Добрый день, эта статья написана для подведения промежуточных итогов моей работы по оцифровке большого количества разных семейных фотографий. Работа не закончена и до конца еще далеко, но многие выводы уже можно сделать и поделиться ими со всеми, кому интересна тема.
Первый шаг — создание каталога в Excel. Сейчас в нем 3 вкладки: Альбомы, Пленки, Слайды. Собираюсь в будущем расширить также на киноматериалы, но оцифровка 8-мм кинопленок — отдельная большая тема.
№ | Титул | Прибл. N страниц |
Прибл.N фото | Период от | До | Описание | Внешн.вид | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Студенческий альбом И.М… 3 курс 1975 — Семейный по прибл. 1984 г. | 35 | 120 | 1975 | 1985 | Много ненаклеенных фоток в конце | Бежевый.Альбом.Ленинград Leningrad.Изобр-е Авроры | 4 экрана отсканировано |
9 | Вставка листов старого альбома 20-40х годов. Родственники и родители Е. Л., фото К.C, И. | 20 | 1922 | 1950 | Вставки белых листов. Наклеенные вырезанные цветки из нем. открыток. Омск, Бийск, военные фото, самая старая 22 год, 27 год Омск. Многие вырваны/оторваны, лежат рядом. надписи на обратной стороне | Сиреневый картон. Альбом.Надпись «Альбом» курсивом. Звезда с Кремлем и цветами. | 2009-01-10 Отскан. ок. 30 экранов в 400 dpi. Осталось ок. трети. |
Альбомы. Перечисляются фотоальбомы, пакеты с фотографиями и отдельные кадры в рамке или иногда без нее. На данный момент 57 штук. Самая старая фотография отмечена на задней стороне карандашом «1922 год». В документе Excel удобно делать фон ячейки «Внешний вид» таким же, как и цвет обложки альбома — потом быстрее находить, просто в Хабре не удалось раскрасить фон в теге td.
Пленки. У родителей был найден пакет с мотком негативных фотопленок 50-60х годов. Судя по всему, каждая следующая пленка наматывалась поверху предыдущей. Вот такой:
Таким образом получился увесистый цилиндрик, хотя по воспоминаниям отца, некоторые пленки он в детстве выдергивал из свертка, чтобы подпалить спичками и посмотреть, как они сгорают. Штук 40 всего осталось. Более новые пленки обычно разложены по коробочкам фабрики Свема, которые подписаны годом и местом, и их значительно больше.
№ | Код | Описание | Кадров | Год | Подробно | Примечание | Сканирование |
---|---|---|---|---|---|---|---|
14 | 33 | Борис играет в карты с друзьями. Зима, дети во дворе. | 18 | 53-54 | A.С. на лошадке, года 1-2. Другие люди. | AGFA ISOPAN F, сильная желтая вуаль на пленке. |
Также имелось несколько коробок цветных слайдов очень хорошего качества. Забегая вперед, скажу, что все они были оцифрованы в специализированной фирме на аппарате Nikon Cool Scan 3000.
Все использованное оборудование для оцифровки.
1. Несколько видов простых плашетных сканеров, обычно HP Scanjet. Сейчас использую Scanjet 3970. Вполне хороши для сканирования отдельных отпечатков, и кадров в альбомах. Если отпечаток вклеен ( а в советские альбомы он обычно вклеивался), то в большинстве случаев приходится мудрить с прикладыванием страницык сканеру и удержания во время сканирования. В совсем старые альбомы фото часто не вклеивались, а вставлялись в прорези по углам, но это встречалось редко.
Не годятся для качественной оцифровки негативов и слайдов. Пробовал.
2. Два вида стационарых минилабов Noritsu в фотостудиях. Отсканировал значительное число пленок, переделывать не собираюсь. Качество сканирования негативов — очень хорошее, но нужно просить, чтобы ставили опцию компресии JPG на 95%+ Правда, Nikon Super Coolscan бьет их по всем статьям.
3. Пленочный сканер Nikon Super Coolscan 3000 ED. Дает самое лучшее качество, доступен в некоторых студиях в Москве, но берут за оцифровку пленки дорого — сотни рублей. Сам же он стоит около $2.5К, что делало покупку для моих задач неразумной. Число в названии 3000 — не принципиально, новые модели 4000, 5000, и т.д. наращивают максимальное разрешение сканирования и скорость. Пока что качества сканирования лучше я не встречал. У сканера есть разные опции ретуширования и выявления затемненных деталей, я их попробовал, но лучше ими не пользоваться, а обрабатывать полученные стандартным алгоритмом кадры по одиночке в любом редакторе.
Фото с официального сайта. Часто его можно увидеть с насадками спереди для слайдов и пленок. Была также информация о неплохом пленочном сканере Epson, но доехать до него не получилось. По слухам он сканирует чуть менее качественно, чем Nikon, но тоже весьма достойно.
4. Простейшие цифромыльницы — в моем случае это были компакты Canon A510 и позже A480. Использовались для индексации фотоальбомов и пленок.
5. Советский диаскоп Ленинград (или Диаскоп-2). Когда стало понятно, что планшетный сканер не годится, а нести сразу все пленки в фирму на Super Coolscan 3000 — дорого, пришло решение, описанное ниже. Диаскоп был найден в ящике с хламом со школьными вещами, но сейчас я смотрю в на похожие штуки в сети — был еще Фильмоскоп-2. Очевидно, он учитывал, что кадр идет в пленке, тогда как диаскоп подходит для слайдов в рамке — есть специальные пластиковые зажимы.
