Астропатический хор объявил неделю образования: Число статей и новостей про образование удвоилось.
Отказ от ответственности: текст ниже написал с незначительной* долей сарказма, и предполагает, что придирчивый читатель знаком с такими вещами, как: 1) базовая история империи Человечества, 2) критерий Поппера, 3) 16 универсальных законов, 4) читал один из величайших трудов истории - «Summa Technologiae» , и 5) имеет в домашнем хозяйстве не менее одного чайника Рассела (замена бутылкой Клейна и иными тессерактами не допускается).
Предисловие.
В последний месяц как-то кучно пошли статьи, переживаем ли мы за высшее образование в РФ, не переживаем за бывшее высшее образование, переживаем но за другое, вы сами знаете за что мы переживаем.
Сначала соберем небольшую стартовую статистику.
Для проверки гипотезы: тема образования важная и актуальная.
Методика выборки: по поиску хабра по релевантности и затем случайный отбор.
Цифры после статьи – количество плюсов (на момент написания черновика) и соотношение + / -
2011 10 Зачем нужно высшее образование? +77/114/37 (в статье была одна из ссылок, почему оно стало не нужно, но про это позже)
2011 12 Высшее образование как важный этап формирования личности, или тестирование под нагрузкой 37 /72 /35
2020 02 Обязательно ли высшее образование в IT? +26 / 40 /14
С этой статьей какой-то странный баг. Она открывается, читается до середины и затем вылезает баннер «доступ к статье закрыт». Что это было?
2021 12 Почему в IT все равны, или Обесценивание высшего образования +6 /27/21
(несмотря на +6, лично мне кажется, что в статье неплохая аналитика по доле ВВП на образование.)
2022 05 Конь остановлен, изба догорела 331 / 360/ 29
2022 06 Как стать мидлом или сеньором-разработчиком, обучаясь на любых курсах по программированию? 470/508/38
(лучшая статья, очень рекомендую, и судя по числу лайков – со мной многие согласны)
2022 06 Некомпетентные компетенции 168/181/13
Очень хорошая статья, за счет раздела Цифровая трансформация, и упоминание Яна Коменского, которого почему-то преподаватели не знают. Только длинная очень.
2022 07 Нужно ли разработчику высшее образование? 18/12/6
2022 09 Образование в РФ избыточно 176 / 241 /65
2022 09 Спасти образование 25/29/4
2022 09 Почему аспирантура — зло 184 / 206 / 20
2022 09 Зачем работадатели требуют наличие ВО и почему это оправданно 75/165/90
2022 09 Почему аспирантура не только зло, но и… 64/62/8
Первичный анализ статистики.
Как легко заметить по выборке, людей с правом голоса, которым интересен этот вопрос, в пике почти 300 (триста) человек (кроме одной статьи, но вы же ее прочитали?). Это достаточно высокий показатель – сделанная вручную за 20 минут выборка показывает топовые посты «за лето 2022» с соотношением за / против: 338/5, 331/13, 384/7, 338/1, 300/15 из .. На момент публикации на Хабре зарегистрировались 1 103 950 пользователей (2019 год )
Еще немного выборки за лето 2022:
359/28 Меня «заказал» инфоцыганский авторитет
411/19 Государство уничтожает классифайды
399/14 Раздувание кода стало астрономическим
428/5 Разбираем бобров: дикие инженеры-терраформеры в действии
Бобры интересней проблем образования примерно на треть. (300/400). Среднеквадратичные отклонения желающие могут посчитать самостоятельно.
Для того, чтобы понять «нужность» верхнего высшего образования в РФ в 2022 году , надо сначала вспомнить следующее:
Следующее номер один: биология.
Советские ученые, пользуясь победившим учением Маркса и Ленина, выводили разнообразные теории, в том числе о том, что почти из любого человека можно сделать сверхчеловека спортивного рекордсмена. К Олимпиадам 1972 - 1980 ученые ГДР доказали, что так и есть. Станозолол, туринабол и не только – заняли достойное место в аллее спортивной славы. Немецкий шоколад тоже нашел свое место в спорте.
