Facebook приобрёл в Хельсинки небольшую местную компанию Pryte — условия сделки стороны не раскрыли. Большинство наблюдателей из СМИ полагают, что в руках у Pryte ещё нет законченного продукта и это вполне естественно. Pryte разрабатывает технологии с глубокой интеграцей в смартфоны, установкой на «вышки» сотовых операторов и к поставщикам контента. Для практического развёртывания идей Pryte необходимо заинтересованное участие такого гиганта, как Facebook.
Ключевая идея Pryte очень простая — проект предлагает оплачивать только конкретно выбранные подключения к сети, вместо покупки традиционного тарифного плана «для всего, что установлено на телефон». Например, пользователь Facebook может купить себе недорогое подключение к мобильному интернету только для приложения соцсети. При этом соседние приложения у него вообще никогда не подключаются через сотовую связь, не потребляют трафик и не требуют оплаты.
В первом приближении идея выглядит применимой на развивающихся рынках. Бедному африканцу намного проще заплатить несколько центов за использование только мессенджера, чем условные десять долларов за традиционный интернет-пакет.
Впрочем, «дешевизна подключения» с точки зрения пользователя, одновременно обозначает, что оборудование на вышке сотовой связи окупится не через 5 лет, как хотел бы провайдер, а через 50 или 500 — прямо вытекающих из предельно низких цен на поштучно подключаемые услуги. В такой ситуации сотовому оператору свою спину должен подставить поставщик контента, что и предполагают идеи Pryte. Например, продающий рекламу Facebook может чуть-чуть доплачивать оператору, просто за сам выход на операторскую аудиторию.
Модифицированные и запатентованные идеи Pryte могут быть востребованы и в Америке. Например, они пригодятся для заработков на нарушении принципов сетевой нейтральности. В 2013—2014 года США вплотную подошли к ситуации, где провайдерам больше невыгодно доставлять тяжёлый мультимедийный контент от сервисов подобных Netflix. Заработки растут у поставщика видео, а на провайдера валятся лишь повышенные требования к каналам связи. С этой точки зрения операторам необходим сценарий, где им разрешат встать в цепочку в качестве ещё одной стороны, зарабатывающей на доступе к тому или иному контенту.
Pryte прямо сообщает, что его идеи позволяют переосмыслить традиционные бизнес-модели. Оператор связи сможет стать важным звеном app-центричной экосистемы (закрученной вокруг приложений). Сегодня провайдеры чувствуют себя уязвимо — ведь они не выпускают популярного софта. При этом операторам невыносимо быть и обыкновенной «трубой» для чужих данных — часто приложения убивают доходный в прошлом операторский бизнес. Так, доход от SMS падает с тех пор, как для связи стали использовать мессенджеры.
Сами провайдеры уже ищут новые бизнес-модели — часть операторов присматривается к платформе Rich Communications Services. В этой системе использование телефонного софта тоже прямо увязывается с «функциями сотовых вышек», как и в Pryte.
В ближайшей перспективе развитые идеи-патенты Pryte проще применить на рынке США, в вышеупомянутом сценарии с делением дохода между провайдером и поставщиком контента. В этом случае цепочку замкнёт facebook-авторизация на мультимедийном сервисе. Прямое использование Pryte для мобильного доступа по изначальным «африканским сценариям» Pryte выглядит менее вероятным. Так как приложения и смартфоны производит и распространяет вовсе не Facebook, а конкурирующие с ним Google или Apple.