Дорогие Марк, Джек и Алишер!
Новый — образовательный — фейсбук нужен людям для исхода из вековой бедности. Каждому человеку новый сервис должен дать шанс. Шанс на современные знания, шанс на развитие талантов и способностей, шанс на обретение силы и уверенности, а значит, и шанс на изменение своей судьбы и судьбы своего окружения.
Кому, как не вам, возглавить исход человечества из бедности? Вы разбогатели и создали крупнейшие электронные сервисы с нуля. А значит, вам по силам и создание мировой онлайн-платформы с ясной миссией — образование ради процветания.
Проблема бедности и ответственность богатых
Бедность — одна из причин войн и конфликтов. Сообщество людей на планете подобно единому организму. Ни один орган не процветает за счет болезней других, и поэтому нет оправдания дисбалансу доходов как между странами, так и внутри народов. Ангус Дитон, нобелевский лауреат, называет крайности богатства и бедности источником разрушительных междоусобных войн.
Бедность — это неравенство: материальное, образовательное и цифровое. Бедные не тратят время на учебу, а добывают хлеб насущный. Поэтому в мире до сих пор 750 млн неграмотных, из них 250 млн детей и подростков школьного возраста. А образовательное и цифровое неравенство вновь ведет к неравенству материальному. Замыкается дьявольский порочный круг: богатые снова богатеют, а бедные — беднеют.
Бедность — это личные и социальные привычки. Ученые из Массачусетского технологического университета выяснили, что старые привычки никогда не забываются, а только скрываются образованием новых. А на формирование новых нейронных связей нужно до 8,5 месяцев. Поэтому, чтобы заменить привычки поколенческой бедности — привычками процветания, человечеству понадобятся десятилетия напряженной и терпеливой работы. И этот путь сродни Исходу — 40-летнему обретению свободы под водительством Моисея.
Бедность — зона ответственности преуспевающих. Да, многие богачи агрессивно защищают личные состояния, несправедливо закрывая для остальных путь к процветанию. А многие бедняки, в свою очередь, не усердствуют в личностном развитии, не развиваются, грубят, обижаются и довольствуются малым. При этом очевидно, что человек — существо благородное. И ему нужны справедливые общественные модели, которые разрушат сложившиеся неравенства, например, образовательный фейсбук, который могут создать только сильные и преуспевающие люди.
10 атрибутов образовательного фейсбука
Почему нужен новый сервис, а не подойдут уже сложившиеся социальные сети? Потому что социальные медиа не изменяют судьбу человека, его биографию. Опросы показывают, что почти 80% пользователей задумывались об удалении аккаунта из соцсетей, потому что устали от бессмысленной траты времени. Другие исследования утверждают, что 99% публикуемого контента бесполезно. Кроме того, в социальных медиа сложились устойчивые стереотипы поведения, изменить которые практически невозможно.
Философия новых отношений для выхода из бедности — Equal Educational Exchange (Равноправный Образовательный Обмен). Ему соответствует 10 атрибутов образовательного фейсбука.
Атрибут первый: глобальная электронная образовательная инфраструктура
В доцифровую эру образование полностью зависело от зданий, учебников, ручек, тетрадей, учебных программ, школьных администраторов, учителей и преподавателей. Бедные страны были почти не способны создать образовательную оффлайн инфраструктуру. Неравенство возможностей приводило к неравенству результатов. Новая образовательная инфраструктура — смартфоны. Эти мобильные устройства вскоре будут у каждого, независимо от дохода. А значит образовательный фейсбук сможет аккумулировать большинство платных и бесплатных курсов на одной платформе. Чтобы пользователь мог почувствовать себя на «водительском месте».
Насколько неклассическое образование эффективно? Кениец Джулиус Йего стал чемпионом мира по метанию копья, а свои первые уроки он брал, просматривая ролики на Youtube. Самый богатый человек Китая ездил на велосипеде к гостинице для проведения бесплатных экскурсий для иностранцев, чтобы попрактиковаться в английском языке. А самый молодой миллиардер планеты ушел со второго курса Гарвардского университета.
Атрибут второй: учителем и учеником может стать каждый
Как учителем, так и учеником в образовательном фейсбуке может стать каждый. Каждый может создать свою образовательную программу для других. Онлайн-платформа нового фейсбука для создания учебных курсов, вебинаров, онлайн-тренингов и коуч-консультаций аналогична WordPress для личных сайтов. А большое количество добровольцев и организаций по всему миру будут оперативно выявлять и решать потребности пользователей для укрепления привычек процветания: от азов чтения до риторики, от Duolingo до Coursera. Кроме того, быть учителем в 9 раз эффективнее, чем учеником. «Хочешь изучить предмет — прочитай напиши книгу о нем». Каждый умеет в жизни делать что-то хорошо. И надо дать ему шанс научить этому других и справиться тем самым со своей депрессией, как это сделали Полковник Сандерс и Джоан Роулинг.