Надо понимать и принять всем сердцем, как веру в Императора и Омниссию: сами по себе ААС не сделают вас супергероем, подкачиваться придется.
К сожалению, с
Существуют и другие теории, на численном материале статистики (в США) показывающие, что сын полковника не может стать генералом существует некоторая корреляция между уровнем образования, IQ родителей - и IQ детей. Статистический разброс есть, сама теория находится под сомнением, по причине, в том числе, того, что это только общая корреляция – в каждом частном случае все может пойти не так. И теория очень обидная для текущего консенсуса и BLM, но этот вопрос вне рамок заметки.
Можно предположить, что ограниченно верны обе теории – максимальная теоретическая способность, что в спорте, что в учебе частично закладывается биологически (и не только от прямых предков – рекомбинация и случайные мутации порой странные эффекты дают), но достижение этих теоретически возможных результатов зависит от образования (причем, непрерывного образования – как и в спорте). История медицины знает массу примеров, когда «брошенные и найденные» дети так и испытывали проблемы даже в социализации.
Следующее номер два: история.
Когда мы рассуждаем о высшем образовании, то в основном рассуждаем о том, с чем сами сталкивались – высшее образование в РФ. Однако высшее образование в РФ «сейчас» представляет собой остатки системы высшего образования позднего СССР, со всеми его перекосами, на который наложено современное (возникшее где-то в 2005-2010) искажение. Дальше будет длинный и скучный текст, но его необходимо написать (мне), а вам можно не читать. Поэтому текст уберу.
Откуда на лучшее в мире образование нападение готовилось.
Начну с СССР, чтобы было понятно, откуда на лучшее в мире образование нападение готовилось.
На момент образования СССР (29 декабря 1922 года) страна представляла собой руины по итогам сначала Великой войны, затем Гражданской, последовавших голода (1920-1923) и испанки. Вся промышленность испытывала жесточайшую нехватку всего - сырья, станков, рабочих, инженеров, ученых, технологий, менеджмента. После провала социалистической революции в Германии (на нее очень рассчитывали) - Советской власти пришлось задачу «образованных кадров» решать самостоятельно, как умели и как могли. Необходимо учитывать и стартовые позиции – доля деревенского населения (ввиду, в том числе, оттока населения обратно в деревни из города в Гражданскую) в СССР 1922 года была около 82-85 % (хотя, учитывая что Петербург в 1916 был 2.4 миллионным городом, а к 1920 – 0.740 миллионным, то цифры могут колебаться). На отметку 2.4 миллиона Ленинград вернулся к середине 30-х. (Для Москвы: 1917: 1.8 млн, 1920: 1.0 млн, 1926: 2млн).
На такую стартовую позицию накладывалось отсутствие массового даже начального образования (в городе оно уже в каком-то виде было, но будущий Всеобуч, задуманный еще на рубеже веков, только начался). Дополнить следует тем, что оставшиеся в стране преподаватели (высшего образования), особой любви к Советской власти не испытывали (как и советская власть к ним). Как итог взаимной нелюбви появились Институт красной профессуры (1921 год) и Философский пароход (1922 – 1923). Кроме того, существовала проблема, с которой сталкивались все играющие в факторио: производство тех лет масштабировалось только горизонтально. Если нужно удвоить выпуск стали – то нужно построить еще два рудника (железной руды и угля), три фабрики (обогатительную, коксовую батарею и агломерационную фабрику по производству окатыша), электростанцию и так далее. Главное - откуда-то взять людей, причем взять их, кроме как из сельского хозяйства, неоткуда. Однако производительность сельского хозяйства 20-х без механизации, без удобрений, с так называемыми «твердыми ценами», и даже по таким ценам – без поставок от разваленной промышленности, была очень невысокой. Выдергиваем людей, лошадей и трудодни из деревни – получаем просадку в хлебе и мотивации крестьян вообще что-то выращивать, «все равно отнимут».
