Замминистра просвещения Марина Ракова на конференции EdTech анонсировала ноябрьский запуск образовательного маркетплейса, где будут собраны все цифровые образовательные проекты страны, и государственные и независимые, сообщил «Коммерсант». Загрузка образовательных программ доступна всем подключившимся к платформе, однако перед публикацией программу проверят эксперты.
Цифровая образовательная среда ЦОС — это часть нацпроекта «Образование». Новая платформа строится, как расширение до федерального масштаба «Московской электронной школы» (МЭШ). По проекту Минпросвещения и Минцифры (экс Минсвязи), каждый «обучающийся», «учитель», «родитель» страны получит профиль или портфолио на ЦОС, а власти смогут вести мониторинг прохождения образовательных программ.
«Особенно актуальна платформа будет для сельских школ, где один педагог вынужден вести несколько предметов и ему физически сложно одинаково хорошо готовиться к каждому уроку», — объяснила Марина Ракова. «С помощью цифровых инструментов можно мобилизовать интерес школьника к обучению. Мобилизует любое соревнование, игра, проектная деятельность», — отметил в ходе дискуссии плюсы маркетплейса ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Кузьминов подчеркнул, что на платформе учитель одновременно может стать создателем стартапа: «Это отдельный организованный рынок, где ты можешь оценить продукт, можешь найти массового покупателя».
Следует отметить, «Коммерсант» поговорил с представителями профсоюза «Учитель», инициативу Минпросвещения там встретили скептически: «МЭШ — не лучшая платформа, и туда попадают не лучшие материалы. Жаль, что будет продолжение, и печально, что её продвинули ещё в регионы», — посетовала оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова.
Фокус на региональные школы, а не столичные присутствует в другом крупном образовательном проекте, который поддерживает Яндекс (в контакте с Минпросвещения). Как уверены в поисковике — в Москве, Санкт-Петербурге мотивированные дети мотивированных родителей уже имеют достойные образовательные возможности. Однако в провинции ключевым звеном, зачастую является единственный учитель и доступные на месте учебные материалы.
В начале сентября руководство Яндекса пообещало потратить до 5 миллиардов рублей в ближайшие 3 года на образовательные проекты поисковика. В частности к 2022 году, как рассчитывают в поисковике, 5 миллионов детей будут заниматься по цифровым учебникам с платформы Яндекса, а помогать и следить за их успеваемостью на платформе смогут до 500 тысяч российских учителей (это приблизительно 1/3 всех учителей страны, по состоянию на 2018 год). В 2019-м в той или иной форме образовательные продукты Яндекса используют до 800 тысяч детей в России.