Xbox Music открыла API для сторонних разработчиков — партнёры Microsoft могут претендовать на 5% с продажи файлов или 10% с подписок всё время их действия. Так в США разработчик подключённого плеера будет получать $1 в месяц / $10 в год за каждого приведённого подписчика. Microsoft отслеживает всё множество устройств в собственности конкретного пользователя и обещает платить даже в сложных сценариях — где, например, с одного устройства человек открыл нужную ссылку, но подписался на стриминг с другого гаджета. Партёр MS всё-равно поучаствует в прибыли. Всю жизнь.
API допускает разработку и монетизацию приложений для: Windows 8.1, Xbox One, Windows Phone, Android, iOS или просто в Web.
Одними из первых бизнес на API начали в Spotify — стриминг открыл интерфейсы в 2011 году. В тот момент у Microsoft умирал музыкальный проект-платформа Zune, а до запуска Xbox Music оставался ещё год. Частично новый сервис MS наследует своему предшественнику, так подписчики старого Zune получили бонусные возможности под новым и удачливым брендом Xbox.
Субъективно «главными пользователями» Spotify API стали крупнейшие медиа — журналы Rolling Stone, Pitchfork, пара мэйджор-лейблов. Spotify не предлагал всем желающим распространять подписки за участие в прибылях, хотя подобные предложения неоднократно звучали на форуме сервиса. Лишь в 2014 году, одну неделю назад, топик «Affiliate program» получил от команды Spotify статус «Implemented». В официальном партнёрском разделе до сих пор ничего похожего нет — совместные проекты укладываются в недоступные широким массам программистов формулы: «Медиа и Фестивали», производители гаджетов, продавцы подарочных скретч-карт (бумажных), некоммерческие организации.
Впрочем, в прессе встречаются упоминания, что ещё в 2012 году Spotify платил кому-то в Британии по 5 фунтов за нового подписчика — в Королевстве месяц доступа стоит £10. При этом, ещё 1 стриминг, Deezer давал тогда «ровно 10», точнее «всю стоимость одного месяца» — прайс-листы разных сервисов не полностью повторяют друг друга. API Deezer дополнительно отличался от Spotify ещё и поддержкой мобильных платформ на момент своего запуска в 2012 году.
В 2013 году Spotify ответил конкуренту подключением дополнительного API — сторонняя разработка Echo Nest позволяет приложениям запрашивать и получать треки в ответ на запросы из: подходящего настроения, темпа, стиля — вместо использования прямолинейных названий и имён исполнителей музыку можно описывать достаточно абстрактно. В 2014 2 компании и 2 API объединились в 1 бизнес и единый программный интерфейс Spotify+Echo Nest. Примечательно, что к моменту слияния Spotify, работающий с конечным пользователем, слушало 40 миллионов человек, а обращённый к профессиональному рынку исключительно через API Echo Nest так или иначе находил музыку уже для 100 миллионов каждый месяц.
Сегодня Microsoft можно считать «последней» компанией в длинном списке: Apple's iTunes Store + Beats Music, Google Play Music, Amazon MP3, Spotify, Deezer, Pandora. Впрочем, свои козыри в MS есть. Например, вышеупомянутая партнёрская программа, явно предполагающая, что софт под Xbox Music будут писать качественно, «навсегда», ведь MS обещает платить вечно. За десятки лет существования Microsoft вокруг Редмонда собралось большое и живое сообщество разработчиков. При этом не один из упомянутых в начале абзаца сервисов не имеет ресурсов для создания всех возможных приложений, что могут придти в голову программистам или музыкальным фанатам.
Ещё одно уникальное предложение Microsoft — 38 миллионов треков в базе. Конкуренты (в России в их число можно включить Яндекс.Музыку и нужно включить ВКонтакте) предлагают от 16 до 29 миллионов (VK пока ничего не предлагает, но планирует). С одной стороны даже нижнего порога в полтора десятка миллионов треков должно хватать. С другой стороны, в каждом существующем сервисе до сих пор есть незакрытые «бреши» из отсутствующих, причём не таких уж и редких, записей.
Объективности ради, следует оговориться, что под 38 миллионами Xbox Music понимает достаточно фривольное число. Это записи так или иначе доступные в тех двух десятках стран, где сервис присутствует. Во всех сразу. При этом пользователи из тех же США получат лишь 18 миллионов треков, а всё остальное лицензировано совсем для других, недоступных американцам, рынков.
В списке стран охваченных Xbox Music сейчас нет России. В интернете мелькали слухи, что какие-то разновидности сервиса могут появиться у нас осенью 2014, одновременно с запуском флагманской приставки Xbox One. Всего разновидностей сервиса 3: бесплатный стриминг, платный и магазин mp3-файлов. Почти во всех подключённых странах работают 2 последних службы, а бесплатный вариант (он монетизируется рекламой и может работать только на Windows 8/RT) распространен меньше.
Россияне, возможно, увидят одновременно и российскую премьеру Spotify, благополучного на Западе, и старт Xbox Music, отставшего за границей. При этом, если ориентироваться на Wordstat Яндекса: бренд Xbox в России уже популярнее, чем Spotify или Deezer минимум в сотни раз; он в пару-тройку раз более заметен, чем iTunes; однако ВКонтакте смотрит свысока даже на запрос «Xbox», относительно благополучный по всём остальным сопоставлениям.
P. S. Я отвлёкся от увлекательной истории API и вписал в этот текст Россию именно из-за музыкальной роли ВК. Не секрет, что мэйджор-лейблы урегулировать отношения с соцсетью пока не могут, денег, якобы, недополучают и ВРезультате музыкальная продуктовая линейка в России короче, чем могла бы быть. У индустрии недостаточно денег, чтобы главные артисты страны записывались на родине, нет музыкальных журналов, сервисы запускаются поздно.
У Microsoft пока не было повода заниматься цифровой музыкой в России, но по остальным направлениям компания смогла найти себе такую модель существования, где «убытки от пиратства» никак не мешают MS выпускать линейку русских версии программ синхронно с Западом, никто даже не пробует остановить выпуск локализованных Windows/Office и отдать рынок тем, кому деньги вообще не нужны. Гипотетическая музыкальная ситуация осени 2014 года, где конкуренты привычно жалуются, а MS, как танк, выпускает продукты и вербует партнёров — это интересно.
----
От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на editor@roem.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях.