В конце февраля крупнейший стриминг-сервис в мире Spotify подал заявку на IPO. Торги будут открыты 3 апреля. Компания нацелена привлечь $1 млрд. Выход Spotify на публичный рынок не стал сюрпризом, однако способ привлечения средств смог удивить аналитиков.
Переход компании в статус публичной уже называют «не-IPO».
Что это значит и как это скажется на подписчиках и акционерах — разберем ниже.
Фото downloadsource.fr / CC
IPO без IPO
Сейчас Spotify — частная компания, ее акциями владеет ограниченный круг лиц. Крупнейшими акционерами сервиса выступают его учредители — Дэниэл Эк (Daniel Ek) и Мартин Лорентзон (Martin Lorentzon).
Кроме того, в числе держателей акций китайская компания Tancent, с которой Spotify обменялся акциями в декабре; Tiger Globe, один из крупнейших хедж-фондов в мире; тройка главных звукозаписывающих компаний США — Sony Music Entertainment (SME), Universal Music Group (UMG) и Warner Music Group (WMG); венчурный фонд Technology Crossover Ventures и ряд других физических и юридических лиц. По информации издания Billboard, на фоне новостей о грядущих торгах акции выросли в цене на 25% за последние три месяца.
IPO позволяет компаниям продавать свои акции публично и привлекать средства широкого круга инвесторов. Как правило, в первичном публичном предложении компаний участвует инвестиционный банк, например, Morgan Stanley — он и организует IPO. Такой банк называют андеррайтером. Он привлекает основных инвесторов, выступает гарантом размещения ценных бумаг, за что и получает вознаграждение от эмитента.
У традиционного IPO есть альтернатива — прямой листинг. Это упрощенная и менее дорогая процедура выхода на биржу для стартапов без андеррайтера. Этот необычный способ стать публичной компанией и выбрало руководство Spotify. Акции компании предложат инвесторам напрямую. При этом Spotify фактически не выпустит новых акций. Вместо этого компания разрешит размещать на Нью-Йоркской фондовой бирже акции, принадлежащие инвесторам и сотрудникам.
Банки при этом не станут привлекать потенциальных покупателей акций. Тем не менее, инвестиционные организации Morgan Stanley, Goldman Sachs и Allen & Co будут консультировать проект. Прямой листинг также означает, что Spotify будет продавать акции без установленной начальной цены (за нее в случае «классического IPO» отвечают андеррайтеры).
Главный недостаток прямого листинга — отсутствие поддержки или гарантии выкупа акций со стороны крупных инвесторов. При традиционном IPO банки организуют привлечение основного пула покупателей, контролируют волатильность цены акций во время и после листинга — другими словами, не дают IPO провалиться.
Руководство Spotify уже предупредило, что торги «могут быть нестабильными», и цена акций может «значительно и быстро упасть». Андеррайтеры страхуют от такой неопределенности на публичных торгах, скупая акции и не давая им сильно просесть в цене. С другой стороны, нет никакой гарантии, что действующие акционеры начнут продавать свои акции, а не захотят придержать их — это может спасти акции Spotify от резкого падения и без помощи андеррайтера.
Основное преимущество прямого листинга заключается в экономии. Банки получают деньги как консультанты, а не как организаторы торгов — для компании такой формат проведения IPO оказывается значительно дешевле.
Ожидается, что торги откроются в конце марта или в апреле и, как предсказывают, могут стать крупнейшим IPO технологической компании в этом году. На начало марта стоимость компании оценивается в $23 млрд.
Зачем Spotify публичность
Бизнес-модель сервиса строится на платных подписках — они приносят компании основную прибыль. Сегодня у Spotify 71 млн платных подписчиков с ежемесячным ростом показателя в 2%. Это вдвое больше, чем у ближайшего конкурента сервиса — Apple Music. Благодаря этому третий год подряд Spotify удается увеличивать выручку. В 2015 году она составила $2,37 млрд, в 2016 году — $3,6 млрд и $4,99 млрд — в 2017 году.
