Гильдия телекомпозиторов Канады (Screen Composers Guild of Canada, SCGC) предложила ввести дополнительный сбор за просмотр фильмов и прослушивание музыки в сети.
Его уже окрестили «налогом на стриминг». Платить его будут все, кто расходует больше 15 Гбайт интернет-трафика в месяц. Расскажем, что думает об инициативе сообщество.
Фото PxHere / PD
В чем суть налога
В 90-х годах люди часто писали музыку на «болванки». Поэтому многие страны (в том числе Россия, Япония, Германия и др.), начали взимать дополнительный сбор со стоимости чистых CD-дисков и звукозаписывающих и звуковоспроизводящих гаджетов (телефонов, радио, компьютеров).
В Канаде такая практика не применяется. И сейчас авторы музыки в стране начали заявлять, что теряют из-за этого крупные суммы. Чтобы исправить ситуацию, представители SCGС предложили взять деньги в другом месте — ввести налог на стриминг. Но его реализация довольно необычна.
Здесь нужно пояснить, что SCGС представляет интересы людей, которые пишут музыку для сериалов и телешоу. И в Гильдии подсчитали, что роялти, которые платят стриминговые сервисы вроде YouTube, Netflix или Amazon, на 50–95% меньше, сумм, выплачиваемых на ТВ и радио.
Эту финансовую пропасть хотят компенсировать за счет введения налога для каждого интернет-пользователя в стране, расходующего более 15 Гбайт трафика в месяц. SCGC считают, что этого объема трафика достаточно для обычного сёрфинга, проверки электронной почты и совершения покупок в сети. По их мнению, если этот порог превышен, то пользователь или смотрит видео онлайн, или слушает музыку.
Предполагается, что собранные таким образом деньги помогут возместить упущенную выгоду авторам саундтреков. В конце сентября представители SCGC выступили со своей инициативой в Палате общин Канады. Дальнейшая судьба проекта зависит от решения парламентариев. На его основании Министерство наследия Канады вынесет финальный вердикт.
Критика инициативы
В целом инициативу Гильдии в сообществе встретили негативно. Предложение подвергли критике представители некоммерческой организации OpenMedia, а также независимый юрист и редактор книг об авторском праве Майкл Гайст (Michael Geist). Они отмечают следующие недостатки:
Инициатива слишком «однобока». Дело в том, что пороговое значение в 15 Гбайт было выбрано исходя из личного опыта одного из членов SCGC. Он заявил, что его семья не тратит больше этой нормы, если не смотрит фильмы и не слушает музыку. Однако здесь возникает проблема — под «раздачу» попадут, например, геймеры.
По сентябрьским данным, канадские геймеры ежемесячно проводят по 52 часа за играми по сети — трафик при этом значительно превышает 15 Гбайт. Похожая картина произойдет и с однопользовательскими играми. Например, ожидается, что грядущая Fallout 76 займет 50 гигабайт дискового пространства — скачивание подобных объемов данных в три раза превышает установленный SCGC порог. Получается, что геймеры Канады будут платить налог просто так.
Подписчики стриминговых сервисов заплатят дважды. Пользователи Netflix, Spotify и других стриминговых сервисов и так оплачивают свою ежемесячную подписку. Если налог введут, они будут платить и контент-площадкам, и авторам из SCGC.
Фото PxHere / PD
Исполнительный директор OpenMedia Лаура Трайб (Laura Tribe) согласна, что композиторы не получают достаточно денег за свои труды из-за стриминговых гигантов. Но она убеждена, что решать эту проблему нужно по-другому. В OpenMedia предложили переложить налог с пользователей на стриминговые сервисы или ввести дополнительное государственное финансирование для композиторов.
Похожие кейсы
Над законами, касающимися цифровых авторских прав, работают не только в Канаде. Месяц назад в Евросоюзе одобрили реформу, которую окрестили «убийцей мемов». Теперь платформы вроде YouTube и Facebook обязаны реализовать специальные контентные фильтры и следить за соблюдением авторских прав на площадке.
А в начале октября президент США утвердил законопроект о музыкальном авторском праве — Music Modernization Act. В Америке будет создан новый регуляторный орган. Его задача — следить, чтобы правообладатели получали справедливые суммы со стриминга их песен на Spotify, Apple Music и Amazon. Раньше за это отвечали сами контент-площадки.
С помощью нового закона в США надеются защитить права композиторов и исполнителей и создать рынок со здоровой конкуренцией и справедливой оплатой. Подробнее об этом законе мы расскажем в одном из следующих материалов в нашем блоге.
P.S. Больше о мире аудио — в нашем Telegram-канале:
Что такое меломания?
Наш рейтинг наушников
Становится ли поп-музыка менее осмысленной?
Гид для новичка: что важно знать про амбушюры наушников
С чего начать выбор домашней акустики?
Автор: Audioman