Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров?

в 11:00, , рубрики: Блог компании RUVDS.com, вуз, Карьера в IT-индустрии, образование, профориентация, профориентация подростка, учебный процесс, Учебный процесс в IT

Высшее образование в России — это тотем, фетиш, пунктик и идея фикс. С детства нам внушалось, что «поступить в институт» это джек-пот: все дороги открыты, работодатели выстроились в очередь, зарплата летит на карту. У этого явления есть исторические и социальные корни, но сегодня вместе с популярностью вузов высшее образование стало обесцениваться, и на то также есть причины. На такой почве отлично приживаются истории про бросивших вуз Билла Гейтса и Стива Джобса, которым «отсутствие образования» не помешало стать главными в своей сфере на этой планете. Между тем я берусь утверждать: высшее образование нужно, полезно, формирует специалиста более высокого уровня, ну а с Джобсом и Гейтсом не всё так просто, как пишут в мемах и на каких-нибудь «фишках». Давайте сегодня обсудим, как пройти 5 (6) курсов, а не коридоров и выжать из них профессиональный и личностный максимум. Gaudeamus igitur juvenes dum sumus, друзья!

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 1


С незабвенного Башорга по мотивам цитаты

Это вторая часть цикла «Век живи — век учись»

Часть 1. Школа и профориентация
Часть 2. Вуз
Часть 3. Дополнительное образование
Часть 4. Образование внутри работы
Часть 5. Самообразование

Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра чьё-то первое сентября окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее. 

Так высшее образование нужно или нет?

Пока создавалась эта статья, в тему вышла статистика от ВЦИОМ, и она мне кажется соответствующей реальному положению дел. 

Статистика ВЦИОМ

Источник

На протяжении последних 15 лет образование служит для россиян преимущественно инструментом для успешного трудоустройства (48% в 2004 г. и 44% в 2019 г.), карьерного продвижения (28% в 2004 г. и 26% в 2019 г.), а также собственного самосовершенствования как профессионала (26% в 2004 г. и 22% в 2019 г.). 

За последние девять лет россияне чаще стали считать высшее образование необходимостью — увеличилась доля сторонников мнения, что диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято (с 6% в 2010 г. до 18% в 2019 г.). Чаще всего об этом говорят молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (25%). Среди них также наибольшее распространение имеет практика получения высшего образования с целью повышения социального статуса (18% против доли в 13% среди всех опрошенных).

В целом большинство россиян уверены, что высшее образование сопутствует успешной карьере и облегчает достижение жизненных целей, хотя за последние 11 лет сторонников данной точки зрения стало заметно меньше (76% в 2008 г. и 58% в 2019 г.). 

Наряду с этим укрепляется скептический настрой в отношении высшего образования как обязательного условия удачной карьеры (45% в 2008 г. и 68% в 2019 г.) и обреченности на низкооплачиваемую и непрестижную работу при отсутствии диплома о высшем образовании (50% в 2008 г. и 65% в 2019 г.). Чаще всего сомнения фиксируются среди респондентов в возрасте от 18 до 25 лет (о завышении значимости высшего образования среди них говорят 74%, а не согласны с обреченностью на низкооплачиваемый труд без диплома 76%), от 25 до 34 лет (77% и 74% соответственно) и от 35 до 44 лет (73% и 74% соответственно). 

К тому же как во времена перестройки, так и сегодня россияне не считают, что образование оказывает существенное влияние на материальное благополучие человека, причем убежденность в этом существенно возросла (47% в 1991 г. и 70% в 2019 г.). 

В последние три года россияне все чаще склоняются к мнению о снижении доступности высшего образования для всех граждан (53% в 2016 г. и 63% в 2019 г.). На фоне этого большинство опрошенных не считают, что ради диплома о высшем образовании в наше время хороши любые средства, хотя 11 лет назад так думали реже (51% в 2008 г. и 65% в 2019 г.). Еще 55% задумались бы о необходимости высшего образования, если бы за него пришлось платить. В 2008 г. таких было 45%.

Более того, завуалированные призывы «паши с малых лет, пяти коридорам скажи нет» иногда проскакивают и в очень больших компаниях. Давайте разбираться, где тут кроется истина.

