Тут на Хабре нарисовалась переписка про необразованную молодёжь и высказались студент и преподаватель. Ну ведь явно чего-то не хватает — а именно мнения крайнего в этом процессе — работодателя. Этот пост мы написали буквально за два часа, потому что накипело за предыдущие годы. И это будет не стерилизованная и выверенная статья, а крик души.
Дорога к хорошей работе всегда непростая и требует усилий
Крик души компании-разработчика. Итак, мы — небольшая компания, которая делает CRM-системы и софт для бизнеса. Наша система имеет мало общего с новомодными CRM-ками, так как рассчитана на уважающий себя бизнес, желающий жить на рынке долго и счастливо, а не два месяца. Система непростая в разработке, требует от программиста не только владения технологиями, но и бизнес-мышления, понимания процессов (ну представьте, сегодня автоматизируем телекомпанию, завтра гипермаркет, а вчера — рекламное агентство или производство, и везде требования-ТЗ-доработки).
Так вот, у нас вечное кадровое недоедание во всех сферах: от продажников до программистов. Да, ребята приходят, общаемся, директор (он же главный разработчик) лично по три часа собеседует каждого соискателя. И расходимся. Потому что есть понимание того, что человек у нас не задержится. Почти все наши программисты пришли к нам студентами и всех мы вырастили сами, начиная с языка и заканчивая code style. Неудивительно, что такие люди работают в компании по 10-15 лет — они идеально к ней подходят. Но! А вот дальше огромная цепочка разных «но», почему таких ребят всё меньше.
«Любите меня, я подарок»
Примерно с такой позицией приходят самые молодые, ещё не видевшие работы в бизнесе, ребята. Они амбициозные, смелые, даже наглые, но их амбиции не подкреплены ничем. И вот она, главная проблема с их стороны, — завышенные ожидания от бизнеса и от работы. Очень точно сформулировал aleshqqa1337 в своей статье: «Воображал себя сидя за компьютером в каком-нибудь крутом офисе создавая программу».
Деньги. Молодые специалисты (которые даже не джуны, а едва ли не стажёры) листают Мой круг, Хедхантер, слушают старших товарищей, смотрят на заграничные ресурсы, впитывают истории про сказочные заработки ИТ-шников и просят суммы, совершенно не соответствующие квалификации и умениям. Любой (вру, не любой, — адекватный) бизнес поднимет зарплату хорошему сотруднику, и не раз. Но только в ответ на экономический эффект от работы сотрудника. Проще говоря, ты приносишь фирме больше — она тебя весомее благодарит. Но когда ты пришёл и компании предстоит тратить эффективное рабочее время инженеров на твоё обучение, она никогда не заплатит тебе сумму уровня миддла. Просто потому что пока ты — источник затрат: стол, компьютер, софт, IDE, обучение, еда-вода, Интернет и т.д. И пока ты эти затраты не окупаешь. Так что стоит реальнее относиться к зарплатным ожиданиям.
Офис. Опять же, на Хабре можно насмотреться на прекрасные офисы Google, Avito, Badoo… Шлифануть это парой фильмов про Силиконовую долину — и вот уже новичок ищет глазами гамак, пуфики, настольные игры и кроватки для послеобеденного сна. Крутой офис — в их понимании. Начнём с того, что большинство ИТ-компаний, особенно в регионах, сосредоточены на том, чтобы офис был современным, комфортным и рабочим, а потом уже все эти прибамбасы гигантов. Поверьте, пуфики вообще не решают. А вот уровень софта и готовность к обучению — решает. Кстати, если вы не будете смотреть на картинки, а придёте в офисы больших компаний (например, на митапы), то увидите, что все сидят и работают за мониторами и ноутбуками, а не играют или покачиваются в гамаках. А если и лежат где-то, то непременно с ноутбуком на животе с открытой IDE, например.
Работа. Думаю, никто из не удивится, что разработка — это часть кода, над которой ты работаешь. Молодёжь полагает иначе (и это косяк образования): что они придут, сядут за крутой ПК (а и это не всегда) и начнут пилить полностью какую-то Программу, а лучше игру. Не-а. Вы придёте и начнёте с малого — возможно, даже просто минимального тестирования. Постепенно вы получите свой блок работы и будете коммитить сперва через ревью руководителя, а потом и самостоятельно. Если компания вовлечённая, то к вам будут прислушиваться и вы сможете предлагать какие-то свои разработки и усовершенствования (и даже претендовать на долю с их внедрений). Основная причина такого постепенного погружения проста — безопасность и коммерческая тайна. Ну и отсутствие необходимых навыков у молодого сотрудника.
Отношения. И тут не всё просто! Молодой специалист нередко переносит социальные шаблоны студенчества на рабочие рельсы. Это неправильно. Нельзя стать любимчиком публики, перепощивая смешные ссылки в рабочий чат, рассказывая мемы и демонстрируя свои вузовские знания. Стать частью команды можно только работая на общую цель. Если вы хороший человек, но необучаемый и бестолковый работник, с вами либо расстанутся, либо предложат попробовать себя в другой должности. Не стремитесь влететь в коллектив, как ракета — осмотритесь, поработайте, прислушайтесь, покажите себя с выгодной стороны. Всё быстро сложится.
Забудь дедукцию — давай продукцию!