Получившаяся к началу Великой отечественной войны худо-бедно (хоть как-то) работавшая схема представляла из себя следующее:
Рабочие специальности: После 3-5 лет школы (бывшие реальные гимназии) добро пожаловать в ФЗУ / ФЗО / Техникумы (с 14 лет), причем порой по мобилизации.
Младший руководящий состав: Политехнические техникумы
Инженерный состав: ВУЗ-ы.
Научный состав: очень немногочисленные выпускники ВУЗ-ов, уходившие в науку.
Управляющий состав: институт красной профессуры и приравненные к нему.
Затем начинается война – и в составе дивизий народного ополчения на фронт уходят 7-я (Бауманского района – в том числе с набором из МВТУ имени Баумана) и 8-я (Краснопресненского района - МГУ) дивизии народного ополчения. Почти в полном составе оставшиеся под Вязьмой. Уехавшие в Ашхабад и закончившие там краткие курсы – остались в полях под Харьковом весной 1942 и под Курском летом 1943.
а Ивану за атаку.
Война выявила еще одну интересную особенность, в части мотивации при выборе ветки развития / карьерной траектории. Работавшие на передовой Трошкин и Симонов (или Макс Альперт и Аркадий Гайдар), по полям и передовой лазали. В то же время авторы героических, но не подтверждаемых ничем заметок Коротеев и Кривицкий, дальше штаба армии могли и не выезжать. Конец немного предсказуем - майор Трошкин погиб в 1944, а старший корреспондент редакции газеты ЦО НКО «Красная Звезда» подполковник Коротеев награждён орденом Отечественной войны I степени за злободневный материал о боевых делах фронта, героев боев и опыте партийно- политической работы (полный текст наградного ).
На саму по себе войну надо наложить предвоенные репрессии по всем направлениям и науки, и техники – от Лангемака, Королева и Туполева до Челпана. Кто-то выжил. Королеву повезло – он опоздал на затонувший пароход Индигирка. Тамму повезло - просто повезло. Кому-то (Шубин, Витт, Бронштейн) не повезло.
Поздне советское (с середины 70-х – застоя) образование давало три ветки развития.
Колхоз => в лучшем случае ПТУ, но скорее всего сразу армия => ПТУ => Техникум
8 классов => ПТУ => Армия => Завод ИЛИ техникум с зачетом ПТУ => Завод
10 классов => техникум или ВУЗ => военная кафедра => Завод (производство), институт (наука).
На эту же схему работали и городские школы, из условий одна 500к. населения, выпускники которой в лучшем случае приближались к уровню московских 57, 179 и 1180 (сейчас 1580) школ. И не забываем про ФМШ в целом.
В этой схеме нет отдельного менеджмента, и это не случайно – советский «менеджмент» поначалу - очень неоднородная среда, сравнивая Дыгая, Промыслова, Сизова, и Исаева. С этой схемой СССР вступил в застой, прошел с ней перестройку и уткнулся в развал СССР.
Развал СССР вскрыл все застаревшие проблемы связки образование – промышленность – наука, а точнее отставание - и образования, и промышленности и науки. В СССР, по причине в том числе плановости экономики условный завод был гораздо больше заинтересован лет 10-20 выпускать все те же древние холодильники «ЗИЛ», по плану - чем внедрять "новое". Из выпущенных половина сразу оказывалась в ремонте, а те, что остались в работе (единицы из выпущенных) стали основой рассказов про советскую чудо технику, секретную «военную приемку 5 / 7 / 9». На такой плановый завод вполне годился инженер, обучавшийся по программе 25-летней давности, когда этот холодильник на производство и ставили. Наука в СССР тоже не блистала – на единицы открытых ученых приходились десятки секретных КБ и НИИ, в которых и за секретность доплата, и ощущение причастности к свершениям, и разведка иногда что-то приносила посмотреть и заказать такое же. Хотя, отрицать роль военных КБ в гражданском строительстве СССР невозможно - именно военная наука (Микоян Артем - славный сын армянского народа) подарила СССР летающий гастроном. Секретность и отсутствие открытого обмена опытом даже внутри страны привела к размазыванию бюджетов НИОКР на 4 независимых направления (армия, ВВС, флот, космос) вместо унификации, хотя бы для того, чтобы пехота могла через авиационный ретранслятор заказать поддержку флота - зато на спец постройку (Антаресов) денег не жалели. Все знали, что нужно, чтобы купить финский холодильник – найти (купить) инвалютные чеки (для магазинов Березка). All animals are equal..
