2 марта на Хабрахабре был опубликован резонансный пост о причинах нынешнего положения компании Nokia. В нем я усмотрел один очень содержательный посыл: при Элопе Nokia решила стать преимущественно хардварной компанией, максимально выведя за свои рамки разработку программного обеспечения. Этот посыл, казалось бы, косвенно давал ответ на вопрос, волновавший меня с прошлого лета и касающийся стартапа Jolla, разрабатывающего наследницу Maemo&MeeGo, мобильную операционную систему Sailfish OS: что такое стартап Jolla, драматический разыгранный маркетинговый ход самой Nokia или реальный бунт на корабле?
Этот вопрос возник у меня буквально на следующий день после опубликованной 3 июля прошлого года на Nomobile.ru колонки о возможных сценариях так называемого Плана Б Nokia, о котором заговорили в июне в связи с решением Microsoft полностью обновить Windows Phone. Не буду повторять содержание той колонки, желающие могут прочитать ее по ссылке. А упомянул я о ней потому, что буквально на следующий после ее публикации день глава подразделения развития приложений MeeGo Сотирис Макригианнис заявил о своем уходе из Nokia. Вслед за ним еще несколько сотрудников Nokia из проекта Maemo&MeeGo заявили об уходе, а потом появилось официальное заявление, что все они присоединяются к компании Jolla, якобы созданной еще в ноябре 2011 года. Вслед за этим последовало было сообщение, что Nokia передает стартапу Jolla все необходимые для развития Maemo&MeeGo патенты и наработки. Однако на следующий день это сообщение было опровергнуто. Скандал затих. Nokia продолжила делать смартфоны на WP8, а Jolla заявила о намерении создать новую операционную систему SailfishOS, основанную на исходниках MerProject и поддерживающую Qt, а также, через alian dalvik и приложения для Android. Вскоре Nokia продала Qt финской же компании Digia, выпустила Lumia920 с PureView-камерой с оптической стабилизацией, Jolla же тем временем привлекла на развитие $200 млн и заручилась поддержкой крупнейшего китайского оператора ChinaMobile.
В конце ноября, когда Lumia920 начала появляться на прилавках магазинов, чтобы убедить всех, что лучшей смартфонной видеокамеры на рынке просто нет, Jolla представила свои первые наработки для будущей SailfishOS. Самой главной вау-фишкой SailfishOS стала возможность управления приложениями, находящимися в фоновом режиме, то есть управления свернутыми приложениями. О такой многозадачности ни одна из нынешних мобильных операционок не может и мечтать. Это и удобно, и быстро, и очень изящно. Но в остальном, пользовательский интерфейс SailfishOS лично мне показался не столь простым и очевидным, как интерфейс MeeGo Harmattan. Вот если бы в UI MeeGo Harmattan на экране свернутых приложений появилась возможность управлениями ими, как это реализовано в SailfishOS, — было бы совсем другое дело. Но Nokia, продав многие софтовые активы, поделившись за $50 млн патентами с BlackBerry, UI MeeGo Harmattan почему-то тщательно держит при себе, хоть официально и заявляет, что никаких планов на продолжение своей линуксовой линейки у нее нет.
Некоторые элементы пользовательского интерфейса MeeGo Harmattan перекочевали в Nokia Belle FP2 и S40 Touch, но именно некоторые, в целом же интерфейс MeeGo Harmattan по-прежнему остается уникальным и присутствует лишь на одном коммерческом девайсе Nokia N9. Буквально во время написания этого поста появилась анонимная информация о том, что Nokia, возможно, готовит к выпуску некий N9 mini. На какой операционке работает этот смартфон — непонятно, но тот, кто якобы видел девайс, утверждает, что его интерфейс очень сильно намоминает UI MeeGo Harmattan. При этом отмечается, что в операционке нет многозадачности. Так что это наверняка не MeeGo Harmattan. Вообще, сам факт существования S40 Touch не очень вписывается в концепцию вывода разработки софта за пределы компании. Однако, думаю, это временная мера. При помощи S40 Touch Nokia готовит модели для FirefoxOS, а нанизать на готовый девайс новую бюджетную операционку от Mozilla (у которой, кстати сказать, всегда были очень тесные отношения с Nokia, особенно благодаря линуксовым разработкам компании), — это дело пары месяцев. Получится FirefoxOS, — думаю, Nokia с удовольствием переведет свои бюджетные сенсорные телефоны на них, не получится, — они останутся на S40 Asha Touch, которая лично мне очень даже понравилась. Есть, конечно, еще вариант воскрешения толком никогда не рождавшейся Meltemi, но, думаю, от нее Nokia отказалась в свое время как раз в пользу FirefoxOS, то есть по сути FirefoxOS это и есть Meltemi.
