Кадровый голод в IT не то, чем кажется

в 8:40, , рубрики: кадровый голод, курсы, курсы программирования, мнение, мнение экспертов, образование

В 2024 году дефицит кадров в сфере IT считается общеизвестным фактом. Эксперты оценивают его в сотни тысяч человек — от 500 тысяч до миллиона. Все желающие идут учиться на онлайн-курсы, которые обещают трудоустройство и большой заработок. Но в реальности порог входа в IT остается высоким, а путь до первого оффера — тернистым. 

Существует ли в IT-дефицит кадров, откуда он взялся и что означает на самом деле, вместе с нами разберут участники подкаста «Вдруг тут что-то важное» — технический директор KODE Николай Николенко, менеджер проектов VK NFT Сергей Спиренков, автор YouTube-канала «Mobile Developer» Алексей Гладков, а также кандидат технических наук и директор лаборатории  FusionBrain Института искусственного интеллекта AIRI Андрей Кузнецов.

Выпускник онлайн-курса после десятого собеса на  IT-профессию с "гарантированным трудоустройством". Кадр из сериала “Игра престолов”.
Выпускник онлайн-курса после десятого собеса на  IT-профессию с "гарантированным трудоустройством". Кадр из сериала “Игра престолов”.

Эта задачка делает больно по-другому

Жили-были два друга, Петя и Миша. В университете Петя выучился на бухгалтера, а Миша — на программиста. Закончили они университеты, выпустились и устроились на работу по специальности. Да так увлеклись, что в первый раз увиделись через три года после выпуска. Тут-то и оказалось, что за три года зарплата бухгалтера Пети выросла с 50 до 80 тысяч рублей, а зарплата Java-разработчика Миши выросла с 50 до 200 тысяч рублей.

Пришел Петя домой и говорит «Алиса, как стать Java-разработчиком?». Алиса ему отвечает «Вот тебе, Петя, онлайн-курс на год с оплатой в рассрочку, пройдешь его — станешь Java-разработчиком». Петя по ночам извилинами шевелил, лекции слушал, задания выполнял. Долго ли, коротко ли — закончил курс через год, написал в резюме, чему научился, и начал его в IT-компании рассылать.

Смотрели IT-рекрутеры Петино резюме да стандартными отбивками на hh.ru отвечали. Петя его и редактировал, и сопроводительное письмо добавлял, ничего не помогало. Походил он несколько месяцев по рынку труда, да и отчаялся. 

А одновременно с Петей в компании N отчаялся тимлид Java-разработчиков. Рекрутеры уже третий месяц присылали ему кандидатов на позицию джуна. Сегодня он провел очередное собеседование и снова был вынужден отказать из-за нехватки практического опыта, без которого он никак не мог задействовать джуна на проекте, где были очень нужны рабочие руки.

— Какой же у них в IT дефицит кадров?! — раздосадованно восклицал Петя.

— Какой же у нас в IT дефицит кадров… — думал Java-тимлид компании N, уставившись в стену у офисной кофемашины.

Сказка ложь, да в ней намек: не так важно, когда начался дефицит кадров в IT — в 2020 году или раньше. Важно, что на самом деле это дефицит квалифицированных кадров.

Кто виноват и что делать

Конструктивности ради начнем с ответа на второй вопрос. Дефицит квалифицированных кадров — это сложная комплексная проблема, в решении которой задействованы интересы двух сторон:

  • IT-компании,

  • Выпускники вузов, которые обучились техническим специальностям, и выпускники онлайн-курсов.

Рассмотрим коридор возможностей для каждой стороны.

Что делать IT-компаниям

IT-компаниям нужно создавать условия для того, чтобы синьорам было комфортно выращивать смену без ущерба для собственной карьеры и продукта. Передача компетенций не должна тормозить развитие опытных специалистов или идти вразрез с их профессиональными амбициями. IT-компания, которая хочет сохранить наработанные знания и опыт, должна сформировать благоприятную среду.