Аргументы «За»

  1. Далеко не все компании и организации готовы открыть двери даже перед талантливым сотрудником без диплома о высшем образовании. Без этого документа вам заказан путь в крупные компании, государственные компании и компании с гос. участием, банки, организации и силовые структуры (где тоже много интересного и перспективного для разработчиков и инженеров). 
  2. При переезде за границу и в процессе поиска работы в новой стране с вас скорее всего потребуют переведённый диплом и/или удостоверение о полученной степени. В очень многих компаниях за границей к наличию документа об образовании относятся строго, и особенно у иностранных граждан.
  3. Ситуация в технологической сфере быстро меняется, и тот программистский опыт, который вы получите вместо образования, быстро обесценится, вы окажетесь вне требований рынка. Базовое техническое (да и любое образование) даёт вам шанс на быстрый рестарт в любых условиях.
  4. Без обучения в вузе вы не получите базу знаний, тот самый фундамент, который лежит в основе карьеры настоящего профессионала. Вы можете освоить JavaScript и фигачить горы фронтенда, но для вас скорее всего останется недоступным углубление в Java, Python, C/C++ просто потому что для большинства актуальных проектов требуется ещё и знание математики, которую освоить самостоятельно едва ли просто. К тому же, вы не сможете выбирать и менять профиль без знания технических дисциплин в академическом объёме. Да, оговорюсь сразу, исключения бывают, но без высшего образования вы скорее всего никогда не сможете ощутить разницу между понятием кодер и системный архитектор или разработчик. 
  5. Даже если вы упёртый, трудолюбивый и талантливый кремень со свинцовой попой, самообучение во всех фундаментальных дисциплинах займёт гораздо больше времени, чем обучение в вузе, где преподаватели уже знают, как и какую именно выжимку знаний до вас донести. 
  6. Отказываясь от обучения в вузе, человек теряет массу важных социальных связей и навыков, перескакивая из школы (состояния «ребёнок») на работу («взрослый»). Этот «прорыв» даст о себе знать в профессиональной жизни, когда произойдёт карьерный откат и вперёд выйдут ребята с корочками и умением коммуницировать на одной волне с работодателем. Подобный феномен можно наблюдать, когда в институт попадает студент 15 лет, окончивший школу раньше — в районе 2-3 курса он резко срывается и из одарённого человека превращается в троечника, во многом от того, что где-то был недополучен нужный объём информации. С коммуникациями та же история.
  7. Вуз — отличный способ прокачать себя в учёбе (теории) и работе (практике) одновременно и успеть сформировать правильную платформу для дальнейшей карьеры (вы работаете, понимаете, что нужно брать от учёбы, несёте теорию на работу, что-то оптимизируете и постепенно находите свою нишу). 
  8. В последнее время вузы и компании тесно сотрудничают друг с другом в плане найма сотрудников, стажировок, реальной практики, летних школ и т.д. А значит, учёба в вузе реально приближает вас к работе в топовых компаниях и учреждениях, упрощает и сокращает путь до первого трудоустройства. Хороший шанс, весомый аргумент.
  9. Вуз — это способ откосить от армии :) 

Аргументы «Против»

Честно говоря, у меня нет таковых, поэтому я приведу аргументы противников высшего образования и постараюсь их проанализировать.
 

  1. Успех в жизни не связан с уровнем образования. Адепты self-made профи потрясают примерами Цукерберга, Гейтса, Джобса и заявляют, что можно и так — начать карьеру и стать миллионером. Это очень красивые истории, но всё же исключения, в которых сошлись все звёзды: и талант, и гений, и дар коммерсанта, и правильный фундамент, данный родителями. К тому же, эти парни нашли своих партнёров и соратников именно в стенах университетов и бросили учёбу, когда у них была та самая big idea. В противоположность могу привести Сергея Брина, Ларри Пейджа, Илью Сегаловича, Аркадия Воложа — это люди с блестящим образованием, и не пожалели на него своё время. Опять же, нужно учитывать страновой фактор: в России и странах экс-СССР ценность образования практически культовая.
  2. Университет — это всё теория на теории, практикой там и не пахнет. Да, университет — это очень много теории, без которой не может быть практики. Вы можете построить избу прямо на земле, но построить так коттедж или небоскрёб у вас не получится — поплывёт и рухнет на этапе второго этажа. Без математики, физики, основ алгоритмизации, понимания принципов работы ПК и проч. вы не сможете разрабатывать по-настоящему крутой софт, стать хорошим инженером — всё, что вы будете делать, будет похоже на DIY. Отдать справедливость мнению оппонентов, теория в вузе действительно бывает излишней, и справиться с этим помогут две вещи 1) критическое мышление; 2) практический опыт, который обрисует рамки потребностей в теоретической базе.
  3. Знания устарели, только в практике истина. Часть знаний действительно устаревает и, к сожалению, преподаватели не спешат обновлять информацию в своих талмудах. Однако это касается практической части, но не затрагивает фундаментальные дисциплины (ну то есть методы лечения аппендицита изменились, а анатомия человека в обозримом времени не менялась), поэтому проблему нужно решать: идти в читальный зал, в Интернет, на Хабр и заполнять пробелы актуальными знаниями. 
  4. Это долго и дорого. Пять лет вуза — очень удачное с точки зрения жизненного периода времени: подростки успевают сформироваться и стать взрослыми, активными людьми. И это время стоит максимально потратить на развитие, на освоение иностранных языков, на пробы себя в практике (пока вы студент, никто вас не осудит за частую смену места работы, стажировки, перерывы в стаже и т.д. — а вот после вуза эти штуки не пройдут и вызовут максимум вопросов). Используйте этот довольно небольшой промежуток времени на 100%. 