Добило образование СССР, в том числе, и снижение (еще в СССР) зарплат преподавательскому составу (с высшим образованием) до уровня ниже, чем рабочему средней квалификации (со средним специальным) в середине 80-х. Отдельным бонусом стал обязательный всеобщий призыв с 1982 по 1989 год даже из ВУЗ.
От перестройки к демократии
В момент установления торжества демократии в первую очередь просели военные заводы – в том числе потому, что все годы гнали план по выпускаемым изделиям, а не запчастям к ним. Стали не нужны в таких масштабах военные НИИ, ученые, инженеры для них – посыпалась вся цепочка. Но, план есть план - и оставшиеся ВУЗы набирали студентов, отсеивая совсем уж непригодных. В этот момент (1991-1996) выбор школьника стал ограничен – или ВУЗ с военной кафедрой, или едем на войну в Чечне. Рядовым.
Одновременно, началась серьезная модернизация единичных оставшихся заводов и НИИ при заводах (Советская промышленность строилась сразу узлами – 1-2 завода, НИИ, техникум и ВУЗ или кафедра в вузе под эти заводы). Промышленность окончательно оторвалась от программы ВУЗов, а ВУЗы, за исключением единиц из ТОП-10 СССР, превратились в 5 лет «посещения» с целью а)получения диплома б)защиты от призыва. Остальные заводы долго умирали – все же, типовой советский завод представлял собой огромный склад и мобилизационных запасов, и металлолома, и каких-то еще живых производств – на 1-10% от прежней мощности. Но статья все же про ВУЗ – и все выпускники тогдашних ВУЗ (опять же, повторюсь – за исключением единиц типа МГУ / Баумана / Физтеха / Академгородка / etc) отлично знали, что на заводах и в науке их никто не ждет, и нет никаких гарантий, что завод будет существовать к моменту получения диплома. На такое состояние надо наложить зарплаты сотрудников ВУЗов, и мы получим прекрасную картину оставшихся в преподавании людей, у которых только что выдернули из под ног все то, на что они работали последние 20 лет и во что верили. Часть преподавателей ушла в бизнес, а с оставшимися вопросы оценок можно стало обсудить приватно. Или не с ними, а с заведующим кафедрой, а то и в деканате. В таких условиях не удивительно, что возникли специальные живые души – студенты, которых видели только на сессии.
В это время наличие диплома требовалось или в совсем государственных организациях, где денег не было, или там, где всегда были и есть свои ВУЗ-ы, как керосинка (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина) или медицина или мирный и не очень атом.
Следующий удар
уже почти не востребованному в оставшейся промышленности высшему образованию (и в ИТ тоже) нанес интернет.