Если не смотрели эту репризу Аркадия Райкина, обязательно найдите и посмотрите — она очень точно отражает спор последних дней на Хабре. Если коротко, то вузы не дают нам тех специалистов, которые нам нужны. Собственно, именно поэтому и открываются школы крупных компаний для студентов — ребят с хорошей теоретической базой обучают решению практических задач, выбирают самых-самых и забирают в коммерческий бизнес. Круто, полезно, удобно. Но остальным тоже надо работать, а кроме того, есть выпускники, которые стремятся попасть в небольшую компанию или даже стартап (мы писали об этом). И вот они, очевидные болячки вузовского образования, всплывают в начале стажировки или работы молодого специалиста (и не только программиста!).
Нет системности образования. Реально — на первом курсе могут дать язык С, а на четвёртом внезапно ввернуть алгоритмы. Учебный план часто строят люди, далёкие от конкретных дисциплин, поэтому получаются такие вот перекосы. Выход один — с первого курса начинать работать. Нет, это не будет в ущерб учёбе: всегда можно найти компанию, с которой договориться о работе на полдня или с плавающим графиком. Во время такой стажировки студент усвоит требования бизнеса и сможет адекватно воспринимать программу обучения. И нет, это не перегрузка ребёнка — во-первых, дети в школе закончились, а во-вторых, он/она один фиг дома за компьютер сядет. Так лучше с пользой, на работе и за деньги (за обучение).
Устаревшие учебные планы. Да, преподавать некому — и это катастрофа. Толковые уходят в бизнес, старые не могут освоить новое, молодые тырят лекции из интернета. И чтобы сохранить хоть какое-то равновесие в образовании, методические отделы ставят те предметы, которые штат может преподать. И это вина тех, кто устанавливает преподавателям порнографически низкие зарплаты. Вот вам инсайд буквально прошлой недели — доктор наук, профессор, зав. кафедрой, совмещающий ещё одну административную должность и имеющий ставку учебной нагрузки, получает 53 000 рублей. А прикиньте, сколько он к этому шёл! Что говорить о молодых преподавателях — собственно, суммы уже были названы в первом ответе.
Преподаватели, которые не знают предмет. Увы, так и есть — но не потому что они такие плохие, а потому что знать программирование, инженерию, администрирование и вообще любую часть разработки без практики — нонсенс. Но они привыкли преподавать, и в вузе почти нет практиков — ищите их на программах дополнительного образования или в корпоративных университетах (мы на прошлой неделе об этом уже писали).
Выкормыши интернета. Это уже о студентах. Интернет для программиста бесценен: это и вопросы-ответы, и форумы, и опенсорс, и учебные видео-курсы-книги, и Хабр. Но им нужно уметь пользоваться и при этом контролировать себя, иначе получится так, как получается: молодые программисты схватывают информацию по верхушкам, находят готовые куски кода и тащат их сперва в курсовые и дипломные работы, а потом и в продакшен на работе. При этом они могут даже не проверить работу кода и не разобраться, как он поведёт себя в программе. Ну а если найденный код заработал — то всё, считайте, перед нами тру-программист. Ну точнее, он так о себе думает.
Ужасные базы практики — а вот это вина вузов. Ответственные за практику студентов направляют их за формальными отписками с печатями, не желая сотрудничать с компаниями и выбирать стажировки с учётом трёхстороннего интереса вуза, студента и бизнеса. В итоге молодой неработающий выпускник не имеет ни малейшего представления о том, как устроен бизнес, проект, откуда доходы и расходы и т.д.
Экономика, менеджмент, маркетинг. Тут совсем-совсем всё плохо. Те основы, которые дают в вузах, не имею ничего общего с реальностью. Да, совершенно не вредно почитать Мескона, Макконела, Котлера и т.д., но стоит понимать, что мир изменился, информационные технологии и ускорение процессов внесли коррективы во все сферы и не всё работает по тем законам, которые описаны. Так что выход один — зубрить, сдавать и не принимать близко к сердцу. А вот на что стоит обратить внимание, так это физика, математика, матанализ и прочие точные дисциплины. Теоретическая база и склад
Хотя и за работодателями есть огромный косяк — мы все хотим людей с опытом. На самом деле, это не всегда так. Бизнесу нужны люди, умеющие вникать и учиться, перестраиваться в новых условиях, уходить вглубь и вширь вопроса.
Кстати, немного об ответе преподавателя-совместителя PavelMSTU. Есть лукавство в его словах. Например, совершенно дикое рассуждение о том, что раньше экономика требовала кадры, а сейчас всё подспало. Вы на вакансии компаний посмотрите, которые они закрыть годами не могут, оцените рынок труда — современная экономика требует гигантское количество кадров, но хотя бы с минимальной квалификацией и пониманием того, как учиться работать в бизнесе.
В вузах учиться надо — это факт, и ещё раз пережёвывать аргументы не будем — они все в нашем недавнем посте и в комментариях к нему. И совершенное враньё, что в вузах и в бизнесе вас ничему не научат. Научат! Если вы, конечно, хотите учиться.
P.S.: пользуясь случаем, напоминаем, что мы ищем программиста Delphi и web-разработчика — только офис, только Нижний Новгород. Можно совмещать с учёбой. И да, всему научим. Подробностей не будет — приходите, поговорим.
Автор: Axelus