Облака все больше и больше укрепляют позиции в самых разных сферах деятельности. Мы уже писали в нашем блоге на Хабре о том, как новые технологии помогают в работе магазинов розничной торговли и крупных стриминговых сервисов.
И вот облачные технологии пришли в автомобильную промышленность. В качестве примера приведем автомобильную компанию Tata Motors. Согласно отчетам Tata Motors, использование веб-сервисов в облаке положительно влияет на работу компании. Облачные решения помогают в сжатые сроки создавать новые инфраструктурные проекты, начиная с этапа планирования и заканчивая реализацией.
С этим соглашается Вячеслав Чупраков, заместитель директора по СТП автомобильного холдинга «Терра-авто» в Санкт-Петербурге. Руководство компании решило вынести в облако бизнес-критические сервисы, и вот уже 6 лет в облаке IaaS-провайдера «ИТ-ГРАД» располагаются терминальные серверы, шлюз, серверы баз данных, сервер активного каталога и др.
«Помимо переноса в облака серверной инфраструктуры, туда перевели и всю телекоммуникационную составляющую, включая почтовые сервисы, а также реализовали фильтрацию трафика. – отмечает Вячеслав. – Теперь мы по праву можем считать себя «облачной компанией».
Однако облачные технологии приходятся кстати и в процессе непосредственной эксплуатации автомобиля покупателем. Современный автомобиль – это не только набор механических элементов и электронных компонентов, но и сложное программное обеспечение, являющееся основой программируемых сервисов, помогающих водителю управлять машиной.
Известно, что в результате ДТП ежегодно во всем мире погибает около 1,25 млн человек. В попытке расширить «зону безопасности» вокруг автомобиля компания Ericsson представила концепцию «облачного автомобиля будущего» на базе решения Ericsson Connected Vehicle Cloud.
Connected Vehicle Cloud – это часть комплексной автоматизированной системы, которая позволяет подключенному транспорту в режиме реального времени обмениваться данными о ситуации на дорогах, дабы повысить безопасность и эффективность организации транспортных потоков.
Сегодня основными инструментами оповещения водителя являются дорожные знаки, тогда как Connected Traffic Cloud позволит транслировать актуальную информацию о конкретном участке пути на дисплей бортового компьютера. Такая концепция согласуется с тем, что ожидают многие водители от своего авто: это непрерывная связь с инфраструктурой и другими водителями, функциональность автомобиля и наличие электронных помощников.
Этими вопросами также занимаются компании Jaguar Land Rover и Volvo. Автогигант Jaguar Land Rover исследует новую технологию, которая позволит транспортным средствам определять местоположение дорожных выбоин, сломанных ливневых решеток и крышек люков, а затем делиться полученной информацией через облако с другими участниками дорожного движения и дорожными службами.
Получив предупреждение от впереди идущего автомобиля, водитель приобретает дополнительное время, чтобы замедлиться и избежать опасности. Это поможет уменьшить вероятность пробития колеса и повреждения подвески, что, в свою очередь, снижает вероятность возникновения ДТП.
Что касается компании Volvo, то она разрабатывает систему предупреждения о скользких участках дороги – это первая технология безопасности Volvo на основе облачной передачи данных. Когда автомобиль Volvo обнаруживает обледеневший или скользкий участок дороги, информация об этом передаётся в базу данных Volvo Cars, откуда поступает на все автомобили, приближающиеся к опасному участку.
Информация о проблеме также направляется в дорожную службу, дополняя данные, предоставляемые существующими станциями контроля состояния дорожной инфраструктуры. Такой подход призван улучшить качество обслуживания магистралей дорожными службами в зимнее время.
«Облачная» диагностика автомобиля
В 2010 году автопроизводители отозвали более 20,3 млн автомобилей. Это связано с тем, что, как только транспортное средство покидает дилерский центр, его системы становятся «черным ящиком» для производителей и поставщиков оборудования.
Существующий подход к отзыву автомобилей является реакционным: производитель отзывает все автомобили определенного года, марки или модели только после того, как проблема проявилась на большом количестве транспортных средств. Это занимает много времени, за которое критически важная система может выйти из строя и создать угрозу безопасности водителя, что нанесет удар по репутации компании-производителя.
