"Яндекс" выкупил с рынка компанию мобильной разработки Any Void - команда вместе с руководителем Юрием Подорожным с 1 сентября переходит работать в поисковик, сообщили Roem.ru в пресс-службе компании. В "Яндексе" экс-Any Void будет отвечать за мобильные геосервисы. Условия перехода стороны не раскрывают.
"Геосервисы - одно из ключевых направление в "Яндексе", а их мобильные продукты - Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор и Яндекс.Метро – одни из самых скачиваемых не только в России, но и за рубежом, - говорят в пресс-службе компании. - Ребята из Any Void разделяют наше видение будущих продуктов и поэтому присоединяются к команде Яндекса".
На вопрос, почему из множества подрядчиков "Яндекс" выбрал именно Any Void, в пресс-службе ответили: "Нет какого-то единого принципа. В случае с командой Any Void у нас совпало видение того, какими должны быть наши продукты, и сложились хорошие рабочие отношения между ними и командой геосервисов Яндекса. Мы верим, что именно это – ключевой фактор в создании успешных продуктов для пользователей".
Any Void заработали на рынке заказной мобильной разработки довольно хорошую репутацию - о них положительно отзываются не только клиенты, но и конкуренты. "Маленькая студия из крутых специалистов. Для них это скорее ремесло, чем бизнес", говорит топ-менеджер компании-конкурента.
"Судя по кейсам, в команде хорошая продуктовая история, где нужно до миллиметров просчитывать продукт и плотно работать с заказчиком", говорит другой собеседник Roem.ru с рынка заказной мобильной разработки. По его данным, Any Void для "Яндекса" работали над картами, браузером и поиском. "Яндекс" и Подорожный об этом говорить отказываются. В открытом портфолио Any Void не указан ни один проект "Яндекса" - что, впрочем, нормальная практика для студий, работающих с поисковиком.
Среди открытых проектов, работавших с Any Void - сервис бронирования столиков Gettable, мобильных банкинг RocketBank. CEO GetTable Егор Гончаренко рассказывает, что во время работы над iOS-приложением команда Any Void делала три разные версии дизайна, которые не попали в итоговое приложение. Однако в конечном счете, приложение вышло в топы, а AppStore его промоутировал.
"Сильные стороны [команды] Юры [Подорожного]: они очень хорошо технически подкованы, изучают новые тренды и технологии, постоянно растут в этом направлении и не выпускают то, что самим не нравится с точки зрения качества, - рассказывает Гончаренко. - В этом же их и слабая сторона их очень сложно убежать в чем-то касательно твоего продукта, что не вписывается в гайды или их подход к разработке. Из-за этого страдает коммуникация с заказчиком и скорость выпуска самого приложения. Но везде есть трения, и думаю что это вполне нормальный процесс".
Roem.ru поговорил с Подорожным и узнал - как и за что "Яндекс" полюбил маленькую студию разработки, что будет со старыми клиентами компании и почему количество проектов - не главное.
Roem.ru: Расскажи про историю Any Void. Как компания возникла, когда, кем была создана?
Это было начало 2010 года. Я окончил МГУ в июне 2009 года. Полгода я еще занимался прошлыми проектами, которые мы начали делать на венчурные деньги на последнем курсе университета. Это был проект в области электронной коммерции - социальный шоппинг Yagoodza.ru. Из всех проектов канувшего в Лету фонда InVenture это, похоже, единственный проект, оставшийся в живых.
После окончания университета я думал, чем бы мне заняться дальше. На тот момент у меня уже были довольно теплые взаимоотношения с айфонами. Первый iPhone у меня появился спусти три месяца после релиза в Америке самой первой версии. В 2009 году стало уже понятно, что это не просто будущее, которое маячит на горизонте, а очевидный тренд. И я пошел в мобайл.
Причем на тот момент я думал, что я уже опаздываю над год-полтора. Но все сложилось иначе. Сейчас я думаю, что до сих пор все только начинается.
По-твоему сейчас рынок заказной мобильной разработки еще не насыщен?
Команд действительно очень много на рынке. Но качественных классных продуктов российских разработчиков немного. Их становится больше, но до насыщения рынка еще есть некоторое время.
В 2010 году мне хотелось делать свои проекты - уже был несколько испорчен нашими начинаниями в области интернет-предпринимательства. Для того, чтобы делать свои проекты, нужна команда, нужен опыт. А каким образом создать и то, и другое? Для меня в тот момент ответ был очевиден - пойти в аутсорсинг.
Так и появилась идея начать построение команды, которая будет заниматься заказной разработкой в области мобильных технологий. Постепенно я начал находить людей, появились первые клиенты, так оно и закрутилось.
Я говорила с несколькими вашими клиентами, все очень тепло отзываются.
Да, у нас очень хорошо с кармой, и мы бережем это.
Как сейчас будет строиться ваша работа с клиентами? Остаетесь ли вы с ними или полностью отказываетесь?
Мы полностью отказываемся от разработки на заказ. Как команда Any Void на рынке заказной мобильной разработки существовать перестает. Безусловно, мы выполняем все текущие обязательства по текущим проектам, планируем закончить к концу сентября - об этом есть договоренность с "Яндексом".
То есть в последнее время вы просто не брали проекты?
Да.
Вы своим клиентам рассказывали, что скоро перестанете работать на рынке?
Очевидно, что сам факт нашего перехода в "Яндекс" держался в секрете, так что приходилось несколько исхитряться и говорить "Когда мы закончим с вами текущую итерацию нашей работы, мы не сможем продолжать дальнейшее сотрудничество, потому что у нас меняется стратегия".
