«Все», — робко отвечал я.
Ты прыгаешь с завязанными глазами в пропасть.
Ты потеряешь аудиторию, а холдинг останется без денег.
Когда ты провалишься — не приходи, мне тебе нечего будет сказать», — так отреагировал
директор «Рамблера» Николай Молибог на новый дизайн
“Дорогая редакция” — это ещё не вышедшая книга, сборник воспоминаний бывших сотрудников Lenta.ru под редакцией Ивана Колпакова. Поскольку рецензии нужны для того, чтобы ответить на вопрос “стоит ли читать книгу”, раскрою интригу сразу: конечно, да. В ней есть много смешного. И много грустного.
И много познавательного. Когда разные люди рассказывают об одних и тех же событиях — это всегда очень познавательно. Например, Антон Носик пишет, что Лента вошла в Рамблер “на свою беду”, а Вячеслав Варванин, бывший в Lenta.ru директором по развитию, считает, что с Рамблером Ленте очень повезло: “Созданная на деньги ФЭПа с задачей подержать Владимира Путина на его первых президентских выборах, она очень быстро перешла в собственность холдинга «Рамблер», после чего на долгие годы забыла о самой возможности вмешательства в редакционную политику со стороны руководства или рекламного отдела”.
Впрочем, книга — это не столько история Ленты, сколько история России и Рунета за время существования Ленты. В ней можно найти и воспоминания очевидца Норд-Оста (“редактор ночной смены аккуратно записывал полученные от меня сведения, а потом... дожидался, когда о том же самом сообщат информагентства и только после этого давал информацию на сайт со ссылкой на корреспондентов других изданий”), и эмоциональный рассказ о суде над Pussy Riot (“пресс-секретарь суда заявила, что журналистам запрещается использовать в своих текстах прямую и косвенную речь всех участников процесса”).
Главные сюжеты, о которых пишут практически все — это особенности коллектива, знаменитый редизайн-перезапуск 2013 года, покорение социальных сетей, конец эпохи в 2014 году и та боль, которую испытывали, видимо, все сотрудники Ленты от того, что их издание считают агрегатором, а их самих — рерайтерами-паразитами.
С этим связана другая драма: новости были тем, ради чего создавалась “Лента” и ради чего ее читали, новости были солью и сутью, альфой и омегой — а всем или почти всем в редакции хотелось красивых длинных авторских колонок и спецпроектов. Которые относительно мало читались и стоили много денег. Что, как известно, не мешало дорогой редакции их всё же производить.
В рамках борьбы с “комплексом агрегатора” Антон Носик сформулировал концепцию “информационного фильтра”. “Это очень удачное определение «Ленты», поскольку именно в умном выборе и ранжировании новостей заключался один из секретов успеха”, пишет Варванин. Такова была одна из ежедневных рутинных закавык "агрегатора"" связанная только с заголовками: "Кучу проблем создавали несостоявшиеся убийцы, потому что «убийцами» называть их уже нельзя, слова «покушенец» в русском языке нет, а все человеческие альтернативы невероятно громоздки". Одна из сотен.
Про то, кто и как работал в Ленте, в книге написано много и с большой любовью. Совершенно прекрасен рассказ Варванина о ранних текстах вакансий, о собеседованиях и о “девочке-дебиле” (человеке, который делал скриншоты с телеэфира), которой долго и успешно работал мальчик, “похожий на девочку меньше, чем кто-либо в редакции”. Прекрасны и рассказы тех, кого собеседовал Варванин. Совершенно прекрасна матерная глава Дмитрия Ларченко (редактор "Медновостей" и автораздела Ленты), которая совершенно не страдает ностальгической душевностью остальных авторов, и из которой можно между прочим узнать, что Варванина из Ленты “вып*здили”.
Благодаря рассказам о редизайне 2013 года окончательно понимаешь, что судьба Ленты драматична до кинематографичности. Крайне рискованый перезапуск. Новая концепция, новое всё — внутри и снаружи. Год подготовки. Полный успех, подтверждающийся статистикой. А через год — увольнение Галины Тимченко (её главу полностью выложили в открытый доступ). Так и хочется ввернуть что-нибудь пафосное про подстреленных на взлёте. Если брать не конец, а начало — тоже интересно: наплывом аудитории свежезапустившаяся Лента была обязана терракту 1999 года в Москве со 109 погибшими.
Юрий Сапрыкин в предисловии к книге говорит, что ее “можно читать как учебник профессии”. На самом деле за практической информацией о том, как делать интернет-СМИ, лучше обратиться к другим источникам. “Дорогая редакция” может научить разве что тому, как делать Ленту.ру — то есть, издание, которому в современной российской медиасфере просто не осталось места.
Хотя, рецепт правильного заголовка от Варванина, пожалуй, останется верным до тех пор, пока не перестанут существовать заголовки.
Людмила Кудрявцева