    А вот с платным — это проблема, да, бюджетных мест мало, конкурс большой. Вопрос об окупаемости образования остаётся открытым — говоря языком бизнеса, окупаемость будет долгая и отложенная.

  5. Есть множество профессий, доступных без высшего и среднего специального образования. Да, есть, я даже могу список назвать: SMM-менеджер, непрофильный копирайтер, продажник, сотрудник call-center, промоутер, может быть, даже директолог. Но, думаю, это не тот список, который интересен читателям. Если есть сомнения, откройте «Мой Круг» или hh.ru и посмотрите требования к желаемой должности — в большинстве случаев, высшее или незаконченное высшее будет первой или второй строчкой. И у работодателей на то есть причина: если вы получили высшее образование, значит, вы умеете мыслить, анализировать, обучаемы, организованы, готовы достигать цели и понимаете, что такое рутина, задача, сроки, обязанности и т.д. Фрилансеры-самоучки, решившие встать на путь наёмного труда на постоянной работе, вызывают меньше доверия у работодателя, хотя иногда это и не оправдано. 

В общем, если у вас есть возможность, через вуз нужно пройти обязательно: вы получите и базу, и навыки, и связи, и классные предложения о работе. А ещё студенческие годы — это любовь, дружба, веселье, безудержные эксперименты и вообще яркое, интересное время. Если охарактеризовать одним словом — калейдоскоп.

Где получать высшее образование?

Итак, школьник сдал ЕГЭ, и вот он абитуриент с приличным баллом, который может позволить себе множество вузов в разных городах. Но, как известно, МГУ и МГТУ наследуют свойство Москвы и являются нерезиновыми, а значит, нужно анализировать, так ли важно покорить Воробьёвы горы.

  • Свой город/регион — оптимальный вариант: вы экономите на жилье, питании, поездках домой и т.д., у вас рядом друзья и родные, нет «эмигрантской» депрессии, которая накрывает ровно к первой зимней сессии после того, как схлынет волна упоения свободой и восторга. Конкуренция на рынке труда ниже, хотя и количество компаний меньше (опять-таки зависит от региона — например, в Нижнем Новгороде и Казани очень много ИТ-компаний и инженерных центров). Но в вашем городе может не оказаться желаемого отделения/факультета/вуза/специализации.
  • Другой город (не столица) — тот случай, когда вы находите ближайшее или подходящее место для обучения и переезжаете. Это приносит дополнительные расходы и трудности, но расширяет круг общения, интересы, помогает ускоренному взрослению. По окончанию вуза вы можете выбрать работодателя в городе обучения, в родном городе и т.д. — никаких ограничений. 
  • Другой город (столица) — вариант, к которому стремятся многие, а значит, у вас будет бешеная конкуренция как в вузе, так и в поисках работы. Расходы будут ещё более высокие, но и окупятся они быстрее: в столице очень много возможностей стажировок, обучения, работы — платных и бесплатных, с трудоустройством и без. Фактически вы можете обучаться 3-4 раза интенсивнее, работать с практиками, активно расширять круг деловых связей. Как показывает опыт, скорее всего, работать вы также останетесь в столице — поэтому планируйте отношения с родными. Есть и минус: в случае возвращения в родной город работодатели могут относиться с настороженностью и задавать вопросы о том, почему вы не осели в Москве / Санкт-Петербурге. Какой бы ни была истинная причина, работает только одна: семейные мотивы, связанные с родителями.
  • Обучение за границей — сложная и неоднозначная история. Если ехать сразу после школы, то нужно выбирать либо систему «колледж — университет», либо быть готовым к поступлению сразу в университет (гораздо сложнее). Гораздо проще — после 2 курса «нашенского» вуза поступить в бизнес-школу или вуз (при условии, что у вас достаточный уровень языка страны обучения). И, наконец, ещё вариант: закончить российский вуз и получить образование за рубежом (MBA там несравнимо лучше, но об этом в следующей серии). Если вы учитесь за рубежом, нужно понимать, где вы будете работать и кем: не все компании готовы ограничиться иностранным дипломом, для кого-то это плюс, для кого-то минус; какие-то дипломы могут оказаться просто нерелевантными. Например, мой знакомый бросил российский вуз на 2 курсе и окончил London Business School (один из первых выпусков), но вне планов вернулся жить в Россию и сперва получил невразумительные ответы «лучше бы ты свой вуз окончил», затем отказы в трудоустройстве в одну госкорпорацию, а затем плюнул и отучился на заочке. Но это было почти 10 лет назад, сейчас, конечно, было бы проще.

