Пару месяцев назад одному из сотрудников студии пожаловался расстроенный клиент. Нет, не на работу, а на социальные медиа — накипело. Некая афроамериканка оккупировала URL с именем его стартапа в Facebook. Наш заказчик никак не мог с ней связаться, чтобы договориться по-хорошему — в сети дама не появлялась.
Герой этой истории оказался упорным и добрался до технической поддержки, где ему описали долгую процедуру по передаче адреса. Положение усугубилось тем, что международный патент на товарный знак получается 18 месяцев, и в тот момент процедура была в самом разгаре. Тупик.
Технически получить URL в социальной сети можно, но есть нюансы.
Социальные медиа распоряжаются страницами на свое усмотрение. Нет, в принципе, они следуют букве закона. Проблема в том, что закон на этот случай не имеет четких формулировок, и поможет ли судебное разбирательство — неизвестно.
Четыре вида захватчиков страниц
- Явный и беспардонный киберсквоттер — обычно виден за километр.
- Фанатское сообщество бренда.
- Захватчик поневоле — ну свободно красивое имя, почему бы его и не взять.
- Самый печальный случай — зарегистрированная компания с аналогичным именем, которая и захватчиком-то по сути не является.
Чем руководствуются при принятии решения социальные сети?
- Тем, кому принадлежит страница — физическому лицу или компании.
- Ее популярностью — количеством друзей или подписчиков.
- Активностью владельца страницы.
- Активностью на странице подписчиков или друзей.
- В случае с двумя зарегистрированными компаниями — датой регистрации.
ВКонтакте
Проблема изучена на собственном опыте. Хрестоматийный случай социального киберсквоттинга — по адресу www.vk.com/sibirix было размещено вот такое описание группы, будто бы намекая и символизируя:
Мы написали владельцу страницы, чтобы выяснить, чего же он все-таки хочет. Все оказалось предсказуемо:
После разговора цена определилась сама собой, плюс добавились ссылки на сайты интернет-агентств нашего региона.
В разделе «Помощь» социальной сети нет ни слова о защите товарных знаков. Мы не стали выкладывать две тыщи баксов, а обратились в техническую поддержку с вопросом по поводу своей ситуации. Знакомые юристы помогли — от души составили заявку, которую мы и направили агенту «ВКонтакте» :) Вот текст заявки — возможно, он кому-нибудь пригодится.
Что выяснилось?
Получить URL с именем своей компании вполне реально — поддержке нужны для этого документы, подтверждающие, что мы имеем к нему отношение (хватило свидетельства о государственной регистрации), плюс несколько нехитрых манипуляций с официальным сайтом. Потом три недели ожидания, и готово: адрес наш. И никакой нервотрепки и денег.
Помимо добровольного создания, страница организации в Facebook может создаться, когда пользователь отмечает ее название в качестве какого-либо места. Чтобы получить права на эту ничейную страницу, нужно подтвердить вашу связь с ней либо документами, либо через адрес электронной почты, соответствующий названию бизнеса.
Как поступать в других случаях, когда URL занят?
Отправляете жалобу. В ней указываете, какое ваше право нарушено (в данном случае — право на товарный знак). Понадобится куча документов: все они перечислены на странице справки. После этого нужно ждать решения.
Без регистрационного номера и свидетельства о регистрации организации делать нечего: будут вежливо футболить, отправляя в письмах выдержки из справочника.
У представителя социальной сети может возникнуть вопрос об основаниях, на которых вы действуете. Если вы являетесь генеральным директором, потребуются сканы приказа о назначении или выписка из ЕГРЮЛ (бесплатно — на сайте налоговой инспекции). Если полномочий генерального директора у вас нет, попросите компанию оформить на вас доверенность.
В Twitter есть специальная форма, через которую можно заявить свои права на товарный знак. Отвечают быстро, есть случаи, когда занятые имена передавались компании, отправившей запрос.
Что насчет законодательства?
Если в законодательстве РФ есть лазейки для передачи доменов, то с социальными сетями все по-другому. Представьте, что вы создали на своем сайте страницу www.myshop.ru/nike или поддомен nike.myshop.ru, где располагается информация о продукции компании Nike. Как думаете, сможет ли суд отобрать у вас то или другое? Спорный вопрос.
Многое зависит от структуры социальной сети. Если название страницы — это домен третьего уровня, то теоретически можно запретить использование товарного знака через суд. Есть примеры, когда запрет касался доменов вплоть до 5 уровня.
Если, как во многих социальных медиа, товарный знак — часть URL, то решение суда не предугадать.
Если такое название будет сходно до степени смешения с товарным знаком и будет использоваться в отношении аналогичных товаров, то есть вести на страницу или группу с ними, то это вполне может быть признано нарушением права на товарный знак.
Но, например, Google не запрещает использовать товарные знаки в отображаемых URL и не расследует подобные случаи, так как присутствие в тексте объявления термина, соответствующего товарному знаку, не обязательно свидетельствует об его использовании (например, в части URL, следующей за доменом, или в субдоменах).
К вопросу о предсказании решений суда
Есть шикарный образец судебной практики — запрет использования товарного знака в html-коде сайта, конкретно — в поле title. Впрочем, истцам пришлось помучиться, доказывая свою точку зрения.
Промолчим про то, что товарные знаки регистрируются территориально и оспариваются только на территории той страны, где зарегистрированы. Для получения международного товарного знака нужны те еще танцы с бубном.
Итак, что делать, если адрес в соцсети уже занят?
- Смириться и взять другой URL.
- Связаться с владельцем аккаунта и попробовать договориться. Скорее всего, он захочет денег, и тут уже вопрос наличия финансов и здравого смысла — готовы ли вы отдать энную сумму без гарантий.
- Отправить жалобу администрации сети и ждать решения. Оно может быть как положительным, так и не очень.
- Обратиться в суд. Возможно, вы создадите прецедент. А, возможно, и нет.
Если вы все-таки решились на судебную тяжбу, возникает вопрос: а кто, собственно, виноват?
Ответчиком за нарушение прав на интеллектуальную собственность может выступать не только владелец группы, но и информационный посредник, если он знал о нарушении, но не предпринял мер для его устранения. Компенсация за использование товарного знака без разрешения правообладателя может достигать 5 миллионов рублей.
Если социальная сеть получила все подтверждающие документы, но отказывается вести диалог, можно пригрозить ей судом — скорее всего, дело сдвинется с мертвой точки.
Этические и репутационные аспекты действий по отбору страницы оставим в стороне. Если что, это надежный способ навлечь на себя проклятия :) Хотя как по нам, так явных киберсквоттеров стоит наказывать, пусть даже и ценой собственной кармы.
Благодарим Артема Быстрова и Павла Мищенко, юристов компании Runetlex, за помощь в подготовке статьи, подробные консультации и текст официального запроса администрации ВКонтакте.
Приходилось ли вам отбирать страницу в социальных сетях? Стыдно ли вам за это?
Автор: zevvssibirix