
Ну вот и отгремело последнее серьёзное событие 2024, The Game Awards — а значит, можно со спокойной душой подводить итоги года, вспомнив про хорошие (и не очень) игры, которые повлияли на индустрию, а также новые консоли.
▍ Содержание
- Главные события года в индустрии
- Самые важные игры 2024
- Вы могли их не заметить
- Наши игры
- Старые игры на новый лад
- Что готовит нам год грядущий?
▍ Главные события года в индустрии
2024 выдался весьма урожайным на хорошие игры и события, которые точно повлекут за собой определённые последствия. Самым важным таким событием стали массовые увольнения в индустрии. Увольнения настигли работников Riot Games, Microsoft Gaming, Eidos-Montreal, Sony Interactive Entertainment, Electronic Arts, Sega of America, Sumo Group, Bungie. Причина кроется в реструктуризации студий. Но за благими намерениями кроются совсем не благие последствия: оптимизация расходов требует массовых увольнений, продаж и закрытия студий, отмены разработки тех игр, которые, по мнению крупных студий, не будут успешны. Arcane Austin и Tango Gameworks с лёгкой руки Microsoft были закрыты, вызвав волну негодования во всей индустрии — начиная от простых геймеров, заканчивая главой Arkane Lyon: в Твиттере Динга Бакаба жёстко раскритиковал подобные действия корпораций, назвав их «чёртовым ударом под дых».
Microsoft в этом году лишь закрепила свою дурную репутацию: прошлогодняя Hi-Fi Rush от Tango Gameworks, получившая высокие оценки критиков и пять наград (три из них — только за этот год) хоть и продалась хорошо, но абсолютно никак не пиарилась самой Microsoft. А свежая и крайне технологичная Senua’s Saga: Hellblade II продалась крайне плохо. Создаётся впечатление, что компании совсем плевать на игры, которые выходят для её же платформы. Одно хорошо: Tango вместе с правами на H-Fi Rush выкупила корейская компания Krafton.
Ну а история крушения холдинга Embracer Group точно достойна экранизации. Компания скупала студии, владеющие правами на всем известные и культовые тайтлы, получала права на крупнейшие франшизы, но в итоге мыльный пузырь лопнул. Если в ковидные времена дела у компании шли в гору, то после пандемии случился финансовый кризис, который привёл к сильному падению акций. Череда неудачных решений и сделок привели к тому, что в этом году было уволено 4857 сотрудников и закрыто 36 студий, среди которых: Piranha Bytes, Pieces Interactive (они успели выпустить весьма неплохой перезапуск Alone in the Dark в этом году), Volition, Free Radical Design. Saber Interactive чудом удалось избежать проблем ценой в 247 миллионов долларов: студию перепродали её же основателю, Мэтью Карчу.

Знаменательным и очень грустным событием стало отключение онлайна на консолях Nintendo 3DS и Wii U. Впрочем, к этому всё шло: 3DS вышла в далёком 2011, а Nintendo нужны дополнительные мощности для серверов к грядущему релизу следующего поколения консоли. Слухи про Switch 2 уже давно ходят, но под конец года они становятся всё более серьёзными: появляются рендеры, фотографии чехлов и кейсов для новой консоли. Говорят, что у нового Switch Джойконы будут на магнитах, аналоговые стики — на датчиках Холла, а экран (только не смейтесь!) — обычный LCD.

Но не стоит расстраиваться, что онлайн у этих старых консолей отключили: практически сразу, как только официальный онлайн был отключён, объявились энтузиасты с проектом Pretendo и объявили о восстановлении онлайновой составляющей. Уже сейчас можно играть в популярные игры вроде Mario Kart 7 с друзьями по сети, и периодически добавляется поддержка новых игр.

Самым одиозным решением года стала привязка PSN-аккаунтов к ПК-версии Helldivers 2 и снятие её с продажи в тех регионах, где PSN официально недоступен. Ситуация вызвала шквал критики в сторону японской корпорации, после чего им пришлось извиняться, а игру вернули в продажу — правда, она до сих пор не продаётся, например, в Казахстане. Довольно абсурдным стало и то, что привязка к PSN появилась и в новых играх Sony, вышедших на ПК в этом году (в Казахстане, куда многие перевели свои аккаунты россияне, игры, соответственно, не купить): ремастер Horizon: Zero Dawn, Until Dawn, Lego: Horizon Adventures, God of War: Ragnarok, Ghost of Tsushima.