Итак, вы поступили в вуз и теперь важно сделать так, чтобы эти 5-6-7 лет оказались не просто тусовкой и тасканием на пары, а временем прокачки персонажа до 80 lvl. 

Годы в вузе — прожить на 5+

Первый курс: салаги, дедовщина, лайт, демо и первый круг ада?

▍Ситуация

Самая большая ошибка — думать, что первый курс это продолжение школы, и всё будет просто и обыденно. Действительно, система образования в кои-то веки поступила со студентами максимально гуманно и правильно: на первом курсе много общих дисциплин, и только 2-3 доставляют реальные проблемы в изучении (причём на любой специальности, речь не только о высшей математике). Но первый курс — это сложно, т.к.:

  • новая среда общения и новый уровень коммуникации
  • вчерашний школьник для всех уже взрослый и самостоятельный человек
  • возникают бытовые проблемы (особенно при учёбе вдали от дома)
  • меняется формат обучения: лекции, практика (семинары), экзамены, зачёты — в школе это было в меньшей степени
  • некоторые школьные знания кажутся совершенно ненужными и бесполезными, фактически переворачивается научное мировоззрение (примерно те же ощущения, когда ты узнаёшь о существовании иррациональных чисел)
  • осознание, что твоя оценка и судьба могут зависеть не только от уровня подготовки, но и от настроения, а иногда и состояния психики преподавателя. 

▍Как выжить?

Главное — это настроиться на старт обучения и вспомнить золотую и правдивую поговорку: «Первые три года ты работаешь на зачётку, потом зачётка работает на тебя». Правила максимально простые.

  • Не поддаваться на соблазны прогуливать пары и заниматься чем-то другим ввиду отдалённости экзаменов — во-первых, знания абсолютно новые, во-вторых, не стоит портить отношения с преподавателями, в-третьих, за посещение лекций и семинаров могут освободить от экзамена с хорошей оценкой (поверьте, лучше «отсидеть» философию и КСЕ, чем учить их в сессию, когда на носу будут маячить высшая математика или профильные физика-химия-биология).
  • Учиться. Правда, я сейчас выгляжу, как Капитан Очевидность? Именно на первом курсе вы получите те знания, которые лягут в основу остальных лет обучения. А пока всё терпимо и лояльно, вы можете научиться учиться: понять, насколько вам хватает лекций и семинаров, где удобнее брать дополнительные материалы, как легче готовиться к экзамену (даю наводку: заранее), да в конце концов, в какие места организма и его инфраструктуры лучше прятать шпаргалки (очень круто писать на белых полосках полосатых синтетических сорочек). Таким образом, очень сложные 2 и 3 курс вы встретите во всеоружии и сильно облегчите себе задачу.
  • Разобраться с материалами и источниками. В вузе вы сталкиваетесь с несколькими типами источников информации: лекции, методички (у хороших преподавателей лучше учебников), учебники, книги учебного профиля (например, того же Шилдта или издания O'Reilly я не назову учебниками), периодика (для студентов-айтишников не так актуально, а вот для естественно-научного и гуманитарного профиля — must read), интернет и в частности профильные сайты (Хабр, Toster, Stack Overflow). Важно определиться, что подходит вашей специальности и именно вам, как обрабатывать литературу. На старших курсах будет не до этого — нужно будет учиться по накатанной, специальные дисциплины будут нарастать. Кстати, пара прочитанных книг по теме это +100 при подготовке к экзаменам и к качеству ответа, а вот «качнутый курсач» может обернуться неприятностями. 
  • Общаться, знакомиться с однокурсниками и студенческой жизнью, влюбляться :)

