Этим постом я не пытаюсь разжечь холи-вар, не пытаюсь унизить отечественную систему образования и тому подобное. Это, скорее, мысли вслух и попытка определиться с выбором. Если нет желания читать все целиком, прошу сюда.
Все началось еще в школе. Каждый, наверное, учась в школе, задумывался о том, что все устроено не так, как надо: большинство детей не учится, а лишь пытается получить хорошие оценки (а некоторые даже и не пытаются), сильные бьют слабеньких, крутые пацаны бегают по коридору и шлепают по попам красивых девочек, портфели и вещи «зубрил» летают по всему классу, учителю абсолютно все равно на то, что творится у ребенка в голове, администрация школы обеспокоена лишь рейтингом своего учебного заведения, постоянно занята проведением общественных мероприятий и сбором денег на «новую крутую интерактивную доску», которую так никогда и не будут использовать по назначению. Продолжать можно до бесконечности. Это пример типичной провинциальной школы, причем, не самой плохой. Она даже носит статус «лицея».
Из такой школы я сам и «сбежал». Меня и моего хорошего знакомого просто уже замучила училка по физике. Она отбила практически весь интерес к предмету, который она ведет. То ей чудилось, что мы все время разговариваем, то я задачу по физике оформил не так, как следует, то моя рабочая тетрадь была толщиной не 12 листов, как ей хотелось, а 10. За это все, она ставила нам необоснованные плохие оценки, а мы ее все люто ненавидели. Заметьте, я не сказал ни одного слова о понимании самого предмета. Всем было абсолютно до лампочки, понимаем мы физику, или нет. Учителю, было важнее, чтобы в условии задачи обязательно находилось слово «дано», а то, что весь класс на вопрос «Что такое ускорение свободного падения?» отвечает «Жэ!», ее не особо волновало.
В последствии, мой знакомый перевелся в лицей, в котором очень хорошо преподавали олимпиадное программирование, а я, в один из лучших физ-мат лицеев города (да-да, сбежал от физики, в физ-мат лицей). И тут, все изменилось. Никто не кидался друг в друга стульями, никто не «забивал стрелки» налево и направо, никто не матерился в ответ учителю, а учителя, в свою очередь, не кидались в нас, учеников, всем чем попалось под руку. Что удивило меня больше всего на тот момент, так это то, что учитель по физике (которого я до сих пор считаю лучшим преподавателем в моей жизни) не заставлял меня писать слово «дано»! Казалось, что ему вообще плевать на то, как я оформил задачу. Он хотел, чтобы мы «секли фишку», чтобы мы вникали в суть задачи, он не заставлял нас учить нудные теоремы и формулы: если ты действительно понимал материал, и мог показать, откуда какая формула выводится – к тебе не было никаких вопросов, даже если саму формулу, ты так и не запомнил. А зачем, собственно, ее запоминать, если ты знаешь, как она получается? На мой взгляд, это могло бы быть девизом для идеального образования.
Поступив в классический университет, на физический факультет, все как будто вернулось обратно: большинству преподавателей (большинству, не всем!) было все равно, что отложилось у нас в голове, им было все равно, поняли мы лекцию, или нет. Они лишь выполняли свою работу – скучно начитывали материал, без объяснений и энтузиазма. Конечно, были преподаватели, которых можно назвать «элитой» нашего времени. Мне, например, повезло учиться на кафедре у члена-корреспондента РАН (секция общей физики и астрономии ОФН РАН). Кстати говоря, этот же профессор и основал тот «идеальный» физ-мат лицей, в котором я до этого учился.
И, собственно, в чем же дело? Я учусь в хорошем ВУЗе, Национально Исследовательском Университете России, а ощущение такое, как будто я снова попал в школу не самого лучшего качества. И тут я попытался провести параллель с Московским Физико-Техническим Институтом (МФТИ), ибо наш факультет – провинциальная копия престижного МФТИшного факультета ФРТК (факультет радиотехники и кибернетики). В МФТИ я не поступил, т.к. не смог набрать нужное количество баллов на ЕГЭ (это вообще отдельный разговор), да и я надеялся, что наша копия ФРТК не многим хуже. Так вот. Нам читали лекции по той же программе, по тем же учебникам, на семинарах решались аналогичные задачи. И после сдачи второй же сессии, все стало понятно…
К примеру, мой друг, с которым я учился в двух предыдущих лицеях, которого я считал гением в области физики, геометрии и математики, учась в МФТИ, к концу второго семестра имел 2 пересдачи, я не имел ни одной. Как так? Учимся по одной программе, мы с ним одной степени ленивости, но он на 100% умнее и сообразительней меня.
Все оказалось просто, у нас университете можно не сделать ни одной домашней работы, можно даже не открывать лекции перед экзаменами, и сдать сессию на «отлично». В МФТИ, чтобы закрываться на отлично, нужно порвать себе одно место и вылезти из шкуры, потому что там преподаватели БУДУТ спрашивать с вас все, что они задали. У нас в универе такого нет.
И вот собственно мои главные вопросы, можно было даже не читать все то, что находится выше:
1. Преподаватели в большинстве ВУЗов никогда не будут от нас требовать того, что требуют от студентов в том же МФТИ (это всего лишь пример), потому что большинство студентов у нас – бездельники и быдло (уж простите за прямоту).
2. Бездельники никогда не начнут учиться, по одной простой причине: преподаватели от них не требуют ничего серьезного. Зачем усложнять себе жизнь и пытаться учить и понимать весь материал, если, даже не открывая лекций, все можно сдать на «отлично»?
3. Как разорвать этот замкнутый круг (и нужно ли)? Как заставить людей учиться и привить интерес к пониманию сути?
4. Зачем вообще тратить время на учебу, если в типичном ВУЗе, бездельник и действительно понимающий и вкалывающий человек, находятся на одном уровне? И тот и другой могут закончить ВУЗ с красным дипломом. Только первый приложит к этому минимум усилий, а второй – максимум. Результат один и тот же. А ведь любая физическая система стремится к состоянию с наименьшей потенциальной энергией.
Автор: ecroFeG