Дело не в том, что интернет давал знания, нет – но по мере его проникновения в РФ с границей в, условно, 2000-2005 году, стало можно выносить ИТ-производство (разработку) туда, где еще оставался крайне дешевый и относительно образованный пул работников – и это оказались Россия и Индия. Проникновение интернета в Индию началось .. наверное, чуть позже чем в РФ (в отличие от переезда масс индусов в США), хотя с учетом размазанности процесса на много лет скорее можно считать процессы параллельными. Одновременно стало понятно, что западному заказчику диплом сотрудника не интересен «совсем», ему нужен выдаваемый фирмой код / продукт. После такой миграции реального спроса, фактический запрос на высшее образование (а не корочки) дополнительно просел. На этот (2000-2010) период наложился и дальнейший спад запросов от реального производства (кто выжил – автоматизировался, и на сименсе), и очередная волна падения числа студентов по простым демографическим причинам. Упавшая к середине 60-х до 1.99 рождаемость в РСФСР - в 1987 достигла пика (в 2.2) , и затем провалилась до 1.3 в 1993. Не родились будущие студенты, которым в (1990+17) – в 2007 надо было идти в оставшиеся ВУЗы. Но бюджет ВУЗ рассчитывается исходя из числа студентов (см. стр. 55-56 ) , и при таких условиях стало проще и выгодней (для ВУЗа) набрать и тащить любой ценой через систему образования как можно больше студентов. Прошедшее в 2008 и далее (2015) объединение вузов стало очень показательным в некоторых моментах. В условиях, когда процент идущих работать по специальности 8% (в IT и телекоме) – учебная программа вообще не имеет значения. Как итог – учат как хотят, и как умеют – а умеют, зачастую, плохо – потому что оплата в ВУЗ-ах крайне низкая. Отсюда получаем психологов-разработчиков, не знающих и базовых терминов психологии, и не способных накидать по шаблону парсер страниц (Да что там, не знающих классики - вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего). Или людей, позиционирующих себя как инженеры, но не способных найти даже каких-то стартовых цифр для начала обсуждения выдвигаемой идеи. Да что там, даже некоторые местные комментаторы в онлайн калькулятор формулы Циолковского и Excel вбить десяток цифр не хотят и не могут.
Нужность высшего образования до.
До сами знаете чего остатки высшего образования давали следующие плюсы:
- До сих пор ряд ВУЗов предоставляет общежитие, пусть совсем не Мариотт и Ибис, но это шанс уехать из своего города или поселка городского типа и закрепиться в городе.
- ВУЗ до сих пор (обычно) дает отсрочку от армии.
- Слон плохой, справка – хороший.
- Иногда ВУЗы участвовали в программах обмена, можно было записаться в программу work and travel и аналогичные.
- Наиболее важный для ИТ момент, что в Канаду, Австралию, Новую Зеландию и кажется (не уверен) Германию – можно было подать (переведенные и завизированные) документы российского ВУЗ-а, их недорого переводили в местную систему мер и это давало баллы для последующей подачи заявления на рабочую визу. Australia Skilled Immigration, Express Stream, Express Entry – все интересовавшиеся вопросом знают, про что речь.
- Если мы говорим про топ-10 российских вузов, то с их уровнем отсева и подготовки только они начинают со школы) они до сих пор дают прекрасный уровень, взять хотя бы МИФИ
Нужность высшего образования «после».
Общежитие, переезд, студенчество – это все прекрасные факторы, но они все же выходят за рамки исходной теории, о нужности высшего образования самого в себе.
Про программы обмена и перезачета можно почитать раз, два - и, видимо, пока можно про них забыть.
Что остается? Мнение руководителя, что, если человек выкинул 3-5 лет из жизни (пока что разделение на бакалавриат и магистратуту обратно не отменяли) – то и дальше он будет готов заниматься не интересным делом и желательно за тот же мелкий прайс ?
Такие разные реальности
Обсуждая очередной текст «мы не умеем считать»
Hidden text
выражающийся или в статьях «вы знаете, у нас уехал архитектор с зарплатой 500, а 10 джунов по 50 остались, и удивительное дело – средняя зарплата в отрасли упала с (1000/11 =) 90 до 50 тысяч, значит – ЗАРПЛАТЫ В ИТ СНИЖАЮТСЯ, или в статьях «мы тут посчитали все вакансии, где третий год ищут архитекторов по 50 и добавили вакансии в горном бадахшане – так вот ..
или рассказы «я точно знаю что во время учебы в вузе кандидат получил наиважнейшие знания – как в америке живут, как бараны воду пьют, а значит, он способен быстренько (за день-два) накидать новый алгоритм расчета стоимости говяжьих а убийцы фейсбука, и еще за неделю запустить концепт» то есть Нанимающий менеджер понимает, что раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.