На первом курсе не стоит рассеиваться и искать работу, забивать на учёбу, вдаваться в хобби. Это время даже не стартовать, а набрать силы и массу перед 2 курсом — настоящим стартом. Это не очень сложно, это гораздо свободнее и приятнее, чем школа, это просто интересно. 

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 2

Второй курс: начинаем борзеть

▍Ситуация

На втором курсе паритет между профильными предметами и общими дисциплинами начинает меняться, учёба становится сложнее и… понятнее, поскольку студент сталкивается с практическими задачами, начинает осознавать свою специальность. Появляются новые формы отчётности, которые на первом курсе кажутся экспериментом: коллоквиум, серьёзные курсовые работы, совместные проекты. Обучение переходит в новую фазу, но ещё не идёт по накатанной — приходится осваивать огромный пласт новой информации. Но зато вы уже привыкаете к преподавателям, правилам деканата, однокурсникам и правилам игры.

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 3

▍Как выжить?

  • Продолжать учиться, не прогуливая, аккуратно фиксировать информацию. Мне очень нравилась такая схема: записывать лекцию, отмечая попутно на полях неясные моменты вопросительным знаком, а потом в течение недели успеть разобраться с этими моментами и, если что-то осталось неясным, идти спрашивать у преподавателя. Этот метод ощутимо увеличивает глубину знаний, а серьёзный подход производит приятное впечатление (+1 на экзамене). 
  • Если есть такая возможность, увеличить нагрузку и пойти учиться на второе высшее или получать образование, связанное с английским языком (любым другим, который вам необходим). Это не сумасшествие: во-первых, мозг уже привык учиться и расширение горизонта обучения его не перегрузит, во-вторых, на заочке не так много занятий (2 раза в год установочные сессии, которые, к тому же, не совпадают с дневными). Вуз вы закончите с двумя дипломами и получите неплохой бонус на старте карьеры. 
    Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 4
  • Начать анализировать свои будущие потребности и прикинуть первичный выбор: вы хотите уйти работать в коммерческую сферу или в науку. От этого будет зависеть дальнейший вектор ваших усилий: прикрепляться к кафедре/лаборатории и в том числе заслуживать бюджетную аспирантуру (ну мы же честно пишем, да?) или начинать подрабатывать и пробовать специальность в реальном бою. Кстати, научная студенческая работа — отличное подспорье в учёбе как с точки зрения качества информации, так и с точки зрения всеобщего уважения. Впрочем, концепция может и перемениться. Мой выбор в своё время пал на науку — были и кафедра, и десятки научных конференций, и публикации со 2 по 5 курс, и помощь преподу при написании его диссертации, и бюджетная аспирантура. Но выбор был сделан в пользу денег и аспирантура заканчивалась уже с тремя годами коммерческого стажа и параллельным преподаванием. Когда настало время, определиться, динамичность бизнеса и деньги решили. Не жалею, но и не пропагандирую. Наука — это очень круто, работа в бизнесе — тоже. Сочетание — вообще огонь, но это для талантливых везунчиков :)

Кстати, именно после второго курса некоторые компании берут студентов в летние школы и на стажировки при условии достаточного владения стеком технологий (из хабровских этим славится Intel, очень хороший летний курс с задачами под любой интерес). Обязательно попробуйте попасть на такой.

Третий курс: курс на работу

▍Ситуация

Третий курс — переломный момент в студенческой жизни: профильные дисциплины побеждают, настаёт время определения специализации, содержимое зачётки обретает авторитет, зимой происходит экватор (то ещё испытание!). Важная задача на этом этапе — получить средний балл повыше, чтобы пройти на желаемую специализацию, а не ограничиваться тем, куда направят. Задача номер два — попробовать себя в деле на реальной работе, будь то 0,25 ставки в компании, работа в лаборатории или бесплатная стажировка. Так вам проще будет соотнести практические цели и теоретический поток, чтобы сформировать первичную профессиональную сущность.