Алексей Гладков: 

— На мой взгляд, утверждение «программистов не хватает» — это миф, потому что через час после публикации стажерской вакансии работодателю прилетает 10 тысяч резюме. Не хватает именно синьоров, которые уехали. Казалось бы — мидлы должны были вырасти, но их некому воспитывать и нет среды, в которой их было бы выгодно растить. Поэтому я думаю, что компаниям нужно создавать эту среду. Точно знаю, что в некоторых опытным специалистам предлагают обучать тех, кто помладше, в обмен на… мерч. Специалист встает перед выбором: разработать фичи, которые ему зачтут в следующий грейд на перфоманс-ревью, или получить толстовку с футболкой. Думаю, выбор очевиден. Сегодня синьоры должны заниматься только организацией труда и передачей знаний, потому что их очень мало. Они смогут вернуться к своим обычным задачам, когда окажутся хотя бы в небольшом профиците.

Сергей Спиренков:

— Да, мы утратили центр компетенций. Даже крупные игроки рынка вроде ВКонтакте, Сбера и Яндекса потеряли людей, который создавали банк знаний внутри компании и являлись его хранителями. Они постепенно уезжают или увольняются из-за неудовлетворенности внутренними условиями. Центр компетенций размывается, а на смену ему приходят только люди с онлайн-курсов, которым еще расти и расти.

Николай Николенко: 

— Мне кажется, что компании еще не отрефлексировали произошедшее, не успели перестроиться под новую реальность и пытаются решить новую проблему старыми способами. Поэтому нужно периодически пересматривать свои процессы и проверять, помогают ли действия дойти до цели.

Что делать тем, кто хочет войти в IT

По данным hh.ru, с 2021 по 2023 год в среднем конкуренция за рабочие места в IT увеличилась вдвое. В июне 2021 года на одну вакансию приходилось три резюме, а летом 2023 года — более шести. 

При этом активность работодателей снижается, а активность соискателей растет. В первом полугодии 2023 года компании разместили 71 тысячу вакансий в сфере IT — на 9% меньше, чем в первом полугодии 2022 года. А соискатели выложили 480 тысяч резюме — на 11% больше. При этом уровень безработицы рекордно низкий — 3,6% в 2023 году, то есть почти нет специалистов, которые сидят без работы.

Всех, кто хочет получить рабочее место в IT, глобально можно поделить на две категории:

  1. Выпускники вузов, которые получили диплом по IT-специальности.

  2. Выпускники онлайн-курсов.

В чем проблема выпускников вузов

Закончив обучение по специальности, связанной с IT, выпускник вуза может обнаружить, что он получил не тот набор навыков, который нужен для работы в IT-компании.

Сергей Спиренков:

— Часто вижу выпускников, у которых нет прикладных фундаментальных знаний. Я учился на информатике и вычислительной технике, и меня учили программировать на ассемблере. Сейчас человек может не видеть сути решения проблемы, а ведь это база для любого специалиста. И это проблема не только выпускников. Например, мой товарищ — хороший PHP-разработчик, пытался пройти во ВКонтакте. Сказал, что его попросили написать алгоритм пузырьковой сортировки, а он считает, что это не нужно. Но мне кажется, если мы говорим о высоконагруженных системах, разработчик должен понимать, как все устроено, и уметь оптимизировать алгоритм. И логично, что работодатель спрашивает его об этом, чтобы понять, как у него работает соображалка. Еще мне кажется, что большое значение для хорошего разработчика имеет знание математики. От управления, оценки задач до управления командой — все завязано на цифрах, против них не попрешь. 

Алексей Гладков: 

— Да, иногда сталкиваюсь с похожей точкой зрения. Например, что высшее образование не нужно, но потом, в ходе работы, выясняется что это не так. Кто-то думает, что олдовые кор-знания нужны синьорам, а настоящие модные чуваки кодят с Chat GPT или Copilot.

Андрей Кузнецов: 

— Думаю, к подобным инструментам лучше относиться, как к помощникам и не возлагать на них много надежд. Иначе мы получим много низкокачественного кода везде: и в IT, и в мобилке, и в бэкенде.

