«А нам и без магистратуры неплохо…»
- Билл Гейтс не имеет высшего образования – только два года обучения в бакалавриате Гарвардского университета…
- Стив Джобс проучился всего 1 семестр в колледже…
- Павел Дуров имеет диплом специалиста-филолога, а основатели Яндекса – Аркадий Волож и Илья Сегалович учились на геологов…
Этот список можно было бы продолжить и убедиться, что и без специальной магистратуры в области информационных технологий можно очень неплохо преуспеть в области IT.
Но это не совсем верно. Попробуем это доказать.
1. Профессиональный рост основывается на подтвержденных компетенциях
Обычное возражение против дальнейшей учебы звучит примерно так: «Я уже работаю в хорошей компании и в отличном коллективе, я уже нормально зарабатываю и меня все устраивает». И с этим действительно не поспоришь: человек всем доволен. Но пройдет всего несколько лет, и если не расти интеллектуально, карьерный рост тоже окажется под вопросом. Чем крупнее бизнес, тем большее значение придается всевозможным дипломам, сертификатам, степеням и другим знакам отличия, которые сигнализируют в HR-службы, что человек достоин повышения и в должности, и в окладе… В средних и больших компаниях, где среди сотрудников есть хотя бы малейшая конкуренция, при возникновении вакансии на повышение выбор будет сделан в пользу более образованного. Хотя бы по причине того, что начальнику так проще объяснить свое решение: «Извини, вы оба хороши, но у тебя же только начальное высшее…»
2. Работать, не сгорая
Профессиональный аргумент, о котором часто говорят специалисты: даже очень творческая и вдохновенная работа с течением времени превращается в рутину, и через несколько лет кураж и задор сменяются творческим выгоранием. Человек чувствует себя «рабом на галерах»: работа надоела, а уйти – некуда, потому что он умеет только то, что делал вчера и делает сейчас… Можно было бы и переучиться, но к этому моменту, как правило, у человека уже семья, которую надо содержать… Да и сама работа съедает все время, не оставляя возможность учиться: «Текучка заела!» Магистратура дает более широкий взгляд, повышает эрудицию, ориентирует на анализ и рефлексию, формирует критическое
Кстати, недальновидные работодатели именно по этой причине если не впрямую запрещают учиться дальше, то, как минимум отговаривают от этого и чинят всевозможные препятствия: более квалифицированного специалиста труднее удержать на одном и том же месте в течение нескольких лет…
3. Формальности в реальности
Еще один – очень скучный – аргумент, над которым в 20 лет особо не задумываются. Сейчас в нашей стране разрабатываются и начинают применяться стандарты профессиональной деятельности, в которых прописывается не только то, что должен знать и уметь сотрудник в своей области, какие функции выполнять и за что нести ответственность – в них также прописан уровень образования, который позволяет ему занимать даже небольшие управленческие должности. Например, чтобы руководить проектом, надо иметь за плечами магистратуру. В скором времени эти стандарты станут обязательными, по крайней мере на крупных предприятиях и в госкомпаниях. Через несколько лет возможность двигаться по служебной лестнице в большом бизнесе без диплома магистра станет очень проблематичной. Но даже и для малого бизнеса, и для фрилансера отсутствие специалистов с магистерскими дипломами может стать препятствием для выигрыша тендера на разработку ПО или реализацию проекта.
4. Все нужно делать вовремя, в т.ч. учиться
И плавно переходим к следующему аргументу: чем человек моложе, тем легче учиться. Если отложить магистратуру «на потом», помимо семьи и дома, которые будут требовать все больше времени и денег, придется ломать себя: из профи превращаться в ученика, слушать других, а не себя, принимать чужие решения, а не свои… И вообще
5. Профессиональные навыки и нетворкинг
Можно привести также очень спорный аргумент, но который, тем не менее, «работает» на практике: во время учебы формируются не только новые знания, умения и навыки, но и новые контакты и связи. По опросам выпускников магистерских программ, среди основных преимуществ учебы неизменно в числе главных называлось формирование профессионального окружения – специалистов, с которыми дружишь «не по переписке», а которых «видел в деле». Интернет – конечно, замечательная информационная площадка, но порой виртуальный образ весьма далек от реального. А знающие друг друга в оффлайне однокашники, как правило, перезваниваются и консультируют друг друга, получают рекомендации и советы, находят новые более интересные и привлекательные места работы. Не пройдя совместную школу и только через «виртуальную дружбу» очень трудно вступить в это профессиональное сообщество.
6. Учимся учиться
Есть еще одно очень, казалось бы, весомое утверждение против учебы: «В IT-сфере все так быстро развивается, что на магистерских программах преподают «вчерашний день»…». Вероятно, так и было еще несколько лет назад. Но сейчас магистратура, в основном, учит учиться, а значит – выпускник магистратуры будет более успешно воспринимать новое, владеть навыками самообучения. В магистратуру приходят преподаватели из бизнеса, чтобы не только поделиться своим опытом, но и научить выпускника «под себя», формируя актуальные компетенции. Вот, например, в МАИ сейчас стартуют 5 новых программ IT-магистратуры, на которых ведущая роль отводится наиболее известным IT-компаниям, которые не только предоставляют места для стажировки, но и ведут занятия и обучают студентов.
Кроме того, сверхзадача современной магистратуры – на всю жизнь сформировать «зависимость» от учебы, от получения новых знаний. И тогда можно не сомневаться, что карьера сложится очень удачно.
7. Деньги
От разговоров о душе плавно переходим к деньгам. Пока в нашей стране еще есть бюджетные места в магистратуре, но сохранится ли действующий порядок через несколько лет, когда сегодняшний выпускник бакалавриата «созреет»?..
Кстати, о примерах выше. Билл Гейтс с 18 лет ежедневно читает не менее 200 страниц профессиональной литературы, поэтому его можно назвать одним из самых самообразованных людей в мире. Стив Джобс тоже очень много читал и имел широчайший кругозор. А Павел Дуров, Аркадий Волож и Илья Сегалович получили широкое, в чем-то избыточное, образование в лучших советских традициях, которое приучало «учиться, учиться и еще раз учиться…»
Более подробная информация тут
Автор: itmai