22 ноября 2005 года Михаил Тулупов (2:5020/2015.39), обращаясь ко мне в эхоконференции Ru.Fidonet.Today по поводу моих замыслов гипертекстового Фидонета, так присоветовал:
Очень желательно стандартно поддержать какой-нить несложный векторный стандарт (SVG/EMF/EPS как вариант). Сильно сэкономит траффик.
И действительно, принятый в Фидонете в ту пору обычай использовать псевдографику требовал заметно больше траффика под свои нужды, чем SVG. Вот почему с тех пор я считаю, что в идеале Фидонету необходимо быть не только гипертекстовым, но также и векторным — о чём я с тех пор сообщал сперва во блогозаписи «Два идеала прозреваемых, но покамест не достигнутых», а затем и в других местах.
Что такое гипертекстовый векторный Фидонет? — в узком смысле это возможность перейти в Фидонете к векторному файлу по URLу (то есть по стандартному адресу) этого файла, для чего URL придётся либо встретить в виде гиперссылки (и жмякнуть её мышóю), либо вбить в строку адреса в фидобраузере вручную. Откроется векторная картинка, размер которой можно будет произвольно менять вместе с размерами того окошка браузера, в котором рисунок содержится — то есть совершенно так же, как и в Интернете:
Перед вами — анимированный ряд скриншотов сегодняшней сборки моего фидобраузера, которому я дал название «PhiDo» (а точнее — «φ道»); как видите, сегодня (совершив 245 коммитов со дня прошлогоднего начала разработки исходного кода PhiDo) мне удалось вплотную приблизиться к вышеозначенному идеалу.
Вы можете спросить: а что это за схема URLов («area://»), которая появляется в строке адреса во браузере? В каком стандарте она определяется? — а она определяется в моём стандарте FGHI URL, в названии которого аббревиатура FGHI (произносится «фигхáй») означает «Fidonet Global Hypertext Interface» («фидонетовский глобальный гипертекстовый интерфейс», то есть, собственно, гипертекстовый Фидонет). Четыре буквы эти следуют друг за другом не только в алфавите, но также (до известной степени) и на клавиатуре, так что набирать их необыкновенно удобно; а сочетание слогов «fig-high» намекает на высокоиллюстрированность (сокращение «fig.» от «figure» хорошо известно). Стандарт адресации ресурсов Фидонета существует только в черновой версии, так как по мере развития фидонетовской движухи можно ожидать множество доработок его, и ожидаю. Реализация этого стандарта, сочинённая мною на языке JavaScript для движка Node.js, лежит в том же репозитории; но у него есть и другие реализации, сочинённые другими фидошниками и работающие в различных существующих WebBBS и редакторах почты.
Вы можете спросить ещё: почему именно «БРАТСТВО НОД»? — а это игра слов; она может означать как ноды (узлы) Фидонета (в родительном падеже множественного числа), так и древнюю военизированную секту-корпорацию «Brotherhood of Nod» из компьютерной игры «Command & Conquer». А сегодня (5 июня 2014 года) она также может означать Народное ополчение Донбасса — и чтобы сразу избавиться от (убийственных на Хабрахабре) обвинений в политизированности, я позволю себе привести гиперссылку на тот же SVG-файл, заблаговременно загруженный мною на сервер русской энциклопедии «Традиция» в 2007 году, то есть ещё до моей регистрации на Хабрахабре (и задолго до нынешних политических событий).
Естественным является также вопрос: а что означает название «PhiDo» («φ道»)? — а тут ещё одна, более обширная, игра слов. Название это составлено из двух символов, один из которых произошёл с Запада, а другой — с Востока.
Первый из этих двух символов — греческая буква «φ» («фи»), математический символ золотого сечения, выражающего прежде всего красоту. В глазах же криптоконспирологов и символологов смысл этого символа ещё более глубок (вы можете вспомнить хотя бы роль его у Дэна Брауна в произведении «Код да Винчи»), поскольку золотое сечение имеет прямое геометрическое отношение к пропорциям правильной пятиконечной звезды, а пентаграммы и пентакли являются древним символом как поклонения диаволу, так и защиты от сил зла, а также имеют отношение к современному коммунизму (что важно для некоммерческой Сети Фидонет), к движению планеты Венера по небесному своду, к китайскому символу пяти элементов (у-син), и так далее; считается, что золотое сечение нередко встречается и в живой природе.