С момента выпуска N9 мне не верилось, что Nokia действительно поставила крест на этой операционке. Все скорее представлялось мне хитро выстроенным маркетингом по неторопливому выращиванию культового, незаслуженно брошенного продукта, который станет популярным снизу, а не за счет ресурсных рекламных компаний. С помощью N9 Nokia замахивалась ни много ни мало на iPhone. (Ни поэтому ли на днях Стивен Элоп выбросил iPhone бравшего у него интервью журналиста?) В свое время, Стивен Джобс, вернувшийся в Apple, раскрутил новые продукты компании не только за счет их инновационности или гениальности (на самом деле, многими отмечалось, что Джобс никогда не был революционером в области технологий, он был гениальным упаковщиком и маркетологом, трендмейкером одним словом), но и за счет того фанатского капитала, который накопился у потребителей к моменту его возвращения в Apple. Я считал, да и считаю до сих пор, что с N9 Nokia решила (а может и не решила, а все само собой так получается, — это не имеет принципиального значения) пойти именно таким путем: гонениями и притеснениями создать культ и уже потом выпустить новый девайс, с гарантированными высокими продажами. Что ж, если это действительно был план, то он получается, потому что более приверженных пользователей, чем у N9 я ни у кого не встречал, ну может за исключением пользователей Apple.
Из тех же конспирологически-маркетинговых соображений Nokia, на мой взгляд, не поделилась с Jolla патентами на UI MeeGo Harmattan, а начала внедрять свайп-элементы в Nokia Belle и S40 Touch, как бы приучая пользователя к будущему продукту, полностью построенному на управлении свайпом. Тут следует оговориться, что несмотря на то, что сотни тысяч пользователей буквально влюблены в легкий, почти волшебный свайп-интерфейс MeeGo Harmattan, я встречал достаточно людей, которые, во всяком случае впервые столкнувшись с бескнопочным устройством, теряются. Для массовости N9 действительно был слишком революционен. Таковым он по сути остается и по сей день, хотя, помимо SailfishOS, уже появилась та же Ubuntu Phone, также управляемая одними жестами. Выросшие же на Asha Touch и на обновлениях к Nokia Belle пользователи легко и непринужденно смогут перейти на интерфейс MeeGo Harmattan.
Nokia не поделилась с Jolla правами на концепт UI MeeGo Harmattan, но когда сообществу Maemo.org потребовалась финансовая помощь для переезда на новые серверы, она ее оказала. То есть никакой вражды нет. Однако, интересно тут другое. С осени 2011 года, то есть почти с момента старта продаж N9, репозиториях Maemo.org появилась прошивка для N900 и N950. Сборка эта называется NemoMobile. (Последние ее версии доступны уже на новом ресурсе: NemoMobile.org) Никаких сведений о том, для каких будущих устройств предназначена эта сборка, — нет. Ее отличие от MeeGo Harmattan по сути исключительно программерское. В частности, если расширение установочных файлов в MeeGo Harmattan — .deb (этот факт по сути говорит о том, что в MeeGo Harmattan от MeeGo лишь название, а на самом деле это, скорее, Maemo6), то в NemoMobile расширение установочных файлов .rpm, то есть такое, какое и было принято в классической MeeGo.
Можно предположить, что NemoMobile — это была операционка, которая до появления SailfishOS должна была (когда хитрый маркетинговый план по созданию культа N9 путем его притеснения осуществился бы) сменить MeeGo Harmattan. Однако и после появления SailfishOS новые образы NemoMobile продолжали появляться. Никаких внятных указаний на то, что за этим стоит сама Nokia нет. Разве что на YouTube недавно был закачан ролик, демонстрирующий работу NemoMobile не на N900 или N950, а на N9-00 Proto. Думаю, прототипы девайсов, существующие в единичных, а то и в единственных экземплярах (N950 по имеющимся сведениям был выпущен тиражом около 90 тыс. экземпляров) все-таки должны были остаться в Nokia?
Тут мне хотелось бы обратить внимание на несколько маленьких деталей. Во-первых. Для MeeGo Harmattan есть твиттер-клиент QNeptunea. Это лучший клиент для твиттера из всего того, что существует на других платформах (вообще, приложения для MeeGo Harmattan отличаются своей многофункциональностью). Но дело не в этом, а в том, что в качестве сервиса для перевода твитов, в QNeptunea предустановлен не Google-Translator, а переводчик от Microsoft. Казалось бы, с чего бы это, если уж Microsoft так насолил поклонникам MeeGo? Или другой пример. Буквально на днях в сети появилась тема SailfishOS для N9. Примечательно, что иконка браузера в этой теме изображает Internet Explorer, а e-mail разработчика темы — на Hotmail.com. Из этого можно сделать только два вывода: любо разработчики под SailfishOS таким образом посылают сигналы дружбы Microsoft, либо они так или иначе работают на общую с Nokia и Microsoft идею.