Николай Николенко: 

— У меня есть позитивный пример человека, который прошел, как мне кажется по верному пути. К нам на вакансию разработчика откликнулся молодой студент и в целом собеседование прошло гораздо лучше, чем у людей с коммерческим опытом . Оказалось, во время учебы в университете он увидел, что мы открыли вакансию Android-разработчика, в которой были 10 конкретных пунктов. Он читал про каждую технологию и сразу отрабатывал ее на практике. По итогу его знания на старте были глубже, чем у большинства людей которые просто работали с этими технологиями в проекте, он понимал зачем и почему именно так.  С таким подходом он за год вырос до Middle+ специалиста.

Тем не менее, сколько бы ни было претензий у IT-компаний к образовательным программам, выпускникам вузов проще найти первую работу по сравнению с выпускниками онлайн-курсов. Чаще всего у них уже есть фундаментальные знания, к которым нужно добавить знания о более современных и популярных инструментах, а также добрать практический опыт, например:

  • сделать пет-проект,

  • выполнить заказ для биржи фриланса,

  • попытаться реализовать какое-то ИТ-решение для знакомых.

Небольшой, но крепкий багаж собственных попыток в сочетании с уверенным ориентированием в теории позволит либо быстро попасть на стажировку, либо найти рабочее место в течение нескольких месяцев.

В чем проблема выпускников онлайн-курсов

Вот мы и подошли к ответу на вопрос «Кто виноват?». IT-индустрия отчасти сама окутала себя репутацией, будто здесь легко работать и много платят. Маркетинг онлайн-курсов подхватил эти стереотипы и в погоне за продажами начал формировать у аудитории некорректные ожидания — например, высокую зарплату на старте или гарантированное трудоустройство. В результате люди стали воспринимать онлайн-курсы, как прямой билет в IT, а индустрия получила рынок труда с большим количеством низкоквалифицированных специалистов, которые оказались никому не нужны.

Неопытному студенту онлайн-курса может показаться, что нужно просто добросовестно выполнять задания и получать пятерки, а в конце написать об этом в резюме и найти работу. На самом деле, он будет вряд ли интересен эйчарам, которые отсматривают десятки подобных резюме.

У онлайн-курсов есть неоспоримый плюс: они сделали доступным IT-образование самого простого уровня. 10-15 лет назад у сорокалетнего бухгалтера из региона почти не было шансов получить базовые теоретические знания разработчика, а сегодня есть. Минус в том, что преодолеть конкурс на стажировку — и, тем более, найти рабочее место, со знаниями такого уровня почти невозможно.

Николай Николенко:

— Кажется, что в последние годы порог входа в IT вырос. У нас в KODE весной прошли стажировки для iOS и Android-разработчиков, а также для тестировщиков. Соотношение такое: на iOS — 168 откликов и два оффера, на Android — 113 откликов и три оффера, на тестирование — 1172 отклика и шесть офферов.

Сергей Спиренков:

— Ощущение, что по некоторым направлениям он вообще стал непреодолимым. Например, к вам на стажировку подали заявки 1172 начинающих тестировщика, вы взяли на обучение 10 — значит, 1162 человека остались за бортом.

Алексей Гладков: 

— Когда я оцениваю уровень сложности для входа в IT, я учитываю период от момента, когда человек решил купить курс и стать разработчиком, до момента, когда он нашел первую работу. Недавно это был один год, потом два, сейчас около трех лет. И время увеличилось не за счет обучения, а за счет периода от первого собеседования до первого оффера.

Сергей Спиренков:

— А все потому, что идти искать работу после онлайн-курса — это как взять саперную лопатку и пойти штурмовать крепость. Просто потому что во время обучения могут давать неподходящую базу. В итоге на рынке создается перекос:  есть много выпускников с нерелевантными знаниями, которые пытаются найти первую работу, и есть компании в которых не хватает кадров, но свой стек, они зачастую не подсвечивают. И вот получается ситуация когда глухой слепому про цвета рассказывает. 