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 5

▍Как выжить?

  • Найти работу по профилю (это важно) на половину дня. Делается это просто: составляете резюме и сопроводительное письмо, где указываете все-все свои значимые скиллы и достижения и рассылаете по HR-адресам подходящих компаний; спокойно ходите по собеседованиям и договариваетесь об особом режиме работы и небольшой оплате (вот тут не наглейте — зарплату нужно заслужить опытом, а не взять наглостью). На работе обязательно задавайте вопросы, прислушивайтесь к коллегам и спокойно выполняйте задачи — помните, профессионализм начинается с рутинных задач, в которых нужно разобраться до самого основания.
  • Продолжать учиться, используя уже привычные навыки и лайфхаки. Обязательно находите связи между работой и обучением — это значительно облегчает понимание и запоминание.
  • Продолжайте путь в научной стезе: выберите тему, которая вам близка и старайтесь именно ей посвящать все курсовые работы — так к концу обучения у вас будет почти готовая дипломная работа. Это очень крутая стратегия и даже удивительно, почему ею так редко пользуются.

Четвёртый курс: профессионально зреем

▍Ситуация

Четвёртый курс, как правило, сильно легче третьего — потому что как бы развивает его, углубляет. У вас уже есть понимание специальности, за спиной хотя бы одна стажировка и пара учебных практик, вы знаете, о чём думают преподаватели, а им известно, чего вы все стоите. Именно в это время можно уделять больше внимания на работе, позволять себе иногда отказываться от бестолковых лекций и семинаров (без крайностей).

▍Как выжить?

  • Не наглеть и не нарываться на неприятности.
  • Уделять внимание работе.
  • Продвигаться и углубляться в учёбе и в научной работе. Это время твёрдо заявить о том, собираетесь ли вы в аспирантуру и на какую специальность. Посмотрите паспорт выбранной специальности, проверьте, есть ли она в вашем вузе (в чужом дело примет сложный оборот).

Перед вами финишная прямая. Дальше — либо 5 курс, либо магистратура, которые по сути не сильно друг от друга отличаются (кроме длительности обучения). 

Пятый курс/магистратура: рост — работа — рост’

▍Ситуация

Пятый курс — очень интересный. С одной стороны, в первый семестр пытаются впихнуть всё что можно и случаются реально сложные дисциплины с тяжёлой отчётностью. С другой — второй семестр создаёт неправильную иллюзию окончания вуза: лекции только установочные перед госами, никаких экзаменов и обязаловки. Но в этом году самое главное — это государственные экзамены (госы) и защита диплома. И в чём-то они значительно проще прошедших лет, но ответственность и единственная попытка (ну, в адекватном случае) делают их панически сложными.

▍Как выжить?

  • На пятом курсе главное — не тянуть с подготовкой. Увы, диплом/магистерская за майские праздники выходит отвратительно корявым и позорным даже если он рождается из научных и курсовых работ предыдущих лет. Та же история с госами — увы, за ночь этот объём не осилить. 
  • В начале года вам назначат руководителя по диплому и преддипломной практике. Встретьтесь с ним, поговорите, спросите о требованиях, составьте план. Увы, бывает что самый идеальный преподаватель оказывается отвратительным и безответственным дипломным руководителем, который прочитает ваш кирпич в последний момент и либо раскритикует всё, либо (и это хуже) забьёт на глубокий анализ. Если в декабре-январе почувствуете, что с дипломным руководителем проблемы, настойчиво требуйте замены и не бойтесь подвести: его не уволят и не депремируют, а у вас будут гарантированные проблемы.
  • Как только получите задания на госы, заведите тетрадь и отдельный документ в ПК и начинайте готовиться. За месяц до госов у вас должны быть все проработанные вопросы. Не стоит брать прошлогодние распечатки — как правило, им лет по 7-10, и многие из них содержать устаревшую информацию. Не хочу никого успокаивать, но у госов есть фишечка — в день самого экзамена и накануне происходят некие чудеса. Правильная раскладка — залог успеха, ну вы поняли :)
  • Пишите диплом заранее, готовьте материалы, прорабатывайте практическую часть. Обязательно покажите диплом на работе или на месте практики неравнодушному специалисту, так можно избежать очень обидных ошибок. 
  • На госах отвечайте уверенно и чётко, упуская очевидные моменты — вас остановят и спросят по этим моментам. Не всегда срабатывает, но в целом неплохая стратегия. На дипломе помните одно: в аудитории вы знаете свою тему лучше всех, а значит, важно донести знания до комиссии, показать проработанность темы и интерес (не зубрите и не читайте по бумажке). 