Второй символ — японский иероглиф «道» («до»), соответствующий и китайскому «дао». Буквальное значение этого символа — «дорога, путь, способ»; он входит в состав названий целого ряда духовных учений (например, дзёдо и даосизма), боевых искусств (например, кюдо, кэндо, айкидо, дзюдо, каратэ-до), ритуалов (например, «тядо» — одно из названий японской чайной церемонии; или, например, «оммёдо» — название японской оккультной практики китайского происхождения, видный представитель которой Абэ-но Сэймэй пользовался заодно и пентаграммами), и так далее.
Понятно, что смысл составного названия ещё глубже. В буквальном значении («Золотой Путь») он может воскрешать в памяти у читателя произведения Герберта об Арракисе (Дюне) или дорогу из жёлтого кирпича, ведущую к Изумрудному городу Баума (а скорее в отечественном многотомном пересказе и фэнфике Волкова). В метафорическом значении («учение златого сечения») он представляет Сеть Фидо не то как духовную и общественную практику айтишной взаимопомощи и внерыночной реципрокации (противопоставляемой бизнесу интернетовских компаний, готовому склониться перед давлением властей), не то как оккультный ритуал прямого кодопрограммного действия, следование которому способно отчасти сокрушать сикигами, созданные из бумаги антиинтернетовских законов (не имеющих буквального отношения к Фидонету). И хотя это слово не содержит ни одной русской буквы, сочинить его можно было только в России, расположенной между Западом (представленным Грецией) и Востоком (представленным Японией и Китаем), в стране с наибольшим в мире числом узлов (нод) Фидонета; притом игра слов эта полагается именно на русский язык (на Западе слог «фи» в слове «Fido» и слог «фи» в слове «phi» — это два разных слога; притом по-английски «Fido» и произносится-то как «файдоу»). Термин «PhiDo» по отношению к «Fido» может рассматриваться и как реверанс в сторону традиции «хакерского прочтения» — навроде существующих терминов «phreaker», «phishing» и им подобных — притом что он относится к созидательной, а не взломщической, стороне хакерства.
В китайской кинематографической трагедии «Герой» 2002 года, принадлежащей к особому жанру «уся» (название которого Википедия называет итогом сочетания частей слов «рыцарь» и «ушу»), действие происходит в древнем Китае, где искусство разнообразной каллиграфии иероглифов ещё не было совершенно позабыто во имя последующей стандартизации их начертания. Один из главных персонажей этого кино безмолвно чертит другому главному персонажу составной иероглиф прямо на земле, и иероглиф этот означает единство Китая — весьма важную ценность в эпоху глубокой феодальной раздробленности всей страны. Прочитав составной иероглиф, воин тотчас глубоко проникается мыслью, представшей перед ним в форме этого символа, после чего идёт в столицу государства и без колебаний жертвует своей жизнью во имя практической реализации этой идеи. Мне хотелось создать составной символ, обладающий для айтишника не меньшею глубиною осмысленности — хотя, вполне возможно, куда меньшею побудительною силою.
В программном же отношении браузер PhiDo построен на интеловском движке node-webkit, который является итогом гармоничного сочетания двух других движков — Node.js и Chromium. Модульная природа Node.js позволяет мне использовать девять других модулей, для Node.js сочинённых, в помощь PhiDo; из этих девяти мною сочинены шесть: модуль FGHI URL для обработки фидонетовских URLов, модуль Fidonet HTML для преобразования фидопочты в HTML5 (для последующего отображения браузером), модуль Fidonet JAM для чтения баз фидопочты (но только хранимой в популярном формате JAM), модуль nodelist для чтения списка узлов Фидонета, модуль simteconf для чтения простых конфигурационных файлов (таких, как у эхопроцессора HPT или у редактора почты GoldED+), и, наконец, на этой неделе — модуль UUE, которым SVG-файл (или любой другой файл) декодируется из фидонетовских ююков.