Атрибут третий: непрерывное образование на протяжении всей жизни
В мире VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность) — следует признать, что учиться нужно всю жизнь. Традиционная образовательная траектория — одно высшее образование до 25 лет — устарела. Правильно говорить о трехпиковой модели: второй трудоспособный возраст 30–55 лет и третий — 55+. В среднем человек за жизнь меняет 8 сфер деятельности. Поэтому образовательный фейсбук должен стать площадкой для непрерывного обучения на протяжении всей жизни.
Атрибут четвертый: образование ради процветания, полезное для жизни
Основная миссия образовательного фейсбука: образование ради процветания. Обретение полезных знаний, навыков и компетенций для жизни, для самозанятости, для бизнеса, для открытия новых рабочих мест. Ради формирования интегральной способности решать сложные вопросы жизни.
Атрибут пятый: персонализация обучения для раскрытия потенциала
В фокусе внимания образовательного фейсбука — раскрытие врожденного потенциала пользователей. Большой массив данных образовательной онлайн-платформы позволит предложить каждому те курсы и программы, что наиболее полно раскроют их таланты, склонности и способности. Это схоже с тем, как поведение покупателей в интернет-маркетинге фиксирует Google Analytics и делают предложения нейронные сети.
Атрибут шестой: добровольческая поддержка изменений
Привычки, а особенно социальные, меняются медленно, и требуется постоянная поддержка. В Германии 30% студентов не справляются с учебой и бросают вузы из-за высоких нагрузок и низкой мотивации. Новым пользователям образовательного фейсбука обязательно потребуется поддержка наставников, тренеров, тьюторов, советников, как платная, так и безвозмездная. Тысячи волонтеров создали Wikipedia, потому что участие в благотворительных программах повышает самооценку, уверенность в себе и повышает конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому стать добровольным наставником захотят многие.
Атрибут седьмой: практика уважительного диалога
Для становления привычек процветания нужна хорошая диалоговая практика, в которой формируются коммуникативные навыки, навыки переговоров и убеждения, навыки формулирования идей и др. Задача ресурса — создать плодотворную среду групповых диалогов, но при этом не допустить конфликтов. Каждый заслуживает уважение, и особенно больно, когда клевещут за то, что ты не совершал. Без пространства доверия, понимания и поддержки невозможно формирование новых позитивных привычек. Образовательный фейсбук призван стать местом уважительного и содержательного диалога.
Атрибут восьмой: система достижений, признаваемая оффлайн
Полезные привычки формируются поощрением. Поэтому значимые действия должны быть вознаграждены за достижения и усердие. При этом ученый из Европы и австралийский бушмен должны быть равны в оценке динамики развития. А накапливаемые результаты должны вести к системе званий, признаваемой офлайн, как доктор философии, например. Рейтинг также повлияет на процент оплаты за некоторые профессиональные услуги тренеров, консультантов, репетиторов, психоаналитиков и пр.
Атрибут девятый: непрерывное развитие сервиса и научный подход
Мир совершенен в своем несовершенстве. Поэтому и через 100, и через 300, и через 10 000 лет образование как отрасль будет столь же востребована, как и сегодня. Вместе с тем у каждого народа и каждого человека свой уровень учебных запросов. Поэтому нужно учитывать предложения по развитию от самих пользователей. И использовать научный подход к развитию ресурса, в том числе для создания программ, целенаправленно раскрывающих индивидуальные таланты и способности.
Атрибут десятый: прибыльная бизнес-модель сервиса
Источники прибыли: рекламные системы, процент от стоимости платных образовательных услуг, курсов, вебинаров, консультаций и др. по схеме «защита клиента», а также бонусы от использования массива данных. Рентабельная бизнес-модель обеспечит образовательному фейсбуку независимое развитие в достижении высших целей: победы над мировой бедностью и предоставления каждому шанса на образование, дающее современные знания, раскрывающее потенциал и укрепляющее внутреннюю силу.
Будем начинать?
Марк Цукерберг, Джек Ма и Алишер Усманов, давайте начнем Исход из бедности. Начнем работу по созданию образовательного фейсбука. Сильные должны научить процветанию слабых. Быть первыми — полное сумасшествие, но может быть, поэтому имена первых переживают века. Марк, Джек и Алишер, отправляемся в путь?
Автор: Svyatoslav_Abramov