Когда "Яндекс" сделал вам предложение?
Мы начали общаться о нашем потенциальном переходе в начале 2014 года.
Вы же работать начали вместе только около года назад. "Яндекс" так быстро принял решение?
Мы начали сотрудничество с "Яндексом", где мы помогали в разработке, в июле 2013 года.
А что это за проект был?
Мы не можем говорить, что это был за проект. Я, пожалуй, могу сказать, что мы в качестве аутсорсера помогали "Яндексу" не с одним, а с несколькими проектами, и это все, что я могу сказать.
Раз вас берут на геосервисы, то и работали вы скорее всего с геосервисами?
Ничего не могу сказать.
А как вообще попали на первый заказ к "Яндексу"?
Мы вместе с компанией "Злые марсиане" несколько лет назад запустили образовательный проект BrainWashing, в котором команда Any Void участвовала в курсах по интерфейсам и iOS-разработке. Мы были и преподавателями, и соорганизаторами. Наша зона ответственности лежала в области контента, частично продажи, зона ответственности "Марсиан" - организация, сайт, продажи.
Мы проводили два курса по интерфейсам. Там, собственно, я был преподавателем по iOS-разработке, некоторая часть моей команды была лекторами на этом курсе.
На одном из этих курсов мы и познакомились с сотрудниками "Яндекса". Понравились друг другу и решили вместе поработать.
Как вам "Яндекс" как заказчик? Отличается от других клиентов?
Безусловно, отличается. В первую очередь - своей величиной. Если, например, мы работаем со стартапом - вроде RocketBank - очевидно, что там маленькая команда, все решения принимаются быстро. В "Яндексе", в силу его размера, количества сотрудников и большого количества команд, которые работают вместе над одним проектом, получается гораздо больше взаимодействий с разными людьми.
А в целом - те принципы, которые мы исповедуем в работе с другими клиентами, точно так же справедливы и для "Яндекса". Главное - это желание сделать продукт, который будет нравиться пользователям, который они будут с удовольствием использовать.
Как-то так с самого начала повелось, что мы все (вся команда Any Void - Roem.ru) не чувствовали для себя возможным участвовать в проекте только с позиции разработчика. И исходя из этого нам пришлось дальше лезть в интерфейсы.
Точно также нам каждый раз приходилось достаточно подробно вникать в бизнес наших клиентов и предлагать им какие-то именно продуктовые решения, для того, чтобы продукт, который мы делали - случился.
Есть много команд, компаний, для которых превалирует желание заработать денег, "а после нас хоть трава не расти". Мы никогда за этим особо не гнались. Деньги, безусловно, важны, но деньги всегда были на втором месте, так как весь мой жизненный опыт показывает, что политика, завязанная только на деньгах, ни к чему хорошему не приводит.
Зато, когда делаешь качественный продукт, который нравится и клиентам и пользователям, то и без денег ты не останешься.
Точно также мы никогда не гнались за количеством проектов. У меня не было никогда желания делать 15-30 проектов в год. Особенно смешно в этом контексте смотреть на различные рейтинги, отсортированные по количеству проектов, сделанных за предыдущие года. На мой взгляд, это очень странная метрика.
Я никогда не стал бы чувствовать себя более счастливым, если бы делал 15 проектов в год. С гораздо большим удовольствием я могу заниматься тремя проектами в год. Если при этом меня все устраивает по финансовым условиям, то почему бы и нет? У меня и у команды будет больше фокуса.
Сколько людей у вас сейчас в команде?
В "Яндекс" нас приходит девять человек.
Кого-то потеряли по дороге?
Да, пару человек.
А с чем это связано?
У ребят были определенные планы уехать за рубеж. Например, Алексей Иванов, который раньше работал в "Афише", давно с нами договорился, что хочет поехать работать в Европу. Он буквально на днях уезжает работать в Phillips. То есть это не связано с тем, что люди не хотят идти в "Яндекс", у них просто другие планы на жизнь.
Как быстро вы приняли предложение "Яндекса"? Начали об этом говорить в январе, а договорились когда?
- В июне.
О чем так долго думали?
Обговаривали условия и каким образом будет выстроена работа.
О чем подумали, когда "Яндекс" в январе сделал вам предложение?
Это было скорее предложение к диалогу, нежели конкретное предложение собираться и переходить. Начали разговаривать и в процессе общения поняли, что нам это может быть взаимоинтересно.
Обычно твой путь проходят в обратном порядке - сначала наемная работа, потом заказная разработка, потом стартап. Как твои ощущения от ухода в найм после предпринимательства? Не жалко потерять определенную свободу?
Если бы мы приходили заниматься просто разработкой, где нам говорят, что нужно делать - тогда, наверное, это было бы некоторое лишение свободы. Но мы приходим заниматься продуктами. Когда многие продуктовые решения по созданию, по разработке, по дальнейшему продвижению продуктов лежат на нас.
То есть вы не будете заниматься просто разработкой, вы будете всем продуктом рулить?
Да, конечно, мы будем заниматься продуктом целиком. Так же, как мы это делали раньше.
Если немного приоткрыть завесу тайны, то мы занимались продуктом и в рамках сотрудничества с "Яндексом". Здесь не было такого, что нам ставили таски в трекере "Поднимите эту кнопку на 10 пикселей". Такого никогда не было.
Мы давно уже влились в команды, с которыми мы взаимодействовали, пока работали как аутсорсеры. Мы участвовали на равных во всех продуктовых обсуждениях.