Но самым громким провалом года от Sony стало практически моментальное закрытие мультиплеерного шутера Concord. Игра с не самым актуальным геймплеем и персонажами, вызывающими ехидное хихиканье, не очень-то и привлекала геймеров к покупке. Да она ещё и продавалась за 40 баксов! Релиз состоялся 23 августа, но уже 6 сентября серверы были отключены. Магазины до сих пор не могут распродать диски с версией для PS5. Вместе с закрытием игры закрылась и Firewalk Studios, делавшая шутер на протяжении 8 лет (!). Возможно, оно и к лучшему: по словам одного из журналистов «Котаку», в студии царила атмосфера токсичной позитивности, при которой запрещалось критиковать дизайн персонажей, а бюджет разработки составлял 400 миллионов долларов.
Кстати, забавный факт: вышедший в этом году командный шутер Suicide Squad: Kill the Justice League всё равно продался лучше, чем Concord. Даже несмотря на то, что игра провалилась по всем фронтам, она всё ещё продаётся и всё ещё получает обновления. Ну и да, это всё же сюжетный шутер, у которого есть концовка. А ещё к её созданию причастна печально известная Sweet Baby Inc.

Тема с раскрытием компаний, предоставляющих услуги сценаристов и нарративных консультантов в угоду DEI (Diversity, equity, and inclusion — разнообразие, равенство и инклюзивность) стала одной из самых скандальных в году. Цель таких компаний — прописать в сценарий как можно больше «инклюзивности»: разнообразие рас, ориентаций (но чаще проталкивают именно темнокожих героев и именно «нетрадиционной» ориентации).

Большая часть игр, к созданию которых причастны такие компании, проваливается в продажах, а люди, живущие по ту сторону земного шара, начали задумываться: нужна ли им такая «инклюзивность»? Поэтому стали появляться кураторы в Steam, уведомляющие о причастии консалтинговых компаний по вопросам DEI.

Люди из игровой индустрии утверждают, что та же Sweet Baby Inc. никак не давит на разработчиков, а только предоставляет услуги по консультации. Правда, слова основательницы SBI Ким Белэр о том, что разработчиков «запугивают» (позже девушка назвала эти слова «шуткой», но подчеркнула, что если студия-разработчик сделает персонажей слишком «стереотипными», то на них действительно посыплется гнев толпы и их будут «отменять»), заставляют задуматься — а всё ли так гладко во взаимоотношениях с такими компаниями?
Первого марта не стало мангаки Акиры Ториямы. Он умер от субдуральной гематомы в возрасте 68 лет. Автор стал знаменит не только благодаря своей манге (самая известная — Dragon Ball), но и тем, что подарил внешность героям Dragon Quest, Chrono Trigger, Blue Dragon. В прошлом году вышла полнометражка по его однотомной манге Sand Land 2000 года, в этом — аниме-сериал, и внезапно — полноценная игра в жанре Action RPG. К сожалению, автор игру не застал.

▍ Самые важные игры 2024
Уже в январе этого года вышла первая значимая игра, которую действительно ждали: Prince of Persia: The Lost Crown. Метроидвания от Ubisoft получила высокие оценки критиков, визуал прекрасен, да и жанр новый для серии. Новый «Принц Персии» вполне достоин быть в ряду культовой серии, и вполне годен, чтобы скоротать ожидание до ремейка Sands of Time (который не известно, когда выйдет).

Helldivers 2 стала самой популярной игрой Sony (сделанной не самой Sony) в этом году. После The Game Awards одновременно в онлайне находилось до 150 тыс. человек в Steam — тайтл ещё долго будет популярен.

Stellar Blade попала в сердца геймеров сразу по нескольким причинам: тут и главная героиня шикарная (ещё и костюмы красивые открываются по ходу прохождения!), и геймплей взят из популярных игр прошлых лет (Sekiro, Devil May Cry). Да и в целом картинка у игры загляденье! Есть разве что один минус: пока это эксклюзив для PS5 (но это пока что!).

Black Myth: Wukong по мотивам «Путешествия на Запад» стала откровением для всего мира: оказывается, китайцы (те, что из КНР) умеют делать не только гачи, но и игры по собственным классическим романам. В целом, игра-то неплохая, но точно не для всех: тут напрашивается сравнение с японской Sekiro, которая так же красива и так же сложна. Если вы не смогли осилить Sekiro, то Wukong будет не менее сложна для вас. А ещё игра сильно подняла спрос на книжный оригинал: в этом году издательство «Азбука» выпустило двухтомное переиздание, которое вживую выглядит очень солидно!