Кроме того, модули управления в автомобилях содержат миллионы строк кода, а количество диагностических кодов неисправностей (DTC) иной раз не превышает десятки. Следовательно, появляется острая необходимость систематической диагностики программного обеспечения систем управления автомобилем, чтобы можно было обнаружить проблемы еще на ранней стадии.
По этой причине исследовательская группа из Пенсильванского университета разрабатывает автоматическую программу для удалённой диагностики и тестирования AutoPlug, способную пересылать исправления для прошивок управляющих электронных компонентов машины. Таким образом, AutoPlug выступает в роли посредника между управляющими модулями транспортного средства и центром удаленной диагностики (RDC).
Центр удалённой диагностики получает данные о состоянии автомобиля по сети, и подготавливает ответ в виде динамических кодов диагностики неисправности (DyDTC), которые «наблюдают» за управляющими модулями, вызывающими беспокойство. Когда вся информация о проблеме собрана, генерируется «заплатка» для контроллера.
Таким образом, система удалённой диагностики способна выявлять и перепрограммировать сбойные контроллеры с системными (и не системными) ошибками.
В рамках этого вопроса нельзя обойти стороной облачный сервис для диагностики автомобиля MECH5 – облачную платформу анализа данных автомобиля. Решение обеспечивает удаленное подключение к машине, сбор и передачу данных о состоянии систем транспортного средства и предоставляет онлайн-доступ к журналам технического обслуживания. Кроме того, технология позволяет искать автомастерские, находящиеся недалеко от пользователя.
Получая доступ к электронике автомобиля, MECH5 создает отчеты работоспособности транспортного средства и обнаруживает мелкие неисправности, помогая предотвратить проблему до ее проявления.
В его основе лежат протоколы OBD2, отвечающие за обмен данными между электронным блоком управления и диагностическим сканером, и протоколы OEM, позволяющие извлекать более детализированную информацию. MECH5 умеет подключаться к любому электронному блоку управления и собирать его показатели: состояние кондиционера, подушек безопасности, коробки передач, двигателя и т. д.
MECH5 использует стандартный интерфейс VCI (Vehicle Communication Interface) для подключения к диагностическому разъёму автомобиля, а с помощью приложения X-Link организует безопасный доступ в облако.
В сфере облачной диагностики автомобилей работает и отечественная компания eZWay, которая вышла на российский рынок с гаджетами для диагностики автомобиля и мобильным приложением, отслеживающим состояние машины и качество вождения. Поставленная задача решается с помощью специализированного устройства eConomy и мобильного Android-приложения, работающего в связке с облаком.
Пользователь подключает устройство eConomy в разъем под рулем транспортного средства, скачивает приложение и регистрируется в автоклубе. После чего продолжает свободно пользоваться автомобилем. В результате для каждого пользователя накапливается статистика, которая сохраняется в базе данных, размещенной в облаке
eZWay, имея в памяти информацию об исследованиях аварий на дорогах, предоставляет пользователю полезные советы, реагируя на стиль его вождения. Приложение оценивает плавность стартов и торможений и предупреждает об опасных маневрах. Более того, eConomy позволяет поймать идеальный момент переключения передачи, оптимизируя расход топлива и нагрузку на двигатель. Оценка качества вождения – одна из визитных карточек решения.
Помимо этого, eZWay умеет диагностировать двигатель автомобиля, сообщая о зафиксированных неполадках через мобильное приложение. Таким образом, водитель контролирует состояние собственного авто и следит за параметрами бортовой системы в реальном времени.
Подводя итоги, стоит отметить, что облачные технологии настолько плотно вошли в нашу жизнь, что представить ее «безоблачной» практически невозможно. Сегодня облако в модели IaaS, являясь гарантом надежности и высокой доступности, используется для сокращения числа дорожных аварий и слежения за техническим состоянием транспортных средств, что несомненно экономит деньги как автопроизводителям, так и автолюбителям.
Другие материалы из нашего блога:
- 25 книг по теме облачной экономики и безопасности
- Резервное копирование в облако – Commvault v11
- Модульные дата-центры: ЦОД IaaS-провайдера «ИТ-ГРАД»
Автор: ИТ-ГРАД