Несмотря на успехи, 2017 год Spotify закончил с убытком в размере $1,5 млрд. Вспоминается история другого музыкального стартапа-долгожителя — SoundCloud, который чуть не обанкротился в прошлом году из-за череды убытков. Из-за этого, кстати, он мог стать собственностью Spotify, но сделка не состоялась.
Кстати, еще одно сходство компаний — общие проблемы с выплатой роялти. За трансляцию треков стриминговый сервис обязан отчислять гонорары держателям авторских и исключительных прав — исполнителям и лейблам. По состоянию на декабрь 2017 года компания выплатила $9,76 млрд в качестве роялти, однако это не спасло Spotify от крупных исков.
В 2016 году компании пришлось перечислить $21 млн Национальной ассоциации издателей музыки за невыплаченные роялти. В 2017 году сервис был вынужден заплатить свыше $48 млн, чтобы урегулировать аналогичный спор с несколькими небольшими издателями. В начале этого года против Spotify выдвинули иск за нарушение авторских прав на $1,6 млрд.
Кроме того, в январе Совет по авторскому праву США решил увеличить размер роялти, и в следующие пять лет объем отчислений со стороны стриминговых сервисов вырастет на 44%. Все это отмечено в разделе «Факторы риска» заявки компании на IPO.
Spotify спустя 10 лет существования все еще находится на стадии роста, но внешние факторы ставят под угрозу бизнес-модель компании. Поэтому прямой листинг может стать выходом для сервиса, который хочет избежать участи SoundCloud и покрыть свои убытки.
Кого коснется «не-IPO» Spotify
Выход Spotify на биржу затронет не только саму компанию и ее акционеров, но и тех участников рынка, которые не имеют прямого отношения к сервису. В первую очередь это трейдеры — прогноз о том, что акции Spotify могут совершать резкие скачки, привлекает их возможностью заработать.
Звукозаписывающие компании и артисты также могут выиграть от грядущих торгов. У трех крупнейших лейблов — UMG, SME, WMG — по 5% акций Spotify. И все они планируют делиться доходами от продажи акций компании со своими артистами.
Торги Spotify уже косвенно затронули и обычных слушателей. В марте стало известно, что сервис начал борьбу с пиратскими приложениями, позволяющими слушать музыку бесплатно и без рекламы. Компания пригрозила блокировать пользователей нелегальных приложений, которые помогают обходить ограничения сервиса. Этот шаг связывают с подготовкой к торгам — компании нужно убедить акционеров в отсутствии каких-либо проблем.
За прямым листингом Spotify будут пристально наблюдать другие технологические компании, готовящиеся к IPO. От успеха или провала необычных торгов зависит будущее этой модели — она подтвердит либо свою работоспособность, либо опасения рынка.
Кстати, Spotify — не единственный пример выхода музыкального проекта на биржу. К примеру, на мини-IPO не так давно вышла компания, владеющая правами на треки Эминема, причем роялти певца стали аналогом акций (подробнее об этом кейсе мы рассказывали здесь).
Объявляя дату и детали предстоящих торгов, глава сервиса Дэниэл Эк также упомянул выход Spotify на новые рынки — поэтому в ближайшее время сервис не только проведет IPO, но и станет доступен в Индии, Южной Африке и России.
Интересные посты по теме — в нашем «Мире Hi-Fi»:
- Изучаем сервис Tidal: фокусы с MQA
- Какой он: российский рынок стриминговых сервисов
- Что ненавидят радиослушатели и радиоведущие
- Радиоспектакли: очень хорошо забытое старое
- «На любой вкус»: стриминговые сервисы для прослушивания музыки
- «Просто так взять и послушать музыку»: 5 способов и форматов на выбор
- Tidal не для кидал: исследуем самый известный сервис потокового аудио
Автор: Audioman