Понятно, что каждый (или почти каждый) из этих модулей может пригодиться не только в фидобраузере. Чтение фидопочты и преобразование её в HTML5 сгодится и для RSS-трансляции; руководствоваться ноудлистом может и мейлер; читать ююки да конфиги может и достаточно развитый эхопроцессор. Так что всё это может быть использовано повторно.
Понятно также, что фидобраузер с поддержкой SVG — это ещё не конец пути. Если попробовать сочинить дерево технологий Фидонета (подобное дереву достижений цивилизации в игре «Civilization» или дереву навыков персонажа в игре «Diablo II»), то получится, что сейчас я нахожусь примерно на восьмом шаге из восемнадцати; до конца пути ещё далеко.
Даже нынешний шаг ещё не окончен: PhiDo не умеет ещё многое из того, что должен уметь каждый фидобраузер. Даже такие простые вещи, как построение полного дерева ответов (и ответов на ответы) на некоторое сообщение. Или как перелистывание сообщений по одному. Притом PhiDo — это пока ещё просто фидобраузер: просматривать-то фидопочту худо-бедно сумеет, а вот создавать или редактировать — вовсе нет ещё.
Уверен, что многие захотят спросить: чего же тогда я показываю вам на Хабрахабре скриншот сырого продукта, который сегодня ещё не подходит для ежедневного употребления всерьёз?
Во-первых, я сторонник немедленной гласности в таких обстоятельствах: как только меметическое словосочетание «гипертекстовый векторный Фидонет» обрело плоть практической реализации, так сразу и уместно полюбоваться ею — хотя бы и только на скриншоте или в неуклюжей и неполной программе. Одной этой причины было бы, я надеюсь, достаточно.
Во-вторых, если сейчас смолчать — кто знает, удастся ли попозже высказаться. Осталось всего-навсего 56 дней до 1 августа, после чего начнёт действовать антиблогосферический закон, а ведь он (если судить по букве закона) под видом «регистрации блогов» нацелен на регистрацию всех сайтов вообще. Вероятным дальнейшим следствием его станет внедрение «белых списков» IP-адресов, пополняемых только по этой предварительной регистрации — доступ ко всем остальным адресам Интернета окажется отключён, что автоматически исключает работоспособность VPN, TOR, I2P, анонимных прокси-серверов и тому подобных способов обхода блокировки. Ну а затем заработает общеизвестный бюрократический механизм «отказа в регистрации по формальным основаниям», в результате чего разрешённых IP-адресов у России будет не больше, чем разрешённых митингов или разрешённых политических партий. Я не уверен в том, например, что у Хабрахабра есть будущее — признаюсь в этом совершенно искренне. Вот почему я спешу.
В-третьих, раскрученный маховик репрессий никогда так просто не останавливается (особенно если не встречает никакого серьёзного противодействия), поэтому мне вовсе не трудно подозревать, что условная «Северная Корея» — не более чем промежуточная остановка на пути к условной «Кампучии» (где «белые списки» — там вскоре и «красные кхмеры»); иными словами, можно заподозрить, что подготавливающееся властями масштабное разобщение айтишников и масштабное уничтожение блогосферических средств общения айтишников является не конечной целью перемен в России, а всего лишь одним из средств (и вполне логичным первым шагом) в некоторой (до поры секретной) программе государственного уничтожения айтишников и их семей в России. История учит нас, что наиболее естественным вторым шагом такой программы является обезглавливание сообщества айтишников, так что ни один из сколько-нибудь читаемых российских блоггеров Хабрахабра, по идее, не может быть совершенно уверен даже в том, что встретит завтрашний рассвет.
Во всяком случае, светило Всемирной Паутины уж точно клонится к закату, и давно настало время проделать для Фидонета всё ту же работу, которую сэр Бернерс-Ли проделал для Интернета; хорошо ещё, что сейчас это можно сделать и проще, и быстрее; но вот опередить приход тьмы не удастся.
Спокойной ночи, господа айтишники.
Автор: Mithgol