Что делать с цветными позитивными слайдами. Ответ — сканировать в Nikon Super Coolscan — тут без вариантов. Куча квадратных рамочек в коробке с кадрами очень высокого качества, для истории качество сканирования должно быть максимальным. И тут дело не в числе dpi, а в технологии сканирования — планшетный сканер не может обеспечить такого качества, а доступные в округе минилабы Noritsu не брали отдельные рамки — только пленки или куски пленок не менее 5 кадров. Так что только Super Coolscan. Пример оцифрованного слайда. Это 50% от исходного кадра, но он все равно 2654х1743. Размер исходного файла — около 6 Мб. Пост-обработка цветов, контрастности и теней не понадобилась для 95+% кадров.
Зачем нужна индексация альбомов? Чтобы качественно оцифровать альбом, нужно много времени. Нужно изворачиваться с размещением листов альбома на сканере, или расшивать его ( если есть возможность) или в исключительных случаях отрывать отпечаток для сканирования передней и оборотной сторон — потом обратно наклеивать. Количество альбомов и фотографий в них таково, что оставляет только такой быстрый способ. Переворачивается страницы за страницей, на каждый разворот накладывается бумажка с номером альбома, делается один или несколько кадров мыльницей — в зависимости от интересности кадров. Да, иногда мыльница не фокусируется, рука дрожит и частенько глянец кадров отражает блики от лампы. Но это все равно лучше, чем ничего. Последовательность снятых кадров и автонумерация дают возможность просмотреть потом альбом постранично.
Пример ручной пересъемки отдельной страницы из альбома 5. Номерок перекладывается на каждую страницу:
После вдумчивого анализа станет понятно, что и как нужно сканировать. Это будет план работ на долгое время.
Зачем нужна индексация пленок. Что на пленках, отчетливо можно сказать только после просмотра кадров в позитиве, хотя многое укадывается и в исходном негативном виде. Так как сразу нести все пленки на сканирование дорого, нужно составить каталог и понять, что стоит цифровать в первую очередь, а что оставить на потом.
Если на хвостиках пленок было свободное место — я просто выцарапывал порядковый номер пленки и заносил его в каталог в экселе. Если можно — с двух краев пленки. Конечно, лучше было бы сделать какую-нибудь наклейку с нанесенным карандашом номером, но я решил царапать номера — боялся появления клея от наклеек на негативах. Бывало, что места для номера совсем не было ни на одном из краев — некоторые пленки отснимались до последнего, а хвост обрезался после проявки. В это случае я просто точно подсчитывал число кадров, заносил в каталог и добавлял описание поточнее с указанием меток около перфорации. Между перфорацией часто можно встретить название и тип пленки, вроде AGFA ISOPAN F или DEKO.
При выдорочных сканированиях выяснилась неприятная особенность — в фирме просили разрешения отрезать хвостик пленки, Super Coolscan мог зажевать пленку с хвостиком.
Итак, каталог сформирован, следующий шаг — индексация. В домашних условиях после нескольких экспериментов был выбран простейший вариант. В диаскоп вставляется пленка, к глазку прислоняется цифровой компакт. На заднем экране компакта отдично видно положение кадра, в диаскоп идет свет от обычной матовой настольной лампы. Половинное нажатие спуска фокусирует объетив и фокусирует очень неплохо. Полное нажатие — и готов новый кадр для истории.
Немного помаявшись с ручной дрожью, установил компакт на маленький штатив за 200 руб., стало лучше. На одну пленку уходит 2-3 минуты. В начале или конце пересъемки обязательно в том же самом «драласкопе» фотографируется выцарапанный номер пленки — потом удобно разбивать серии кадров по папкам. Такая пересъемка не так фундаментальна, как, скажем в этой статье, но очень эффективна с минимальными затратами. Как я понял в результате своих опытов, большого качества в такой механической системе все равно достичь не получится, как ни старайся — даже если использовать станок с штативом, зеркалкой, экраном и рамкой для негатива.
Фоторедакторы, которыми я до этого использовал, не могли делать сложные последовательности действий для массовой обработки. Это были ACDSee и Picassa 3. Поискав в сети, нашел подходящий редактор — это XnView. Он позволил сделать макрос, который инвертировал все кадры в папке в позитивы. Потом можно вручную в два захода повернуть лежащие на боку кадры и иногда в отдельных случаях поэкпериментировать с автоконтрастностью и линейками shadows/Lights. Возможно, есть и другие редакторы, которые это могут, просто этот попался мне первым, кроме тех, что у меня были, я в поиске попробовал штук 5.
Побочный эффект от диаскопа — небольшое размытие по периметру, создает дополнительный эффект старины — сам себе Instagram:
Пример сканирования отпечатка из альбома обычным планшетником:
В большинстве случаев достаточно автокоррекция контраста, изредка стоит поиграться с подстройкой теней и освещенностей.
На полученный цифровой архив можно смотреть с разных исторических и тематических срезов. Обработанные и перепечатанные фотографии часто оказывают сильное впечатление на людей, с которыми они связаны.
После сканирования и индексации значительного обема фотографий и негативов выяснилось, что встречаются:
1. Фотографии без негативов. С этими все ясно — кадры бесценны для истории, их нужно сканировать планшетником.
2. Фотографии, для которых нашелся негатив. При сканировании негатива качество, естественно лучше, но отпечатки тоже имеют свою ценность. При печати обычно делается кадрирование, совокупность кадрирования и времени выдерживания в проявителе и фиксаже иногда, хотя и нечасто, делают отпечаткок уникальным сам по себе.
3. Много раз встречались негативы, которые не были напечатаны, и довольно много. Это или однотипные дубли или смазанные кадры или же такие, которые были признаны недостойны печатати и фотоальбома. Но через десятки лет все видится совсем по-другому!
Автор: makondo