Ну а рядом с «Вуконгом» справедливо идёт Astrobot, эксклюзив для Playstation 5. Платформер взял номинацию в категории «Игра года» по версии The Game Awards. Кто-то называет такое решение спорным, а китайцы и вовсе остались недовольны: мол, как же так, у нас такая игра — что эти TGA себе позволяют! Терпеть они такого «позора» не стали, в очередной раз занявшись ревью-бомбингом, на этот раз… Baldur’s Gate 3 (потому что Свен Винке, основатель Larin Studios, вручал награду Team Asobi). Однако Astrobot вполне достоин быть одной из главных игр уходящего двадцать четвёртого. Из технодемок для PS4 и PS5 «вырос» полноценный платформер, который способен конкурировать с нинтендовским Super Mario Odissey, только технически выглядит куда лучше. Такими и должны быть эксклюзивы!

Раз уж речь зашла об эксклюзивах, никак нельзя пройти мимо The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom. Что, очередная «Зельда», скажете вы? А вот и… да, но с одним «но»: в «легенде о Зельде» нам наконец-то дают играть за Зельду, которая спасает Хайрул от злодея Ганона. Несмотря на уже порядком поднадоевший сюжет, игра вышла довольно продолжительной благодаря сайдквестам и системе крафта, взятой из предыдущих игр, выходивших на Switch.

Ремейк Silent Hill 2 получился хорошим. Bloober Team сделали достойную работу — вышло не копирование старого произведения точь-в-точь, а своего рода переосмысление культовой классики. Даже саундтрек написал Акира Ямаока — автор музыки к оригинальным частям SH. В общем, поляки порадовали!

Главным шутером года можно по праву считать Call of Duty: Black Ops 6, сиквел не менее достойной в плане сюжета и геймплея Cold War. На фоне последних перезапусков Modern Warfare 2 и 3, синглплеерная компания стоит прохождения! И конечно, это всё ещё один из лучших сетевых шутеров. Кстати, выгоднее всего будет купить Game Pass, ведь в него включён Black Ops 6…

…как и другой многими ожидаемый шутер — S.T.A.L.K.E.R. 2. «Сталкер», как и прежде, сильно забагован, абсолютно не оптимизирован, успел вляпаться в кучу скандалов и всё равно стал одним из самых загружаемых тайтлов года. Правда, чтобы с комфортом его проходить, придётся подождать годик-другой, пока разработчики пофиксят все баги (прямо во время последних правок этого материала выкатили патч на сотню гигабайт). Ну или когда это сделают фанаты.

Metaphor: ReFantazio от создателей Persona — ещё одна хитовая JRPG на десятки часов геймплея. Стильная, интересная, залипательная — новая игра от Atlus моментально стала хитом не только среди поклонников жанра, но и завлекает тех, кому жанр не особо интересен. Впрочем, так было и с пятой «Персоной», геймплей которой также затягивает за десятки часов.

Наконец, Balatro — карточная игра, которая собрала хорошие оценки прессы и несколько наград. Игра проста в освоении и очень аддиктивная: базовые правила как у покера (собираете «руку», чем мощнее комбинация, тем больше очков получите), но при этом присутствуют карты, которые могут изменять ход игры. Так, из обычного покера Balatro стала покером-рогаликом. Казалось бы, как такая простенькая игра может взять несколько важных наград, обойдя куда более серьёзные проекты? Опять же: простая механика и возможность получить лёгкий дофамин сделали своё дело.

Главной же игрой года будет вполне справедливо назвать Indiana Jones and the Great Circle. И хоть делали её MachineGames, это в первую очередь именно адвенчура от первого лица. И не геймплеем единым цепляет игра — она ещё и выглядит невероятно кинематографично, да и оптимизация отличная! Правда, если вы всё ещё почему-то сидите с видеокартой тысячной серии, придётся всё-таки сделать апгрейд на карточку с поддержкой RTX.

