Год назад с публикации на хабре начал свою жизнь Профсоюз работников IT. С одной стороны, год — это слишком короткий срок для такого большого дела как создание профсоюза, с другой — достаточный, чтобы зафиксировать наметившиеся тенденции в его развитии. Этим бы и хотелось поделиться с IT-сообществом.
Сложность в подведении итогов заключается еще в том, что год назад мы не ставили перед собой никаких долгоиграющих целей. И результаты, по большому счету, не с чем сравнивать.
Но сначала немного о том, при каких условиях и для чего создавался профсоюз.
Весной прошлого года у нашего товарища на работе случился трудовой конфликт и мы стали перебирать варианты, как можно ему помочь. Среди всего перечня вариантов профсоюз был далеко не на первом месте. Были большие сомнения в его необходимости, потому что до этого никто из нас в такие ситуации на работе не попадал. Про трудовые конфликты в IT не пишут СМИ, истории конфликтов редко попадают на хабр, зато мы ежедневно сталкиваемся с новостями о том, как быстро развиваются технологии и какие возможности они открывают перед людьми. Складывается впечатление, что у всех работников в IT прекрасная и безоблачная деятельность, а если и случаются неприятности, то это исключения из правил.
Вопрос создания профсоюза долго обсуждался, было много безуспешных попыток урегулировать конфликт с работодателем “мирным” путем. И когда уже стало понятно, что открытого конфликта не избежать, мы решили: если и идти до конца, то попробовать сделать из этого случая прецедент и создавать профсоюз. Таким образом появлению профсюза напрямую способствовал работодатель (на картинке ниже), который не желал соблюдать законы :)
Мы с большим волнением анонсировали создание профсоюза, но первые же отклики и последующий за этим фидбек, показали, что идея профсоюза назрела давно. Десятки читательов поделились своими историями конфликтов на работе и проблемами, с которыми они сталкиваются регулярно, многие положительно отзывались о начинании. Без этой поддержки и уверенности в том, что профсоюз необходим отрасли, мы бы не смогли продолжать его развитие и тем более не растратить энтузиазм в течение года.
Стало понятно, что несмотря на то, что все ежедневно взаимодействуют с множеством коллег и IT-сообществом в целом, ни у кого нет общей картины того, что происходит в отрасли. Поэтому первое, что было решено сделать — это провести исследование, чтобы понять, какого рода нарушениям подвергаются айтишники чаще всего, как они им противостоят, а если не противостоят, то почему.
Коротко об основных итогах исследования
Самые распространенные нарушения в IT практически не отличаются от других отраслей. Это серая/черная заработная плата, задержка/невыплата заработной платы, неоплаченные переработки, принуждение к увольнению, отсутствие положенных выплат при увольнении, отсутствие индексации и пр.
«500 баксов я получаю белыми, они переводятся по курсу, а всё остальное — это уже черная бухгалтерия. Соответственно, в их [начальства] воле заплатить — не заплатить. Абсолютно в их, т. е. они могут просто сказать: «У тебя там [на прошлом проекте] было 2000 долларов, да? А на этом проекте заказчик не готов столько платить...»
«Я сначала работала в стартапе. Поначалу были деньги от инвесторов и мы замечательно работали полгода. Потом начались проблемы и начали нам задерживать зарплату. Ну разумеется зарплата была серая. Потом мне захотелось поскорее куда-нибудь устроиться, чтобы у меня уже была хоть какая-то стабильность, поэтому перебежала в компанию, которая занимается гос.заказами. Тут соответственно та же самая история: серая зарплата, все дела. Причём сначала, конечно, мне не хотелось так идти, но просто уже деньги нужны были, поэтому устроилась.»
«В одной из контор, мне не платили з/п около 2х месяцев. Плюнул, решил уволиться. Денег не дали. Всё равно ушёл. Обещали деньги отдать. По ТК РФ, если выплат нет больше 2х месяцев после увольнения, то это уже УК РФ. Утром одного дня, написал смс бывшему руководителю: «Выезжаю в Прокуратуру. Денег нет 2.5 месяца, а это [номер статьи] УК РФ. У вас 2 часа, пока буду в пути». Через 10 минут пришёл ответ, чтобы приехал за деньгами».
Для сравнения: топ-10 нарушений Трудовых прав от Форбс.
Но среди нарушений встречаются и достаточно «экзотические». Например, при устройстве на работу заключают не трудовой договор, а договор подряда.
«У меня в жизни никогда проблем особых не случалось. Относительно всяких договоров, бумажек и всего прочего, я привык смотреть: здесь написано сколько мне платят и за сколько платят. Все окей, подписал и забыл. Потому что проблем никогда с этим не возникало в силу того, что по факту люди зависели от меня: я говорю как делать, они делают и если я косячу, то я косячю свои же деньги. Здесь [на новом месте работы] произошло то же самое. Единственный момент, который отличался: все таки нужно было посмотреть договор, потому что это оказался договор не трудовой, а договор подряда. На чем меня и накололи.»
Или история сверхэксплуатации программиста с десятилетним (!) стажем.
