За последний год я имел отношения к записи более 1000 лекций разного уровня сложности и хотел бы поделиться своим опытом в этой части. Это обещанное продолжение статьи Тренды в образовательной среде (памятка для вуза).
Способ съёмки сильно варьируется от тематики лекции (техническая или гуманитарная), используемых технических средств (меловые и маркерные доски, плазмы, проекторы и пр.), формата лекции (есть обсуждение и вопросы из зала или нет), особенностей лектора (бегает он по аудитории или прячется за кафедру) и, конечно, бюджета.
В частности, надо понимать, что ТВ опыт скорее мешает, чем помогает. Мы принципиально набираем операторов без опыта, так как телевизионщики, привыкшие к другой схеме работы, не справляются. Разные планы, разные приоритеты, минимум подсъёмок.
Кроме того, если вы пишете живую, не постановочную, лекцию, то нет возможности снять ещё один дубль. Оператор не имеет права на ошибку. И очень мало можно исправить при монтаже. Зато живая лекция выгодно отличается от постановочной. Лектор забывает о камере, расслаблен, спокоен и работает с привычной аудиторией. Всё это очень хорошо чувствуется при просмотре.
Итак, можно выделить следующие типы видеосъёмки лекций:
Типы видеосъёмки
ТВ формат
Постановочный образовательный фильм по телевизионным стандартам. Пишется в студии, много подсъёмок, активная аудитория, много дублей. Компьютерная графика. Это очень дорого. Пример: Лекции телеканала «Культура».
Дистанционное образование
Постановочные короткие видеофрагменты по 10-15 минут с логическим началом и концом. Особенность в том, что такие записи могу быть созданы вообще без аудитории, одним планом. Или даже скринкастом. Иногда при записи используют даже веб камеры.
Самая дорогая часть — оплата работы лектора. От него требуется полная переработка подачи своего материала. Сейчас это тренд, большинство прикладных образовательных программ скоро будут переизданы в таком формате. Пример: coursera.org
Хроникальная (репортажная)
Фиксируется на видео лекция, которая читается в обычном академическом формате.
90 минут (иногда с перерывом), минимум вопросов из зала, лектор работает с привычной аудиторией. Специальной переработки лекционного материала не требуется.
Поскольку наши вузы в большинстве случаев не готовы финансировать постановочные лекции, а лекторы не привыкли работать в таком формате (высокая информационная плотность материала, работа перед камерой и пр.), то большинство записей лекций в РФ — хроникальные. И эти записи иногда пытаются использовать для дистанционного образования, что, по сути, неправильно.
Хотя отмечу, что некоторые сложные лекции просто невозможно переработать в «легкий» дистанционный формат.
Предмет лекции
Съёмка и монтаж сильно зависит от предмета лекции. Легче всего показать это на следующих примерах:
• Программирование: важен только код программы (захват экрана с компьютера лектора) с закадровыми пояснениями. По сути — это скринкаст.
• Математика: важны только доски, с которыми работает лектор и его жесты.
• История: снимается крупный план лектора, перемежаемый кадрами из презентации и компьютерной графикой.
• Литература: если лектор не использует презентацию, то можно просто поставить статичный крупный план и перебивать его подсъёмками. Получается та самая «говорящая голова». Но для визуалов, к примеру, даже такая простая запись лучше, чем аудиозапись. Хотя в этом случае лекцию правильно публиковать в двух вариантах — аудиоподкаст и видеозапись.
В зависимости от того, что важно для конечной аудитории соответственно и выбирается план. В приоритете могут быть доски, а может быть и лектор. Крупный и общий план выбирается в зависимости от того, насколько активно перемещается лектор во время съёмок.
Публикация
Видеозапись лекции необходимо публиковать с дополнительными материалами. С презентацией, которую можно пролистать параллельно просмотру видео, аннотацией и ссылочным аппаратом. Вся эта информация называется метадата. Она не только в разы повышает образовательную ценность контента, но и помогает индексироваться поисковикам.
Также есть очень трудозатратный формат мультискрипта. Часть метадаты, к примеру, стенограмма, синхронизируется с видео. При клике на конкретный раздел или слово — видео начинается именно с этого места. Ну и наоборот. Этот формат разработали независимо друг от друга мы и РИА Новости.
Кроме того, иногда лекции публикуются в мультиканальном варианте. Две и более видеодорожки видны в одном плеере. К примеру, крупный план лектора и презентация. Зритель при просмотре может переключаться между этими синхронизированными видеопотоками. На мой взгляд, в этом больше пиара, чем дидактической ценности.
Оборудование
При подготовке видео для интернета (в отличие от ТВ ) используется меньший битрейт. Кроме того, необходимо учитывать ограничение каналов пользователей. При монтаже мы исходим из того, что стандартные 90 минут лекции должны весит около 1-2 гигабайтов. Всё это значительно снижает требования к оборудованию.
В частности, запись видео можно производить бытовыми HD камерами. Звук — петличными радимикрофонами (мы используем Sennheiser).
Свет, в большинстве случаев, необходимо выставлять только когда лектор активно работает с проектором. Хотя практика показала, что при установке света лектор сильно нервничает и сбивается. Поэтому мы практически не используем дополнительный свет. Ущерб картинки компенсируется уверенной подачей материала.
Запись вопросов из зала при хроникальной съёмке невозможна из-за некачественного звука. Сколько направленных микрофонов вы бы не использовали — обязательно найдётся студент, задающий вопрос шёпотом из-под парты. Решение простое — лектор повторяет вопрос перед ответом.
Я планирую написать написать подробный топик про оборудование позже.
Количество камер и роль оператора
Для хроникальной записи, в большинстве случаев, достаточно одной камеры.
Наш опыт показал, что операторы с камерами на штативе создают более качественный продукт, чем режиссёр переключающийся между стационарно поставленными камерами. Как в случае с широко получившими распространение медиацентрами, оборудованными системами ВКС (типа Polycom или Tandberg).
Заключение
Я всегда готов поделиться своим опытом. Обращайтесь напрямую по любым вопросам касательно создания образовательного контента.
Автор: yasha_somov