В результате IT-компании идут самым простым путем и повышают требования к Hard Skills, чтобы отсеять неподходящих соискателей. Представим абстрактного рекрутера в IT-компании, которому нужен джун-тестировщик. Шесть лет назад он собирал 100 потенциальных кандидатов, быстро связывался с ними, раздавал тестовые задания и потом выводил двух-трех человек на собеседования. Сейчас в его первичном пуле может быть 1000 человек и больше. Чтобы «отжать» лишних, нужно поднять планку требований.

Алексей Гладков:

— Вспомнил чью-то историю: «Купил дорогой курс Android-разработчика. После курса понял, что никуда не берут. Нашел ментора, заплатил ему столько же, сколько стоил курс, и только после занятий с ним нашел стажировку. Единственное, что я получил от курса — бешеную мотивацию попасть на стажировку, чтобы компенсировать часть денег, которые потратил».

Подведем итоги раздела: порог входа в IT действительно вырос, а по направлениям, на которых учиться проще, и вовсе взлетел до небес. Теоретических знаний с онлайн-курсов недостаточно, чтобы пройти на стажировку или получить рабочее место. Нужно самостоятельно изучать инструменты, которыми пользуются IT-специалисты в компаниях, нужно искать практику и набираться опыта, чтобы было что обсуждать на собеседовании. 

Путь человека, который отучился на техническую специальность в вузе и получил фундаментальные знания, немного проще и короче. Студенту онлайн-курса сложнее, потому что он стартует к цели с самой дальней позиции. Но это не значит, что он не сможет до нее добраться.

Что будет дальше с IT-рынком труда

Николай Николенко:

— Какие видите перспективы развития рынка труда и IT-образования?

Андрей Кузнецов: 

— Я думаю, что коллаборации корпораций, IT-компаний, научных институтов и вузов между собой помогут в решении проблемы выращивания синьоров. Чтобы настроить цепочку развития человека от студента до готового специалиста, нужен системный подход. Если появится качественный «конвейер», у псевдо-образования не останется шансов.

Алексей Гладков: 

— Человечество часто выбирает худший вариант развития из возможных, поэтому я предвижу его. Я думаю, что в каждой крупной корпорации появится собственная образовательная компания. Она будет специфически обучать кадры под нужды этой корпорации, а для всех остальных вход в IT закроется. Постепенно корпоративные образовательные компании придут в вузы, а потом в школы, и дети будут с детства знать, что будут работать на их бренд. Корпорации сожрут небольшие IT-компании, а те, что выживут, позаимствуют образовательные стандарты у корпораций и адаптируют под себя.

Сергей Спиренков: 

— А я более оптимистичен. Я прошел индустриальную магистратуру, и это был классный опыт, который сильно на меня повлиял. Во-первых, мне кажется, нужно уйти от централизации и чтобы все потихонечку распределялось от Москвы к периферии, иначе мы все будем играть по правилам крупных игроков. Во-вторых, я думаю, позитивные изменения начнутся тогда, когда все больше IT-компаний смогут не просто выдергивать специалистов из рынка, но и выращивать их самостоятельно. В третьих, нужно корректировать фундаментальное образование и привносить в него те знания и навыки, которые нужны на рынке труда сегодня.

*   *   *

Нам кажется, что правда где-то посередине. Как бы IT-сфера ни манила высоким заработком, в ней не будут работать совершенно все, поэтому отсев всегда будет. Несмотря на это, сегодня IT-профессия — действующий социальный лифт. Поэтому мы болеем за всех, кто старается и прикладывает усилия, и желаем терпения на то, чтобы дойти до цели.

Эту беседу мы записывали 9 мая, а уже через месяц, 8 июня, глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что планирует вводить требования по участию IT-компаний в обучении студентов профильных специальностей в вузах. Получается, что запрос на обучение силами IT-компаний и их поддержку институтов сформирован рынком труда, бизнесом и государством.

По мнению Минцифры, такая обязанность должна повысить качество обучения и обеспечить «кадровый суверенитет», а значит и снизить кадровый голод на рынке IT-специалистов.

А вы что думаете?

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

Автор: KODE

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js