Новые и хорошо забытые старые линуксовые мобильные платформы, — это сейчас чуть ли не самый главный тренд мобильного рынка. LG купила WebOS, Ubuntu выпустила мобильную прошивку для Nexus устройств, Mozilla — FirefoxOS, Jolla — SailfishOS, Lenovo приценивается к BlackBerry и QNX. Однако, сколько бы этих операционок ни было, в конечном счете они все равно привязываются к тем или иным интернет-сервисам. Привязка приложений MeeGo Harmattan или SailfishOS к сервиса не Google, а Microsoft, — вот что значительно важней конкуренции между MeeGo и WP. В череде новых мобильных платформ MeeGo Harmattan, да и Maemo5, на которой работает N900, и которая вопреки официальным увещеваниям, совсем даже не умирала, а продолжает жить и развиваться усилиями сообщества и вполне годится для выпуска трасформеров или планшетов, — впереди всех остальных, у которых пока ни приложений, ни разработчиков, ни девайсов. Nokia должна лишь не упустить это преимущество.
Уже когда этот пост был написан, стала доступна последняя версия прошивки NemoMobile. На видео, демонстрирующем ее работу на N900, видно, что по интерфейсу, это один в один MeeGo Harmattan. То есть предположение, что Nemo Mobile была сборкой, которая изначально готовилась Nokia для обновления N9, — получило еще одно подтверждение. Так то оно может и так, но теперь Nemo Mobile числится среди проектов на сайте Sailfishos.org. Это что значит, что курирование этой сборки теперь передано Jolla? И какое обновление в конце концов получит N9? То что какое-то получит, лично я в этом абсолютно уверен. В Nokia не могут не знать, что девайс, брошенный компанией, вопреки всему стал популярным, а то и культовым устройством.
Лично мне очень хотелось бы, чтобы N9 получил бы обновление со следующим функционалом пользовательского интерфейса. Думаю, смартфон с таким интерфейсом, плюс поддержка приложений для Android, плюс полностью открытая операционка, — позволит Nokia и Jolla практически на пустом месте вырваться вперед и по отношению к Samsung, готовящимся выпустить смартфон на Tizen, и по отношению к тем, кто еще решиться выпустить девайс на UbuntuPhone. То есть N9 уже есть, по своим аппаратным характеристикам, смартфон абсолютно современен, в нем даже NFC есть, который только сейчас входит в обиход. Речь идет лишь о том, какое обновление (но именно официальное) к нему выпустить. Если Nokia и Jolla договорятся, то Nokia сможет еще раз выстрелить продуктом почти двухлетней давности, а Jolla получить работающий девайс для дальнейших приемов заказов. Права на свайп-интерфейс MeeGo Harmattan при этом могут остаться за Nokia. Если в дальнейшем возникнет желание выпустить новый смартфон на линуксовой сборке, — пожалуйста, но пока такой необходимости нет. Судя по тому, как работает SailfishOS на N950, который чуть слабее N9 по железу (в частности в N950 512Мб оперативки, а в N9 1Гб), SailfishOS будет летать на N9. Мало того, усилиями сообщества, N9 в любом случае можно будет обновить до SailfishOS, приложения для MeeGo Harmattan в любом случае будут портированы на Sailfish OS и Jolla в любом случае будет развивать платформу (курсы для разработчиков, кстати, начинаются на днях), только это уже будет не интерфейс MeeGo Harmattan, элементы которого так старательно переносит в другие системы Nokia, да и девайс Nokia по сути потеряет. А при сотрудничестве с Jolla, сможет выпустить дополнительный тираж и выстрелить одним и тем же смартфоном второй раз. При этом, на других, не нокиевских смартфонах на SailfishOS интерфейс может быть из оригинальной SailfishOS, так что и тут Nokia соблюдет свой эксклюзив. Про то, что в перспективе (при успешности проекта) можно будет выпустить N9 (точно такой же, без всякого увеличения диагонали; N9 — это классика!) с PureView камерой, — можно и не говорить.
И еще, — мне по-прежнему кажется весьма разумным предложение выпустить в продажу N950. Как и N9, он стал культовым девайсом (вот он продается на ebay за бешеные деньжищи), и что бы там ни говорилось о том, что формфактор бокового слайдера с qwerty-клавиатурой не востребован, при почти полном отсутствии таких современных моделей, пара миллионов покупателей на такой формфактор найдется. Я бы предложил выпустить его с предустановленной одной операционкой, но с мультизагрузчиком, который позволит устанавливать на N950 несколько мобильных операционок. По сути, все это уже реализовано сообществом разработчиков. И на N9 и на N950 портированы и Android и NemoMobile и SailfishOS и полноценная Ubuntu и Debian и еще много чего. Все что нужно сделать, — собрать все эти разработки вместе, возможно, причесать и выпустить первый в истории IT-индустрии Developer Device. А иначе Google со своими Nexus девайсами норовит отобрать у Nokia этот пусть и не массовый, но очень важный актив.
Автор: revazrezo