«Взяли программиста в нашу контору, 10 лет опыта [в ведущих российских компаниях]. Четыре месяца он у нас работал, а после этого ему предложили работу получше [в международной компании] с условием, что через несколько месяцев он сможет переехать в головной офис. Он подходит к начальнику и предупреждает, что через месяц уйдет. Начальник собирает нас и говорит, что нужно все дела закончить. Мы прикинули объем работ — непочатый край. За месяц нужно сделать полугодовой объем. Мы говорим, что нереально. Начальник отвечает, что ему похеру и нужно сдать. Он предлагает такой вариант: мол давайте, ребята, работайте по выходным, работайте каждый вечер, нужно сдать и по другому никак. Мне говорит, что это отразится на моей зарплате и это будет что-то типа испытательного срока на руководящей должности и я должен себя показать. Я ведусь на всю эту фигню. Программисту он говорит, что нужно красиво уйти, нужна рекомендация и все такое. В итоге мы работаем месяц до 11 ночи, работаем все выходные с 9 до 11, я как-то уже хероватенько себя чувствую. Проходит месяц, естественно ничего не готово, т. к. фронт работ там просто нереальный. С меня-то понятно, спроса никакого. А программиста начальник ставит в такую ситуацию, что проект не сдан, начальник не будет его увольнять и трудовую не отдаст. Что формально программист может выйти на новую работу, работать днем там, а вечером доделывать проект. Когда проект будет сдан, тогда он получит расчет за отработанный месяц и трудовую. Как-то они порешали. В итоге он каждый вечер приезжал ко мне в 7 вечера, мы с ним сидели до 12, до часу, еще дома умудрялся что-то делать до 3-4 ночи, а в 7 утра шел на новую работу. Через месяц программист приходит к начальнику и говорит, что ему не нужны деньги, пусть отдает трудовую и он уйдет. Начальник сказал, что не отдаст и напишет плохой отзыв и его уволят с новой работы. В итоге мы проработали еще месяц. Потом на новой работе его перевели в головной офис, он сел на самолет, забил на трудовую и деньги.»
Если не рассматривать коньюнктуру рынка (дефицит кадров и как следствие возможность быстро менять место работы), то основных причин, по которым айтишники отказываются отстаивать свои права и бороться за них, две
1. Неуверенность в своих силах, в том, что что-то можно изменить в одиночку.
2. Убежденность, что проблемы, с которыми они сталкиваются, в каждом случае специфичны и не встречаются у их коллег.
«Случаев очень много по нарушениям. Я, честно говоря, не очень верю в профсоюзы, как в способ борьбы. Это скорее какие-то локальные вещи. Если борьба идёт у всех сотрудников, тогда да. А когда ты один, и тебя никто не поддерживает, то всё иначе»
Причем возможность почти безболезненно менять работу характерна только для Москвы и Петербурга, для айтишников в других городах потеря работы является еще одним сдерживающим фактором. Более того, наличие дополнительных долговых и семейных обязательств оказывается существенным барьером для отстаивания своих интересов на рабочем месте. Ипотечный кредит требует постоянного, стабильного и фиксированного дохода. И такой работник меньше других склонен к риску (смене работы).
«Я собирал народ, обсуждал ситуацию [смену формы оплаты, переработки и загрузка дополнительной непрофильной работы]. Все были согласны, что это не к добру. <...> Так вот, про собрания говорили мы много но, кроме меня и ещё пары человек, никто против начальства не пошёл. Каждый раз, как я подбивал народ на какие-то действия — написать коллективную жалобу в трудовую комиссию, или ещё что — начиналоь «у нас ипотека-кредит-бла-бла, уволят, чо делать будем».
По данным проведенного на хабре опроса среди IT-работников вычерчиваются две противоположные тенденции, отделяющие две относительно равные группы друг от друга. Примерно половина участников опроса считают необходимым коллективное объединение, способное поставить и решить те проблемы, которые невозможно решить индивидуально. Такое объединение представляется важным как для улучшения трудовых условий в отрасли (33%), так и для артикуляции вопросов, не относящихся напрямую к области работы (18%). Таких вопросов, как, например, борьба с государственными проектами по регуляции и ограничению интернет-свободы. 50% видят IT-сообщество в качестве сообщества единомышленников, которых объединяют общие интересы и взгляды.
52% работников IT видят «IT-сообщество» как неоднородную и раздробленную группу, состоящую из некоторых более мелких и отдельных несвязанных между собой участников.
Материальные условия труда, в которых работают IT- специалисты, ограничивают потенциал для коллективных действий. Таким образом, создавая ситуацию, в которой каждый работник отделен от другого и лишен информации о положении и проблемах коллег из соседней небольшой фирмы:
«Я смутно представляю, какие могут быть общие интересы. Как применим, например, профсоюз IT конкретно к текущему моему месту работы, потому что компания дико маленькая, любой момент можно обсудить вот так вот просто: сесть и обсудить. Я не знаю, что происходит в других компаниях, мало в этом разбираюсь. Наверное, потому что опыт работы не такой большой. Мало где работал. Не знаю, что происходит в целом».
