Ознакомившись со статьей “Будущее высшего образования” и изучая проблемы и их решения, предложенные автором и комментирующими, я вдохновился написать свое рассуждение на данную тему, а также привести несколько уже существующих и разрабатываемых примеров.
Исходя из идеалистических взглядов можно предположить, что в будущем образование станет доступным для всех, однако, дабы добиться такого результата, оно должно претерпеть некоторые изменения и решить следующие проблемы:
- Зависимость от месторасположения. Ведь большинство Университетов требует присутствие студентов на лекциях и на экзаменах соответственно.
- Стоимость обучения. Учиться в университете, особенно популярном, всегда обходилось в копеечку и доступно далеко не всем.
- Социальная и религиозная стигматизация. Да-да, хоть мы и живем в 21 веке, такой феномен все же не редкость и встречается в некоторых странах мира.
- Низкая заинтересованность учеников в полном и успешном окончании учебной программы. Молодые специалисты зачастую ставятся перед выбором между построением карьеры и получением академических степеней, ведь для ряда компаний, особенно в сфере IT, более важен опыт и навыки кандидата, а не наличие диплома о высшем образовании.
Делая вывод из представленных выше проблем, первое решение, которое приходит на ум — это онлайн обучение. Однако и у такого типа образования есть ряд проблем, которые требуют решения:
- Легитимность сертификатов.
Интернет полон различного образовательного контента, где по окончанию онлайн обучения выдаются различные электронные сертификаты, однако как же их оценить и доказать, что они являются истинными? - Разнообразие образовательного контента.
Конечно же, наличие выбора, это обычно плюс, но при таком количестве различных платных и бесплатных курсов, как же заранее понять, что он стоит потраченного времени и денег? - Все та же низкая заинтересованность учащихся в успешном окончании курсов.
Только ~5% (Источник) от записанных учеников заканчивают онлайн курсы.
Исходя из имеющихся на сегодня технологий, данные задачи все же возможно решить системно. Если создать треугольник взаимодействия между такими группами, как Учащиеся, Образовательные организации и Предприятия, где Предприятия смогут напрямую диктовать требования по наличию определенных навыков (пройденных курсов) у кандидатов, Образовательные организации смогут предоставлять отдельные и блоки курсов для соответствующих позиций в предприятии, а Учащиеся смогут прозрачно видеть, к чему приведет успешное окончание курса/блоков курсов.
Такая система выгодна для всех трех сторон, так как Предприятия смогут сэкономить на рекрутинговых компаниях и обучении/повышении квалификации, а также получить больший процент заинтересованных и подготовленных для их позиции специалистов. Образовательные организации получат дополнительных студентов, рейтинг, а также могут быть финансированы самими предприятиями. Учащиеся же смогут легко составить план своего обучения с последующим карьерным ростом в лучших образовательных организациях мира.
К тому же, создается множество дополнительных возможностей по динамичному и облегченному мониторингу рынка труда и его трендов. Предприятия получат доступ к кандидатам по всему миру, Образовательные организации не будут зависеть от местоположения, а учащиеся смогут получить работу своей мечты.
Изучив существующие варианты в интернете, я обнаружил несколько проектов, занимающимися решением современных проблем образования:
- Udacity был создан на основе успешного пилотного онлайн-курса в Стэнфорде, который привлек 160 000 студентов из более чем 190 стран.
- Coursera имеет 24 миллиона зарегистрированных пользователей для своих программ и предлагает более 2 000 онлайн-курсов.
- Open edX — это платформа с открытым исходным кодом, которая поддерживает курсы edX, которые насчитывают более 10 000 000 пользователей. Благодаря данной платформе процент студентов, которым потребовалось пересдавать определенный курс, снизился с 41% в традиционном формате до 9% среди тех, кто прошел смешанные курсы edX.
- Udemy насчитывает более 7 миллионов студентов и более 30 000 курсов по состоянию на 2016 год. Кроме того, она насчитывает более 16 000 преподавателей и 80+ курсов на разных языках, не считая обучающего портала “Udemy for Business”.
- Open Source University стартап, представляющий собой глобальный регистр профессиональных навыков на блокчейне. Если верить разработчикам, они планируют объединить все онлайн курсы в одну систему и связать их с компаниями и учениками по всему миру.
В тандеме они решают практически все проблемы, представленные в вышеупомянутой статье, кроме, к сожалению, отсутствия практических занятий при онлайн обучении, например, в естественных науках. Данная проблема может быть решена путем создания локальных представительств курсов, где можно пройти практические занятия в форме факультатива, или же в качестве обязательного курса для определенных специальностей. К сожалению, обнаружить глобального и распространенного решения проблемы практики я не сумел, однако, я считаю, что при таком векторе развития системы образования, она также будет решена.
Автор: Vsevolod Okhrimenko