или взгляд с обратной стороны: Я не хочу превозносить МГУ, в котором учился сам; МФТИ, (и так далее)
нужно держать в голове следующее:
в 2000-2009 годах агрегированное предложение труда работников с различным профессиональным образованием существенно выросло, а агрегированный спрос на таких работников в промышленности заметно сократился. В то же время промышленные предприятия в этот период начали активно жаловаться на дефицит квалифицированных кадров
и:
не получило подтверждения предположение о высоком неудовлетворенном спросе на специалистов в области техники и технологии и об избыточном предложении специалистов в области экономики и управления. Показано, что декларируемый дефицит специалистов инженерного профиля не связан с недостатком их предложения на макроуровне.
Итого.
За исключением ведущего десятка вузов (и отдельных отраслевых) – высшее образование, и тем более «в ИТ» уже много лет перестало давать и актуальные знания по специальности, и какую-то структуру и методологию для самостоятельного изучения. Сделать с этим «быстро» ничего нельзя – чтобы новый Борис Евсеевич читал лекции студентам Московского физико-технического института и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана – нужен в первую очередь новый Виктор Фёдорович.
Перестало высшее образование давать и возможность выйти на мировой рынок труда «по общей схеме».
Дает оно, разве что, социальные скиллы в виде «смотрите, какой образец человека вас встречает на экзамене – с таким вы еще неоднократно столкнетесь, потому что надо же кем-то клеточку в штатном расписании занять».
Учиться (в смысле получать знания по выбранной профессии), безусловно, нужно, и тем более если у вас есть силы и уверенность в поступлении в пока еще ведущие ВУЗы. Рассматривать ВУЗ как храм науки, место, где учат учиться и так далее, пожалуй, уже не стоит. Я бы сказал, что ВУЗ стал автошколой – где водить машину не научат, но права вы или получите, или, как намекают злые языки (которым мы, конечно, верить не станем!), тоже можно обсудить. Хотя все равно придется раз в неделю уточнять, не прокрались ли куда-то еще агенты Эммануила Гольдштейна.
Прочее.
QS Rankings 2020-2021 ставил Университет Цинхуа и Пекинский университет на 16-23 места, как и рейтинг THE (10-15) . МГУ в этом рейтинге был на 38 позиции. Выводы о позициях выпускников сделайте самостоятельно.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ТО!!??? НАДО ЧТО ТО ДЕЛАТЬ!!11
Все так и будет, пока с печеньем не разберетесь.
Литература.
Динамика численности населения Москвы за 140 лет
Московское земство и правительственная программа по введению всеобщего обучения
Про правильный кокс, ИТ и эксперименты с ним
«Фабзайцы». Трудящиеся мальчики, ушедшие на войну. Документальный фильм
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» (2 октября 1940 г.)
К ИСТОРИИ 8-Й ДИВИЗИИ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ
Герои, злодеи, конформисты отечественной науки
Модели финансирования вузов: анализ и оценка (2005) - в части Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 г. No 600 „О государственной программе экономии бюджетных средств“.
Почему так много россиян работают не по специальности
Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия
Выпускники инженерно-технических и экономических специальностей: между спросом и предложением
Роботы: Bentec optiDRILL, Huisman’s Innovation Tower, Seabed Rig A/S Robotic Drilling Systems (RDS)
Почему у нас была лучшая в мире математика?
«Сейчас нет математиков, которые видят эту науку целиком»
Сколько стоит защитить кандидатскую
И. Е. Тамм, И. Я. Померанчук, Н. Н. Боголюбов, Я. Б. Зельдович
Виталий Мацарский СЭР ФРЕД ХОЙЛ
Is Science Really a Young Man's Game? K. Brad Wray .При этом якобы цитата: A person who has not made his great contribution to science before the age of thirty will never do so. - не находится в первоисточниках.
Автор:
MechanicusJr