Сколько я занимаюсь ИТ — столько я слышу от админов «больно жирно будет пользователям, обрежем им трафик / объем почтового ящика / файловую шару / заблокируем сайт / подставить по вкусу». И ровно столько же у меня возникает вопрос: какое ваше дело?
Давайте забудем, что мы ИТ-шники и управляем клёвыми СХД, фермами серверов, почтовыми серверами и посмотрим на всю это катавасию отстраненно. Рассмотрим коммерческую структуру.
1. Чем занимается ваша компания?
Забудьте про производство туалетной бумаги, штанов или даже авиадвигателей.
Правильный ответ: она производит деньги. Причем так, чтобы произведенных денег получалось больше, чем потраченных.
2. Кто производит деньги?
А их производят те самые «тупые юзвери», которые просят нажать any key великого и могучего техномага. Даром что техномаг настолько велик, что не может читать инструкции на английском (рабочем языке ИТ), а для русского он и так слишком велик.
3. При помощи чего они производят деньги?
Деньги производятся в том числе при помощи ИТ сервисов, включая почтовые серверы для коммуникации с клиентами, интернета, систем учета, бухгалтерии и т.д. В процессе производства денег ИТ сервисы потребляют ИТ ресурсы — сырые мощности (процессоры / ОЗУ / СХД), лицензии, каналы.
4. Кому принадлежит ИТ инфраструктура и ресурсы?
Вот здесь раз от раза я натыкаюсь на то, что администраторы начинают считать серверы, СХД и коммутаторы «своими». Даже немного, и начинают относиться к ним соответственным образом.
Правильный ответ: они принадлежат компании (владельцу компании) и должны исполнять свою задачу по генерации денег.
5. И теперь — кто должен решать, сколько ресурсов может потребить сотрудник бизнес подразделения?
Как мне кажется, это абсолютно точно не должен быть ИТ админ. Просто потому что он понятия не имеет о том, как эти ресурсы приносят деньги.
Потребление ресурсов должно быть неограниченным со стороны ИТ, с практически нулевым весом ИТ в принятии решения о выделении ресурсов на ИТ инфраструктуре. Кроме разве что моментов, когда внезапный рост потребления может положить всю инфраструктуру целиком.
Необходима система внутреннего биллинга, которая вместо ограничения потребления попросту присылает в конце месяца счет начальнику отдела и фин. директору о том, кто сколько и каких ресурсов потребил. В рублях. Просто потому что именно эти два человека понимают какую долю прибыли генерирует данный сотрудник и сколько ему надо ресурсов для генерации этой прибыли.
Вы конечно можете возразить сразу по нескольким пунктам. Давайте их рассмотрим.
1. Если не ограничивать соц. сети, то вместо работы все будут только во вконтактике сидеть.
Может быть. Но разве это ваша сфера ответственности и знаний? У сотрудника есть начальник, который оценивает качество его работы. Может быть, конечно, именно начальник попросит обрезать Ивану Ивановичу Иванову доступ к соц. сетям — но это его сфера принятия решения. Может быть это будет политика ИБ, но опять же, это не решение админа.
2. Они безмозглые и ничего не понимают в ИТ. И совсем не думают, что их смешные картинки и видюшки в почтовых вложениях полностью съедят СХД под почту.
Ну на то и есть вы, мозглые и понимающие. Только вот есть снова интересный момент, ничего не воспитывает человека так быстро и эффективно, как воздействие на его кошелек. Один раз остаться всем отделу маркетинга без премии потому что они 90% потребленного пространства в почте потратили на картинки — и их компьютерная грамотность / здравый смысл резко повысятся. А самое главное, стимулировать их повышение будет родными и понятными методами начальник отдела, оставшийся без премии. Вся их премия уйдет на расширение СХД.
3. У нас в ИТ ограниченный бюджет и мы не можем позволить им есть ресурсов сколько они хотят.
Позвольте, но это классический пример «административная проблема техническими средствами не решается». Проблема с планированием бюджета / экономическим обоснованием закупок в классической модели — это административная проблема на уровне директората, а не админа. Более того, при помощи биллинга вопрос обоснования бюджетов решается сильно проще.
Есть и другая сторона ограничения ресурсов. Вы перестаете контролировать что происходит в компании. Пользователи начинают удалять важную на самом деле почту, потому что новую не могут получить. Важные документы оказываются в облаках, переписка перемещается с корпоративной почты в Яндекс и Мейл.ру. Иными словами, именно слепой репрессивный метод является создателем «теневого ИТ».
Автор: Anton Zhbankov