Приветствуем всех. Сегодня у нас несколько необычный для блога Yota пост: перевод одной зарубежной публикации. Изложенные в ней мысли показались нам интересными и актуальными, во многом созвучными с нашим видением ситуации, сложившейся вокруг VoLTE. И очень интересно оценить опыт крупных зарубежных операторов, с какими нюансами внедрения они сталкиваются или могут столкнуться. С некоторыми оценками мы не согласны, но материал всё равно весьма интересный. Ведь именно анализ опыта первопроходцев позволит другим операторам учесть возможные риски и не совершить те же ошибки. Добро пожаловать под кат.
Пожалуй, одним из самых значимых событий в области телекома, ускользнувшим из поля зрения общественности в начале этого года, стало сообщение AT&T о том, что они ожидают «массовое внедрение VoLTE на рынке» к 2015 году. Это необычайно показательно для технологии, чей запуск намечался на 2014 год (произошёл 23 мая), а массовое распространение — на 2015. AT&T противостоит T-Mobile, также запустившая VoLTE в мае этого года. Решение этих двух гигантов американского телекоммуникационного рынка запустить высококачественный голосовой сервис является главной поддержкой для самой технологии VoLTE. Принимая во внимание уровень вкладываемых инвестиций и агрессивное развёртывание LTE, можно предположить, что AT&T и Е-Mobile решили сконцентрировать усилия на LTE в качестве основного протокола для голосовых сервисов.
Деньги
Учитывая активность операторов, похоже, что раздельное существование голосовых сервисов в CS-домене и сервисов данных в IMS (IP Multimedia Subsystem) сети LTE скоро канет в прошлое. Операторы неустанно ищут пути снижения операционных расходов, а поставщики оборудования рекламируют очень впечатляющие способы экономии за счёт отправки и «голоса», и данных по сети LTE. Экономия может достигать 60% от уровня операционных расходов и затрат на поддержание аппаратуры, 75% от уровня расходов на поддержание объектов инфраструктуры и 65% от уровня затрат на электроэнергию. Добавьте к этому улучшение спектральной эффективности (вдвое по сравнению с 3G/HSPA и в 6 раз по сравнению с GSM) — и вы получите очень веские доводы в пользу внедрения VoLTE.
Звук
Но дело не только в экономии затрат. Корейский оператор SK Telekom, первым внедривший VoLTE, сообщил, что эта технология позволяет очень сильно повысить качество звука (частотный диапазон в 2,2 раза шире, чем при передаче в сети 3G), а также снизить время до 0,25-2,5 секунд (против 5 секунд в 3G). Надо заметить, что у SK Telekom более 4,5 млн абонентов пользуются сервисом VoLTE, который они разрекламировали как HD-голос, так что если они говорят об улучшении качества голосовой связи, то им стоит верить.
Сроки
Учитывая темпы введения в эксплуатацию LTE-сетей и растущий парк 4G-устройств, у VoLTE будет очень мощный фундамент. Исследовательская компания Telecoms.com Intelligence недавно провела опрос (источник), который показал, что подавляющее большинство операторов планируют внедрить VoLTE в течение последующих двух лет после запуска LTE. Судя по новостям относительно активности AT&T и T-Mobile, двухлетний период кажется довольно точной оценкой.
Трудности
С точки зрения биллинга и систем поддержки бизнеса (BSS), внедрение VoLTE потребует решения ряда вопросов. Во-первых, большинство операторов будет тарифицировать VoLTE-вызовы по тому же принципу, как и голосовые: время начала и окончания, вызывающий и принимающий номера, национальный звонок, международный и т.д. Но так как VoLTE-вызовы являются эффективным способом отправки «голоса» по сети данных, в системах учёта и биллинга придётся не учитывать объём передаваемых данных, а вместо этого переключаться на алгоритмы учёта голосовых вызовов.
Во-вторых, довольно неожиданно, но для VoLTE-вызовов придётся использовать QoS. Дело в том, что ресурсы, выделяемые для каждого VoLTE-вызова, могут непредсказуемо изменяться, поэтому системе управления политиками придётся динамически контролировать эти ресурсы, чтобы обеспечить высокое качество звука. И тут возникает одна проблема: исследовательская фирма Heavy Reading опросила 80 операторов относительно будущего управления политиками (Результаты опроса). 60% опрошенных компаний сообщили, что их системы управления политиками нуждаются в обновлении, чтобы использоваться в VoLTE, а 10% заявили, что даже обновление не позволит решить проблемы и им придётся полностью менять существующие системы.
Заключение
К сожалению, это не ново. Мы периодически становимся свидетелями того, как мобильные продукты внедряются с первоначальным обещанием бесплатного сервиса. Часто за этим стоит альтруистичный маркетинг, но изредка это становится следствием неготовности систем поддержки бизнеса. Например, когда биллинг не может собирать и тарифицировать необходимую информацию.
Так что если операторы собираются выводить VoLTE на рынок как высококачественную голосовую услугу (как некоторые уже поступили), то им придётся удостовериться в том, что они действительно смогут обеспечить обещаемое качество. Особенностью VoLTE является применение QoS для каждого вызова, и системы управления политиками должны в состоянии делать этого с самого начала.
— Как мы уже говорили, не со всеми тезисами и опасениями мы согласны. Но нам интересно услышать мнение российских специалистов относительно перспектив внедрения VoLTE в России. Каковы, с вашей точки зрения, возможные сроки, основные сложности? Согласны ли вы с мнениями и выводами, изложенными выше?
Автор: Yota4All