Менеджер проектов uKit Group Алексей Попов рассказал«Роем!», как неверные записи в геолокационных базах заставили бюджетников,чиновников и частные компании заниматься«мартышкиным трудом».
Эту статью нас побудило написать то,что история циклична,а люди,принимающие исторические решения,не всегда достаточно разбираются в ИТ.
Аккурат к началу 2015 учебного года в силу вступила новая редакция«Закона о персональных данных», в соответствии с которым сайты государственных и муниципальных учреждений,в частности,школ,должны были физически храниться на территории РФ. По данным Росстата,на тот момент в стране работали 42 с лишним тысячи школ. Почти 20 тысяч образовательных и социально-значимых учреждений держали сайты на нашем конструкторе uCoz.
Обратить особое внимание на этот сегмент нас заставили обращения от администраторов школьных сайтов,которые еще с начала 2015-го посыпались,как из рога изобилия. Например,один из отчетов техподдержки выглядел так:
Татьяна,завуч,сообщает: прислали официальное письмо,в котором говорится о том,что школе требуется сделать сайт на определенных сервисах(их несколько на выбор) в связи с тем,что uCoz — компания американская…
Вскоре мы смогли получить и образцы таких официальных писем.
Фрагмент письма от Департамента образования,науки и молодежной политики Воронежской области,разосланного по муниципалитетам в июне 2015 года.
Иногда,судя по переписке с администраторами,распоряжения о переезде с uCoz отдавались им устно,без каких-либо документов. Помимо«зарубежной» привязки хостинга чиновники часто обращали внимание на рекламные баннеры,появлявшиеся на части веб-ресурсов. Для обычных сайтов,как многие помнят,реклама в uCoz снималась по оплате,но для образовательных учреждений и социально значимых ресурсов всегда делались исключения. Экономики в этом сегменте нет. Это прекрасно иллюстрирует хотя бы пример существовавшего с начала 2010-го,но потом закрывшегося,специализированного конструктора от «Российского общеобразовательного портала».
Для нас обслуживание школ было скорее социальной ответственностью: достаточно было раз прислать нам справку о том,что сайт принадлежит образовательному учреждению,как ресурсу выделялся бесплатный хостинг,с него снималась реклама. Теперь встала задача помочь этим пользователям отстоять свои сайты от ненужного переезда — ведь они уже находились на территории России.
Как нас стали считать иностранной компанией
До конца 2014-го едва ли кого-то сильно волновало,что прописано во whois: многие наши ip-адреса числились за Виргинскими островами,Великобританией,Нидерландами и другими государствами. При этом привязка в записи далеко не означала реальное место дислокации сервера. На иностранные мощности мы выносили обычно только тех,кому это было объективно нужно. Школы в этот разряд,конечно,не попадали. Но случаи,когда сайт мог хоститься за рубежом,были возможны.
Поэтому мы написали отдельный парсер под поиск сайтов организаций,подпадавших под редакцию закона,и стали переносить их в московские дата-центры,если это было необходимо. Параллельно администратор ресурса мог самостоятельно узнать физический адрес сервера через отдельный сервис,запущенный нами специально под этот случай. И если сайта не оказывалось в выборке,а переезд требовался,человек мог сообщить нам об этом.
К весне 2015-го основной фронт работ по переездам был завершен,и мы запустили сервис для автоматического получения справок о том,что физически сервер с вашим сайтом расположен на территории страны.
Однако,как в старом анекдоте, — сайты переехали,а записи в различных базах остались.
Когда на школы сверху массово начали спускаться письма с требованием проверить готовность к исполнению закона,то либо прямо указывали,что сотрудники Департамента проверили сайты по такой-то базе и нашли там«нерусские» на uCoz,либо рекомендовали определенный бесплатный сервис для самостоятельной проверки. И это при том,что открытые базы обычно 2−3-летней«свежести». Кто-то из администраторов в этот момент шел к нам за помощью(«я все понимаю,но нам грозят штрафом»), а кто-то — молча исполнял требование переехать еще раз,обычно уже на платный хостинг.
Сравнение: снизу — информация,которая по факту отдавалась держателем зоны DNS; сверху — старые данные от speed-tester.info,который использовали и рекомендовали для проверки в некоторых региональных департаментах.
Самым удивительным в этой«патриотической» истории было то,что многие из рекомендованных в официальных письмах сервисов либо опирались на зарубежные геолокационные базы,либо и были зарубежными. Вот выдержка из одного из постановлений:
В данный момент,согласно данным открытой базы данных MaxMind GeoIP,ваш сайтkdm62.ru «Молодежная политика и спорт Рязанской области», IP 193.109.246.150 географическирасполагаетсяпоадресу: British Virgin Islands Government,Mayfair,London W1K 7PJ,Великобритания,в сети хостинг-провайдера Filanco LTD,…
При этом MaxMind — американская компания,но авторитетом становились именно данные службы геолокации.
А самым печальным оказалось то,что кто-то,используя устаревшие базы,предлагал школам переезд на платные решения. Сначала мы думали,что в целях очень странной попытки заработка(повторю,экономики в сегменте школьных сайтов нет), но оказалось,скорее,это был«испорченный телефон».
Ищем,кому выгодно
Если список баз геолокации,с которыми нужно было работать,стал понятен довольно быстро,то добиться конкретики о том,кого школам рекомендовали взамен uCoz,было непросто. Даже самые активные в плане общения администраторы сайтов часто опасались озвучивать детали. Поэтому оценить массовость истории с предложением других компаний было сложно.
Фрагмент переписки с «Интэрсо».