▍ Вы могли их не заметить
Среди потенциальных хитов проскакивали такие проекты, которые даже не номинировались на какие-то премии, но со временем точно попадут в категорию Hidden Gem. Эти игры не сильно пиарились, но что-то из них точно может показаться вам интереснее, чем из тайтлов выше.
Lorelei and the Laser Eyes — ещё один необычный проект от Simogo. После невероятно стильной Sayonara Wind Hearts, изначально вышедшей эксклюзивно для сервиса Apple Arcade, шведы решили сделать что-то ближе по духу к одной из своих предыдущих игр, не выходивших за пределы iOS, Device 6 (если у вас имеется устройство на iOS – настоятельно рекомендую к ознакомлению!). Правда, в этот раз прицел взят на консоли и ПК, а сама игра стала очень продолжительной. Вдохновение явно черпали из французской классики, «В прошлом году в Мариенбаде». Саундтрек же просто великолепен, по настроению напоминает ту самую Device 6. В общем, если любите необычные игры, Lorelei and the Laser Eyes точно обязательна к прохождению!

Ремейк Alone in the Dark нельзя назвать идеальным. Игра красива, но выглядит, словно пришелец из недалёкого прошлого. Всё же это ещё один достойный хоррор в списке игр года. Роли Эдварда Карнби и Эмили Хартвуд достались Дэвиду Харбору и Джоди Комер соответственно — сыграли они замечательно! Жаль, что игра провалилась в продажах, а Pieces Interactive закрыли.

Animal Well имеет обманчивую внешность: за кажущейся неказистой двухмерной графикой скрывается метроидвания с элементами пазла, которая является отличным примером качественной инди-игры. Графика хоть и рендерится в разрешении 320х180, но движок использует систему частиц, симуляцию жидкости для дыма и воды, карту нормалей, динамическое освещение. Здесь нет какого-то нормального сюжета, но есть захватывающий геймплей, сочетающий в себе два жанра. И да, не ждите экшена, эта игра больше про решение головоломок.

Хороших хорроров в этом году хватает: Still Wakes the Deep от мастеров жанра The Chinese Room действительно пугает боди-хоррором, узкими и затопленными помещениями на буровой нефтяной установке. Вдохновлялись ли разработчики классическим фильмом Карпентера «Нечто» — неизвестно (о нём ещё вспомним сегодня!), но вот что-то эдакое прослеживается.

Nobody Wants to Die — крепко сбитая адвенчура, среднячок. Но атмосферная и очень красивая! Очень хороший пример, как можно использовать Unreal Engine 5, если у разработчиков прямые руки. А ещё это хороший пример того, на что стоит давать гранты от минкульта (в данном случае — от польского минкульта).

The Plucky Squire напоминает старые «Зельды», но при этом имеет невероятно запоминающийся дизайн. Двухмерная графика великолепно совмещена с трёхмерной, а переходы между плоскостями выполнены очень плавно. Только настоятельно не рекомендую проходить её на Switch — на гибридной консоли сильно порезали текстуры. Трейлер хорошо показывает главную фичу игры.
▍ Наши игры
Самым громким скандалом года стал релиз «Смуты». Сделанная на государственные гранты и пиарившаяся крайне странным образом игра (один из роликов и вовсе содержит нецензурную лексику, произнесённую школьником в адрес учительницы) получилась очень халтурной и скучной. Критики вполне справедливо утопили «Смуту» в негативных отзывах — ей уже точно не помогут никакие патчи.

Зато Saber подарили миру великолепную Warhammer 40000: Space Marine 2. Кооперативный шутер лишь подогрел интерес игроков к первоисточнику, а сама игра получилась увлекательной и красивой.

Indika делалась долго, но результат получился достойный. Небольшая инди-игра про монахиню стала для многих откровением: оказывается, можно делать игры на такую тематику, да ещё и так увлекательно! И не перестану восхищаться актёрской игре Ефима Шифрина.

▍ Старые игры на новый лад
Неожиданно, но в этом году вышло много ремастеров старых, но классных игр. Переиздание первых трёх Tomb Raider на все актуальные платформы с возможностью переключения графики с современной на оригинальную, как это было на PS1, фоторежим, новая схема управления — ну просто идеальное переиздание! Aspyr не стали останавливаться только на приключениях расхитительницы гробниц: буквально на днях вышел ремастер обоих Legacy of Kain: Soul Reaver — всё так же с возможностью переключения графики. Конечно, было бы здорово, если бы и остальные три игры серии перевыпустили.


