского тоже нет никакой особенной разницы: средний уровень кандидатов, которые к нам приходят, — примерно на троечку, и уровень этот, к сожалению, остается стабильным уже лет десять. Университеты дают хорошие технические знания, но уровень языка, как показывает опыт, зависит в основном от школы, которую закончил человек. В Петербурге, скажем, по знанию английского выделяются 45-й интернат, 239-я и 30-я школы. В технических вузах людей языку учат неважно.
Впрочем, внутри компании люди довольно быстро в этом отношении растут.
Вообще нас сначала пугали. Говорили, что мы не найдем нужного количества хороших разработчиков со сносным английским. Нам говорили, что мы теряем гениев, потому что они знают технологии, но не знают языков. Но нет! У нас все получилось, и английский у нас сейчас первый фильтр на входе — берем с тройками, потом доводим до ума. Исключения мы делаем в единичных случаях.
Автор: DataArt