Выявленных в автоматическом тестовом режиме путем анализа данных видеофиксации нарушителей пока не штрафуют. Автовладельцам, не оформившим ОСАГО, столичное ГИБДД отправляет письма с рекомендацией приобрести полис. По окончании тестирования водители получат штраф в размере 800 рублей. Первые письма направили уже 5,5 тысячи нарушителей, причем отсутствие у них полиса было выявлено еще 21 мая. Общее число выявленных нарушений за три месяца тестирования системы — более 700 тысяч будущих штрафов.
Таким образом, ГИБДД, Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы и Российский союз автостраховщиков (РСА) проводят комплексное тестирование в Москве автоматической системы проверки наличия полиса ОСАГО по данным автотранспортного средства, попавшего в систему видеофиксации дорожных камер.
В тестовом режиме автовладельцы получают не традиционные штрафные постановления, а информационные письма от УГИБДД по Москве.
«Выявлена эксплуатация» автомобиля, владелец которого не застраховал автогражданскую ответственность, рекомендуется оформить полис.
По завершении этапа тестирования нарушителям будут приходить уже настоящие штрафы в 800 рублей. Водителю также предлагается позвонить на горячую линию РСА, если допущена ошибка (например, страховка есть).
Возможность проверки наличия действующего полиса ОСАГО с помощью дорожных камер обсуждалась с 2015 года. В качестве пилотной площадки выбрана Москва.
Даты запуска системы назывались минимум четыре раза, но ни разу этого не произошло.
В конце 2018 года тема обсуждалась на заседании правительственной комиссии по безопасности движения, вице-премьер Максим Акимов дал МВД и РСА поручение разобраться с проблемой до 1 февраля 2019 года.
Проблема
Основная сложность заключается в алгоритме информационного взаимодействия.
Ведь штраф за езду без полиса выносит ГИБДД. А для этого нужно проверить автовладельца по базе данных РСА.
В Москве работает более двух тысяч камер (находятся в введении ЦОДД), в сутки они фиксируют порядка 50 миллионов фактов проезда для всех автотранспортных средств (это около трех миллионов уникальных транспортных средств в сутки).
Оказывается, что такое количество запросов информационная система РСА выдержать не может. То есть, 35 000 запросов в минуту для информационного взаимодействия между четырьмя базами данных уже проблема.
В рамках тестирования данной системы ЦОДД направляет в ГИБДД данные обо всех уникальных проездах в конкретный день.
Госавтоинспекция дополняет их сведениями о номере кузова, шасси, VIN, другими данными и переправляет этот массив в РСА.
РСА, в свою очередь, используя собственную базу данных, формирует перечень автовладельцев, у которых нет полиса.
Список возвращается в ГИБДД, где формируется информационное письмо для направления по адресу регистрации владельца (доступ к персональным данным есть только у полиции).
Кроме того, учитывается 10-дневный период, в течение которого автовладелец может законно ездить без ОСАГО.
Первые письма уже отправлены 5,5 тыс. автовладельцев, их машины обнаружены без полиса еще 21 мая. Поскольку система только тестируется, несколько месяцев ушло на перепроверку данных (происходила дополнительная ручная сверка баз данных).
В рамках Федеральной информационной системы ГИБДД должен быть создан автоматизированный сервис, который позволит ЦОДД, Госавтоинспекции и РСА оперативно обмениваться данными. Только после этого сервис выйдет на полную мощность и автовладельцев начнут штрафовать. Когда это случится, пока неизвестно.
«Тестирование перед запуском проекта шло несколько месяцев, в результате в Московском регионе было выявлено 730 тыс. нарушителей без ОСАГО. Спустя 20 дней мы повторно проверили всех этих водителей. Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время».
Новая система проверки наличия полиса ОСАГО после проведения пилота в Москве заработает и в других городах, рассчитывают в РСА, в частности в Казани и Санкт-Петербурге, а впоследствии система может быть распространена на всю Россию.
Автор: denis-19