Так, к примеру, работник небольшой компании описывает собственные сомнения в возможности объединения:
«Мне немножко тяжеловато сказать какие существуют проблемы во всей отрасли. У меня и работа не совсем стандартная. То есть я сплю спокойно до 11-30 до 12 утра, но зато возвращаюсь домой в 11 и 12 ночи. С одной стороны, мне отпуск никто не оплачивает. С другой стороны, я просто говорю заранее, что я отъеду туда-то настолько-то. То есть у меня такой измененный договор, от стандартного сильно отличный […] Поэтому через что это вот ломаное, странное, рваное именно мое рабочее время и мои условия труда, мне немножко тяжеловато говорить за всю отрасль в принципе. И за проблемы в ней».
В действительности подобные «индивидуальные» условия труда оказываются общими и одинаковыми для многих IT-работников. Неформальные отношения с начальством, работа в небольшой компании, нефиксированный персональный рабочий график, с возможностью прийти и уйти в любое лично удобное время, неоплачиваемые отпуска и постоянные переработки – типичные характеристики, которые описывают трудовые условия в российской IT-сфере.
Профсоюзная защита
Одним из основных направлений деятельности профсоюза IT является защита трудовых прав IT-специалистов. И за год существования профсоюза недостатка в этом опыте не было. Как уже говорилось, профсоюз IT начался с трудового конфликта, который длился три месяца и благодаря грамотным действиям и квалифицированной поддержке нашего юриста закончился победой — все законные требования были удовлетворены.
Как показало общение с айтишниками, главная причина того, что в отношении наших коллег совершаются нарушения на рабочем месте, — это банальная юридическая безграмотность. Заключить трудовой договор, который оказался договором подряда? Написать заявление по собственному? Собственной рукой написать заявление на понижение в должности? Да пожалуйста! В результате на хабре появились статьи «Что нужно знать о трудовых правах каждому работнику» часть 1, часть 2 и «Серая реальность: что делать, если вы получаете серую зарплату?». Были организованы для айтишников несколько встреч с юристом по вопросам трудовых прав.
Осенью 2013 года Профсоюз IT участвовал в кампании за обязательную ежегодную индексацию заработной платы совместно с профсоюзом «Новопроф». Как показал опрос на хабре, с индексацией у нашего брата тоже не все ладно. Комиссия по экономике, которая рассматривала предлагаемые поправки в законопроект, решила, что действие статьи 134 ТК РФ необязательно на территории России.
В ноябре профсоюз IT появился в Москве в компании «Бегун», а уже в декабре ему пришлось принять «первый бой». В конце года в рамках «оптимизации» руководство намеревалось по-тихому уволить сотрудников технического отдела в обход норм Трудового кодекса. Но что-то пошло не так… В конечном итоге, профсоюз обеспечил то, что при сокращении работников были соблюдены все нормы ТК и произведены все необходимые выплаты в полном объеме.
Всего за это время за юридической помощью в профсоюз обратилось несколько десятков айтишников из разных городов России. Процедура увольнения, получение невыплачиваемой заработной платы, незаконные увольнения, неоплата переработок, неоформление трудового договора — вот основные вопросы, по которым к нам обращатся наши коллеги.
Много заявок с желанием присоединиться к профсоюзу IT приходит из регионов. Но поскольку в небольших городах айтишников значительно меньше, а еще меньше тех, кто хотел бы лично участвовать в работе над объединением IT-работников, то найти единомышленников становится почти невозможно. Так что если среди читательов есть те, кто готов помогать развивать это «нелегкое» дело у себя в городе (а также в Москве и Петербурге), пишите либо сюда, либо на наш сайт.
Интересы членов профсоюза могут (и должны?) лежать и за пределами Трудового права. Например, мы все заинтересованы в свободном обмене информацией в интернете. Профсоюз может быть включен в общее объединение членов IT-сообщества, выступающее против введения цензуры или т. н. «антипиратских» законов (Профсоюз IT с самого начала принимал участие в кампании против цензуры в интернете и организовывал митинг в Санкт-Петербурге).
К сожалению, не все начинания профсоюза удалось реализовать, которые планировались.
Например, сейчас разрабатывется приложение под Android и iOS, в котором каждый сможет найти всю необходимую информацию о том, что делать при том или ином нарушении на работе и как грамотно себя защитить. Для его завершения нам нужен дизайнер, который смог бы для этого приложения сделать приятный интерфейс. Еще в разработке находится сервис по отправке обращений в трудовую инпекцию и прокуратуру.
Встречи с профсоюзом
Мы часто напрямую общаемся с разными IT-работниками, пытаясь составить общую картину условий труда в отрасли. Кроме этого, нам кажется важным организовывать и участвовать в общих публичных коллективных встречах в оффлайне, где можно пообщаться, задать вопросы по ТК, обменяться идеями и мнениями о жизни айтишников. Ближайшая (и первая!) встреча в Москве пройдет уже завтра 6 июня в 19:00 в библиотеке им. Достоевксого (Встреча в ВК, встреча в ФБ).
Автор: inout