Мы смогли восстановить лишь несколько сюжетов. Одним из героев расследования стала петрозаводская студия«Интэрсо». К нам в руки попала копия письма,которое те отправили в департамент образования Свердловской области. Так как Карелию и Урал разделяют пара тысяч километров,мы заподозрили массовость этих рассылок и поспешили связаться со студией.
В переписке директор компании подтвердил,что письмо с предложением своих услуг чиновникам там рассылали по своей инициативе. А в телефонном разговоре он поделился деталями: оказалось,что они парсили выдачу поисковиков,автоматически прогоняли результаты по speed-tester.info и отправляли«письма счастья», не учитывая свежесть данных в базе. Инициативу понять можно — с 2010 года у компании существовал свой проект конструктора сайтов.
После личного общения мы больше не получали информации о том,что ребята практиковали такие ходы. За это — большое им человеческое спасибо.
Такие случаи были точно не единственными,а подобные рассылки получали и администраторы сайтов.
Фрагмент письма,полученного нашим пользователем от компании,использовавшей тот самый MaxMind для определения прописки сайта.
Другой случай показал,что иногда рекомендации конкретных поставщиков услуг были чистой и незамутненной инициативой самих чиновников на местах. Вероятно,получив предписание курировать исполнение закона,кто-то задумался — что делать с теми учреждениями,чьи сайты действительно окажутся на зарубежных серверах(те же иностранные конструкторы,работающие на российском рынке,действительно не спешили выполнять требование о переносе,что легко гуглится по официальным форумам).
Так,в Краснодарском крае на совещании кто-то вспомнил о местном провайдере на базе университета — KUBANnet,и до самих школ по испорченному телефону долетело указание — переезжать туда. Опять же,обратимся к отчетам техподдержки:
Новый директор: говорит,пришла директива о необходимости переноса на другой сервис. У нас их все устраивало,но они со своей стороны рекомендацию полностью исполнили.
Во время разговора о продлении домена с одной из учительниц,которая админит сайт школы Новопокровского района,она сказала,что вряд ли [домен продлят], так как сайт делают новый на неком«Кубаннет». Такие рекомендации получили школы от управления образованием.
Причем,изначально все строилось на основании устных рекомендаций. Поняв,что история более-менее массовая,мы связались с представителями«Кубаннета» и выяснили,что после запуска этой истории их попросили составить письмо-подтверждение о том,что они готовы хостить школы. Письмо,естественно,составили,но едва ли были очень рады самому факту переездов: потому что видели,что экономики в этом сегменте нет.
В итоге,пытаясь на протяжении нескольких месяцев ответить на вопрос,могли ли переносы сайтов школ быть кому-то выгодны,мы все больше приходили к мысли,что выгоду могли извлечь только чиновники-популисты — отчитавшись о найденных нарушениях и их исправлении. И неважно,что сайты перенеслись бы с одного российского хостинга на другой — виновата во всем была ИТ-неграмотность кураторов процесса.
Как с этим бороться
Итак,вопрос был не в физическом расположении серверов,а в записях,оставшихся в открытых базах — на их основе и делались выводы,чей сайт«буржуйский», а чей нет. Так как проверки были инициированы региональными департаментами,первой мыслью было охватить их все,поднявшись на уровень выше — в Министерство образования.
Официальный заход по этому вопросу мы сделали еще в марте,сначала изложив свою версию в официальном письме в само Министерство,а потом обратившись в Роскомнадзор за официальным заключением,где находятся сайты школ на нашей платформе. Представители Роскомнадзора были не в курсе,что департаменты работают со старыми базами,и,изучив наши доказательства(общую выборку сайтов и примеры,из-за которых уже возникали споры), согласились с тем,что система проверок должна быть систематизирована.
Рекомендации ушли в Минобрнауки в конце апреля 2015 года.
Фрагмент письма за подписью тогдашнего замруководителя Роскомнадзора М.Ю. Ксензова в Минобр от 27.04.2015.
Но понятно,что одними рекомендациями сыт не будешь. Пока они дойдут(и дойдут ли) до тех,кто курирует вопросы школьных сайтов на местах,мы продолжим терять пользователей. Поэтому,взяв список сервисов,которые использовали в региональных департаментах,мы стали связываться с их командами и владельцами.
Где-то,как в случае с уже упомянутым MaxMind,достаточно было заполнить заявку и подождать пару недель — и это было оперативно; хотя риск,что за это время где-то пройдет очередная большая рассылка«писем счастья», заставлял нас хотеть«вчера». Во многих случаях срок обновления баз был менее контролируем,и проблема была банальна:
Содержать самые актуальные базы у нас нет возможности,ибо они стоят $90 в месяц, — подобные ответы мы получали несколько раз.
История о том,что одни сервисы использовали сторонние решения,тоже встречалась регулярно: так,в популярном 2ip.ru выдавались данные IPgeobase(эта база перестала обновляться и ее владельцы не выходили на связь), но,спасибо команде,после запросов они переработали механизм на своей стороне.
В итоге,история с обновлением сторонних баз растянулась с марта до августа 2015-го,но со всеми удалось договориться о бесплатном обновлении данных по нашим подсетям. Тогда же постепенно стала спадать волна проверок на предмет выполнения школами новой редакции закона. Хотя отголоски той истории наблюдались еще долгие месяцы.
Разбираясь с этой ситуацией,мы сознательно не делали массовых рассылок по пользователям,так как понимали,что педалирование темы может напугать их. Ведь речь шла о сегменте,который,хочет он того или не хочет,скорее выполнит предписания,пусть даже и негласные,если они исходят«сверху».
Лучшее,что можно сделать в таком случае: повлиять на то,на что вы можете повлиять. Да и найти общий язык с коллегами по отрасли обычно проще.