Предисловие
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Хочу представить Вашему вниманию статью моего приятеля, которую он решился опубликовать (с моей помощью), после прочтения соответствующей статьи на тему WEB 3.0. И хотя статья уважаемого Begetan весьма достойна, в своей статье мой приятель хотел бы обратить Ваше внимание на несколько иные аспекты современного интернета и его тенденций. Сразу хочу обратить Ваше внимание, что статья не содержит в себе технической информации и является своего рода «рассуждениями» на тему индустрии интернета, которое направлено на то, чтобы «оголить» некую проблему. Итак статья под катом!
Часть 1
Что мы знаем о сети? Думаю все слышали про то, что по «населению» Facebook может по праву считаться третьей страной в мире, после Китая и Индии. В свое время, 'i'-низация Apple фактически вернула компанию к жизни. Количество поисковых запросов, обрабатываемых Google ежедневно, только за последние 5 лет выросло более чем в 11 раз, а интернет медиа уверенно перетягивают рекламные бюджеты мировых корпораций, заставляя своих оффлайновых конкурентов терять позиции.
Сейчас успех интернет-индустрии очевиден. Однако цель данной статьи не сухое перечисление всех достижений интернета и пение дифирамбов, но попытка сформулировать вектор его будущего развития. Начиная примерно с 2007 года, подобные статьи не редкость, и многие именитые фигуры интернета уже высказали свои мысли по поводу Веб 3.0. Стоп, откуда здесь взялась эта цифра?..
Для меня нет смысла фантазировать, поэтому воспользуюсь той системой, которая в общем-то считается общепринятой. Смысл ее сводится к тому, что всемирная паутина развивается пошагово и в данный момент времени мы имеет третью по счету, но второю по номеру «версию» интернета — Веб 2.0. Очень технологично, не правда ли? Мне не хотелось бы пересказывать историю возникновения этого термина — любой по желанию может легко найти всю нужную информацию в Википедии. Однако стоит отметить, что под этим понятием подразумевается скорее общая тенденция развития всемирной паутины и по большому счету мало связанно с развитием самих технологий. Да, да! Сегодня поговорим не о технологиях, а о новом смысле, который привносится в мир с их помощью.
Сперва попробуем очень кратко описать каждый предыдущий шаг развития сети:
- Веб 0.0 (пре-веб) — первые попытки создание компьютерной сети, для обмена информацией.
- Веб 1.0 — распространение сети, множество информационных сайтов, контент которых создается администраторами, статические данные, посетители и пользователи могут лишь «поглощать» информацию. Первые компании, открывают свои представительства в сети.
- Веб 2.0 — социализация сети, пользователи получили возможность напрямую участвовать в создании контента, каждый может стать источником информации. Динамические данные. Все мы поняли, что интернет это не просто информационное пространство, но все мы связаны посредством всемирной паутины. Мировые бренды «лезут» в сеть.
- Веб 3.0 — ?
Давайте предметно. Главными достижениями Веб 2.0 стали не столько технологии, сколько выход на новый уровень взаимодействия и интеграции пользователей в сеть, а также новые виды контента и способы его создания. Интернет окончательно превратился в устойчивую и быстрорастущую индустрию, с миллиардными оборотами и колоссальными капитализациями интернет компаний. Сейчас все сидят в Facebook, постят в Twitter и YouTube, гуглят информацию и так далее. Ну, ок. А что дальше? Ведь сама возможность мгновенного обмена информацией, данные «в облаке» и другие прелести современных технологий, являются скорее средствами для достижения некой глобальной цели, нежели самоцелью.
Если максимально обобщить главный тренд современного интернета, то его можно описать одной фразой — «перенос реального мира в мир виртуальный». В реальном мире у нас всегда были друзья, теперь есть «друзья» виртуальные. Во все времена были сообщества, тусовки, группы людей, объединенных одной идеей или интересами. Теперь все это есть в сети. Газеты, журналы, радио и телевидение, все эти классические медиа перебираются в виртуальность. Люди стали меньше читать книги, потому что они есть в pdf или аудио формате. Люди присутствуют в сети, даже больше чем в реальности. Там они немного красивее, намного увереннее в себе, чуть более успешны и образованы. Все это замечательно, но уж слишком напоминает некую форму «матрицы», не находите? Мы всегда стараемся сэкономить немного реального времени, чтобы потом потратить его в виртуальности.
Это прогресс в чистом его виде — быстрый, технологичный, безответственный. То, что еще пару лет назад было мировым трендом, сейчас устаревает. Человечество встало на рельсы прогресса, разогнало свою вагонетку и мчится с бешенной скоростью, попутно достраивая железнодорожное полотно впереди. При этом никто толком не знает, куда эти рельсы ведут всех нас. Интернет как губка впитывает в себя миллионы терабайт информации, а самые успешные сервисы занимаются ее структуризацией и превращением в удобочитаемый формат. Для чего? Или лучше сказать для кого, они это делают? Здесь все весьма прозаично — для тех, кто оплачивает все это веселье.
Тут мы подходим к очень важной стороне всей интернет-индустрии. К вопросу, а откуда, собственно, деньги берутся? Почему венчурные и стратегические инвесторы вкладывают миллионы долларов в интернет компании, которые, казалось бы, ничего не производят и не продают? Как эти компании достигают таких гигантский показателей капитализации? Вопрос, который бесспорно возникал у многих из нас.
Для ответа на него нужно понять, что главным достижением современной интернет-индустрии, с точки зрения построения новых бизнес-моделей, является создание модели, в которой пользователь получает некоторую ценность (сервис, информацию, возможности), платя за нее тем, что он сам не считает особо ценным. Например, своим временем, вниманием, кликом, информацией, которую он оставляет в сети. Все это конечно не деньги, и многие называют такие корпорации как Google, «корпорациями добра», именно потому что большая часть их сервисов бесплатна. Однако, очевидно, что этот вид оплаты быть может даже более ценен, чем мятые зеленые бумажки. Ведь, по сути, в такой модели мы торгуем собой, информацией о себе, свои предпочтениях, мыслях, желаниях. Все это в последствии делегируется тем, кто готов платить.
Приходится признавать, что интернет все больше превращается в очередной медиа канал, который как и все предыдущие, призван направлять и контролировать общественность с одной стороны, и продавать и рекламировать с другой. Вдумайтесь, ведь монетизация подавляющей части успешных интернет-проектов, так или иначе строится на рекламе, а также продажах профилей аудитории и статистики. Разве не так поступают все классические медиа?
Еще лет 7 назад я бы и не подумал, что интернету, со всем его потенциалом и мощью, уготовано стать очередным медиа каналом, пусть и чуть более высокотехнологичным. И все же я глубоко убежден, что этот шаг является лишь переходным этапом, необходимой ступенью, которую нужно пройти, чтобы подняться на новую высоту. Дальнейшие рассуждения на эту тему во второй части статьи.
p.s. Немного об авторе: профессиональный инженер-программист с многолетним опытом работы в индустрии. Работал как в проектах крупных компаний (Awaya, Teleca, Nortel, Motorola, Kyocera), так и в небольших интернет-стартапах. В данным момент активно занимается развитием Live Streaming Media индустрии в сети.
Автор: xtazz