-- Добрый день. С вами в эфире радио одиннадцать-двадцать два и мы обсуждаем, как санкции и недавно принятые законопроекты сказались на российском интернет-бизнесе. У нас на проводе бизнесмен Аркадий. Аркадий?
-- (женский голос) Добрый день, это Майя. Сейчас я соединю вас с Аркадием (пауза, мужской голос). Добрый день!
-- Аркадий, скажите пожалуйста, как последние изменения законодательства повлияли на бизнес вашей компании?
-- Какие последние изменения? Когда поменяли ставки взносов в пенсионный фонд? Да, заметно выросли отчисления в него - у нас много людей с большими зарплатами. Но это было два года назад
-- Не совсем понимаю о чём вы говорите, Аркадий, о каком пенсионном фонде. Я имею в виду другие изменения, ну вы понимаете какие?
-- Если честно, не очень. Наша компания ...
-- Большое спасибо! У нас на связи был Аркадий, следующий гость нашей программы предприниматель Денис. Денис, у вас популярный сайт, скажите, вы не ощущаете уменьшения свободы?
-- Уменьшения свободы нет, не ощущаю, у меня немного другие проблемы
-- О, как интересно! Расскажите, пожалуйста, какие проблемы, как они связаны с последними законодательными инициативами?
-- Никак не связаны. Наша компания должна обслуживать взятый кредит, мы должны этот кредит своевременно погашать, для нас это существенная сумма, скоро будет очередной платёж, но, вроде бы, денег хватает
-- Спасибо, Денис. У нас следующий гость стартапер Владимир. Владимир, расскажите пожалуйста, какие у вас проблемы?
-- Если честно, через пару дней у нас сотрудникам надо выплачивать зарплату и надо платить за аренду офиса, что-то около 700 тысяч рублей, а на счетах компании около 100 тысяч рублей. Это проблема - контрагенты тормозят с платежами.
-- А тормозят они, как я понимаю, из-за санкций?
-- Да нет, просто задержали платёж. У нас в договоре за это прописаны штрафы, конечно, но деньги нужны прямо сейчас.
-- А из-за санкций у вас проблем нет? Может быть на вашем бизнесе сказался закон о блогерах?
-- Да нет, закон о блогерах я даже не заметил, а так выручка растёт. Просто дебиторка тоже выросла, заметно. Ещё у нас бухгалтер пьянствует, из-за чего счёт компании заблокировали, но с этим я уже умею разбираться
-- Не совсем понимаю вас, но у нас на связи следующий эксперт, тоже стартапер, Амвросий. Амвросий, я слышу какой-то шум, у вас всё в порядке?
-- (задыхаясь) Всё в порядке. Вы знаете, тут происходил серьёзный разговор с партнёрами о различии предполагаемых и реальных KPI нашего проекта, который должен был совместить в себе всё лучшее из Instagram, Viber и ВКонтакте. По сути, я с вами разговариваю из эпицентра событий. В ходе этого разговора радикально была пересмотрена моя доля в компании и роль в её развитии. В общем, я сейчас покинул офис, нахожусь на улице и могу разговаривать с вами сколько угодно времени.
-- Отлично. Амвросий, скажите пожалуйста, экономические санкции как-то сказались на вашем проекте?
-- Да, конечно, именно они и сказались: у меня нет другого объяснения происходящему. Мы договаривались с инвесторами о вложении 180 миллионов долларов в проект, они вложили только 50 и вдруг начали выдвигать неприемлемые условия по положительному cash flow или по хотя бы по уменьшению убытков. А ведь они должны ещё вложить 130 миллионов долларов, понимаете? Скорее всего, у них начались проблемы в основном бизнесе из-за санкций, поэтому они и решили отказаться от своих обязательств перед нами, учредителями компании. Я не вижу другого объяснения происходящему.
-- Большое спасибо, Амвросий. Итак, дорогие радиослушатели, как вы видите, 25% российского интернет-рынка пострадало из-за экономических санкций со стороны западных стран в отношении России. Переходим к сле...
====
Если серьёзно: внутренние проблемы любого бизнеса практически всегда серьёзны, тяжелы и опасны для компании. Было б проще, если бы внешних негативных факторов было меньше, но они очень редко являются существенным, угрожающим самому существованию бизнеса, обстоятельством.
Юрий Синодов, sinodov@roem.ru