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 6

После защиты диплома вы резко растёте в цене как специалист — и это правда, потому что на российском рынке в 99% случаев специалист без образования просто стажёр. Но прежде всего растёт ваша ценность, если вы уже работаете — ведь теперь работе можно уделять полноценный день. Самое время сделать первый шаг к карьерному росту. 

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 7

Вуз: вопрос — ответ

Что делать, если завалил экзамен?

Не паниковать, не умолять, не пытаться дать взятку. У вас будет ещё 2 шанса + комиссия (от вуза к вузу по-разному). Понять свои ошибки, отработать материал, попросить о помощи преподавателя и однокурсников. Возможно, нанять принимающего экзамен преподавателя в качестве репетитора на короткий срок. Если причина субъективная — жалуйтесь и требуйте созвать комиссию.

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 8

Как сдать экзамен проще?

Готовиться заранее, пройтись по всем билетам. При подготовке использовать 2-3 альтернативных источника информации, научиться представлять информацию в виде схем — так вы лучше запомните «скелет», а остальное само нарастёт. 

Как объяснить преподавателю, что я работаю?

Многие преподаватели не любят работающих студентов, поскольку с ними много проблем. Попробуйте заранее (не по факту!) извиниться и объяснить, что иногда вы не сможете присутствовать на семинарах и лекциях, поскольку вынуждены работать. Но вы твёрдо обещаете не претендовать на освобождение от экзамена и испытать гениальные тезисы с лекций в условиях реальной работы.

Как объяснить работодателю, что я учусь?

Работодатели не любят учащихся, но сейчас всё больше идут навстречу. Обговорите оклад, время работы и отработки, график, скорость решения задач. Определите круг задач, которые вы готовы выполнять с гарантированным качеством. Честная и умная голова с частичным графиком за адекватную заработную плату лишней не будет, но если договориться не удаётся, меняйте работу, не тяните время. Понимание и уважение — важнее любой корпоративной культуры. Увы, не все это понимают.

Библиотеки мертвы?

Нет. К тому же, читальный зал и библиотека вашего вуза — простой способ сэкономить огромные деньги на дополнительных материалах, периодике и учебниках.

Если нужно прогулять, что выбрать: лекцию или семинар (практику)?

Универсального совета нет. На лекциях даётся больше информации, практика ценная только для технических (расчётных) дисциплин, на остальных ваши одногруппники и вы будут читать доклады с листочка-распечатки. А бывает, что на семинарах дискуссии и классные групповые работы, а лекция — чтение методички от сих до сих. Смотрите по ситуации, но без повода реально лучше не прогуливать, чтобы потом проще сдавать.

Лезть ли в студенческое самоуправление?

Если есть время — да, это даст вам небольшую фору в обучении и сильнее привяжет к вузу. Особенно ценно заниматься интеллектуальными факультативами: Научным Студенческим Обществом, клубом «Что? Где? Когда?» и проч. В какой-то момент это может стать решающим фактором при поступлении в магистратуру или при переводе на бюджет. Главное, не позволять студенческой жизни отнимать время у учёбы и работы.

Меня заставили… а я хотел стать (ветеринаром, врачом, программистом, биологом, историком, политологом, геологом…).

Мы живём в уникальное время: можно перевестись, переучиться, получить дополнительное высшее образование и сочетать с основным. Иногда можно просто попробовать работать не по специальности, продемонстрировав свои способности к самодисциплине и обучению. Главное, не погружайтесь в пустое мечтательство, а действуйте — в 35 вам уже не захочется что-то активно менять, а работа будет тяготить. 

Вуз — это ступень, это база всей карьеры, которая должна быть у любого современного человека. И относиться к нему как к чему-то ненужному это всего лишь максималистская позиция, которая аукнется неприятностями гораздо позже. Поэтому мемы мемами, а жизнь, она другая и она требует в условиях конкуренции максимум преимуществ. Не упускайте время, оно ответит вам взаимностью.

Алчный постскриптум

А если вы уже выросли и вам не хватает чего-то для развития, например, хорошего мощного VPS, заходите на сайт RUVDS — у нас много интересного.

Век живи — век учись. Часть 2. Вуз: 5 лет или 5 коридоров? - 9

Автор: ru_vds

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js