Но особенно разошлись Nightdive Studios, выпустив несколько подзабытых игр. И нет, среди них до сих пор нет System Shock 2. Зато есть PO’ed (та самая сумасшедшая игра с 3DO и PS1, где в роли кока с тесаком и сковородкой надо сражаться с инопланетянами).
Если вы удивлены такому описанию и не слышали про игру – в этом нет ничего удивительного, она не была популярной. Такой креатив вполне вписывается в безумие девяностых. А вот анонс и скорый релиз Killing Time: Resurrected стал событием более значимым: оригинальные версии для 3DO и ПК сильно отличались друг от друга, и Resurrected стала идеальной компиляцией фич обеих версий — забытой, но вовсе неплохой игрой.
Ну а в начале декабря вышла The Thing Remastered — обновлённый хоррор по мотивам культового фильма Джона Карпентера «Нечто».
Крупные студии тоже выпустили несколько значимых ремастеров. От Nintendo вышла Luigi's Mansion 2 HD. Оригинал на 3DS работал с очень нестабильным фреймрейтом, в ремастере на Switch проблему исправили — теперь там стабильные 30 fps!

А ещё была Paper Mario: The Thousand-Year Door: вторая игра в серии Paper Mario вышла 20 лет назад на Gamecube, не снискавшем такой популярности, как гибридная консоль текущего поколения, теперь же в ремастер могут сыграть больше людей. Хотя тут всё же стоит оговориться, что версия для Switch всё-таки имеет элементы ремейка — перерисованы некоторые задники, заставки.

Даже инди-игры подвергаются ремастерингу: культовая Braid вышла на всех актуальных консолях, получив улучшенную, местами перерисованную графику.

Полноценные ремейки тоже имеются. Riven теперь полностью трёхмерная, перенесённая на мощности Unreal Engine 5. Правда, ценой великолепной полностью трёхмерной графики стало то, что у ремейка нет предзаписанных видеороликов с живыми актёрами.
Persona 3 получила ремейк для домашних консолей и ПК — это именно ремейк в стилистике пятой части франшизы. Если вдруг ещё не играли, но вы любите jRPG — самое время прикоснуться к одной из лучших представительниц жанра!
Но «Персона» — не единственная игра в жанре, которая получила ремейк. Final Fantasy VII Rebirth — ремейк одной из лучших «финалок» — выглядит потрясающе, звучит прекрасно. Только теперь это не пошаговая боёвка, а экшен. По сути, это уже переосмысление культовой игры. К слову, в следующем году выйдет и на ПК!
Неожиданным ремейком стала Haunted Castle Revisited: «касльвания» родом с аркадных автоматов. Графика осталась двухмерной, но при этом полностью перерисованная. Ремейк можно найти исключительно в составе Castlevania: Dominus Collection — новом сборнике старых игр серии, вышедшем в этом году. На этот раз — те игры, что выходили на Nintendo DS. И хоть вышел сборник на всех консолях, играть удобнее всего на Switch из-за наличия тачскрина.

▍ Что готовит нам год грядущий?
А 2025-й готовит нам много интересного! По слухам, ближе к марту начнут официально тизерить Nintendo Switch 2 — вероятно, новое поколение гибридной консоли выйдет уже в первой половине года.
Игр хороших тоже будет немало. Вторая часть Kingdom Come: Deliverance, Assassin’s Creed: Shadows (ну тут скорее ради реакции общества надо ждать!), ремастеры ещё трёх Tomb Rider, вторая The Last of Us наконец-то посетит ПК, Death Stranding 2, Doom: The Dark Ages, Metroid Prime 4, Stellar Blade тоже может выйти на ПК (судя по финансовым отчётам Shift Up), Vampire: the Masquerade — Bloodlines 2 (что-то уже не верится, что она вообще выйдет) и много чего ещё. Но, конечно, самой ожидаемой для многих игрой стала Grand Theft Auto VI, релиз которой планируется примерно в конце 2025-го и пока только на PS5 и Xbox Series X/S.
Одним из самых громких анонсов уходящего года стал трейлер новой игры от Naughty Dog — Intergalactic: The Heretic Prophet. Вместе с положительными отзывами появилось немало таких, в которых люди высказывали негодование по поводу внешности главной героини: её образ абсолютно не харизматичен, не цепляет. Но подождём следующих трейлеров и новых подробностей — дата релиза пока неизвестна. А вот от чего люди однозначно в восторге — так это от анонса сиквела Okami — игра про богиню солнца Аматэрасу в форме волчицы явно не самая популярная, но точно красивая и необычная. Продолжения никто не ждал, но оно будет, и за разработку отвечает Хидеки Камия, как и ранее.
Пусть новый год принесёт вам как можно больше счастливых моментов! Подарите друзьям и близким то, чего они хотели бы больше всего (в пределах разумного и безопасно для кошелька!). Окружите себя уютом — вы заслужили отдохнуть в эти праздники. С наступающим!
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Guren302