Статей на данную тему не много, но они есть. Правда на мой взгляд, поскольку практически все они базируются на реальных типографских приемах, для мелкосерийного и уж тем более единичного производства описанные технологии не всегда удобны, особенно когда под рукой кроме желания больше ничего и нет.
Поэтому делюсь своими ноу-хау именно для разовых работ.
В данном случае рассмотрим изготовление ну совсем настоящей книжицы, прямо в домашних условиях, прямо из бумаги и с минимумом оснастки.
230 страниц А5, в мягком переплете, за 4,5 часа.
Нравится мне делать книги своими руками. Есть в этом какое-то противостояние чрезмерно наступающим электронным благам, которые то тут, то там всё оптимизируют, и не только действительно лишние или опасные для человека процессы, но и вполне естественные, и без которых человек становится все больше похожим на овощ.
Вот электронная очередь, например, которую впендюривают теперь уже повсеместно, куда надо и не надо. В поликлинику или в отделение банка. Зачем?..
То ли дело раньше… Во- первых тренируешь
Так и пообщаться можно (живьем заметьте), и порадоваться, и огорчиться. Душою, в общем, живешь.
А сейчас — взял талончик, и тупо сидишь, молча, пялишься на табло, и ничего и никто тебя в этой очереди больше не интересует. Только табло. И тобою только оно и управляет. И таблу наплевать, жив ты, или уже овощ.
Вот и с книгами так же. В бумажном фолианте есть все-таки какая-то романтика, какая-то загадка и благородство, если хотите.
А в электронных книгах этого нет. Только пресловутое удобство, для рук, для
Я делаю книги редко. И делаю в основном редкие, те, которые никогда ранее не издавались в Союзе, или те, которые издавались лишь раз и к переизданию больше не планируются.
Так в прошлый раз, на основе частных переводов из клуба толкинистов, я изготовил 650и-страничное издание «Неоконченных сказаний Средиземья» — работа Кристофера Толкиена по черновикам отца, в твердом переплете и цветными иллюстрациями Алана Ли (Alan Lee) и Джона Хоу (John Howe), расставленными тематически по тексту.
У клуба несколько лет назад был и свой собственный небольшой тираж, но без иллюстраций, т.ч. мне мое имхо гораздо милее))
Работа заняла не один день и потребовала изготовления некоторой замысловатой оснастки для твердого переплета такой толщины (тисков и пр.).
Вообще, все что нужно знать начинающему домашнему книгоделу, можно найти здесь (спасибо тов. Джиму aka Jim). Собственно, ранее я так или иначе следовал именно этой технологии. Но, как вы видите, технология не тривиальная, требует скрупулезной точности, времени и некоторого инвентаря. Особенно для твердых переплетов. Так со временем, пытаясь оптимизировать что-то то там, то здесь, появились и собственные наработки, применительно именно к работе на дому.
И вот последний раз давнее обещание изготовить hendmade book совпало с приближающимся ДР у коллеги. Времени остается не так много и, не откладывая в долгий ящик, приступаем к производству.
1. Подготовка
Для изготовления 230стр. А5 в мягком, приятном на ощупь переплете, нам потребуется:
- пара плоских ровных дощечек;
- струбцина обычная;
- струбцина храповая (ну оч. полезная и удобная весч);
- ножовка (по металлу);
- кисточка, небольшая, плоская, для рисования, с искусственной щетиной (можно взять у ребенка, покопавшись в его столе);
- клей канцелярский (офисный);
- бумага А4 обычная;
- бумага А4 фактурная для струйной печати (да, есть и такая);
- принтеры лазерный и цветной струйный.
И, собственно, все.
С клеем есть тонкость. Это должен быть ПВА, но именно офисный и желательно импортный. Такой ПВА при застывании не желтеет, а становится матово-полупрозрачным, что просто идеально для книгодела — следов на бумаге не видно. Плюс, он становится прочным, но достаточно эластичным, в отличии от мебельного ПВА — Момент, чтобы переплет не растрескивался и не рассыпался со временем.
Ну, стол, плоская деревянная табуретка, принтер лазерный (на работе), принтер цветной струйный (дома) и несколько часов семейного покоя, думаю, вы сможете себе обеспечить. Попробуйте бартер, если будут претензии с других сторон))
2. Верстаем текст
Верстаем текст банально в Wordе. Но!
Выбираем размер листа А4, а в настройках страницы (печати) сразу ставим метод печати «Брошюра» и — первое ноу-хау!
Ноу-хау №1
Выбираем количество страниц в брошюре не 32, как положено в классической типографии, а 4. Т.е. на листе А4 будут напечатаны 4 страницы А5, с двух сторон, чтобы мы потом каждый такой лист просто сложили пополам и затем друг с другом.
Двустороннюю печать делаем по длинной стороне.
Зачем это нужно? Затем, что у нас будет книга с листами формата А5. Это хороший, удобный формат, удобно держать в руках, можно даже положить в дамскую сумочку при определенной сноровке. Не надо резать бумагу А4 или искать редкие и дорогие пачки бумаги А5.
Еще одно достоинство такого подхода это то, что у нас каждые два листа будут связаны друг с другом сгибом самой бумаги, а не только проклеенным корешком. О-о! Поверьте, это большой плюс к долговечности нашего фолианта)) Особенно, если учесть, что непосредственно сшивать листы между собой мы не будем, а только проклеивать торец корешка, хотя нитки нам все же понадобятся.
После этих настроек в Wordе мы видим перед собой лист А5, его и верстаем. Не забываем добавлять верхние и нижние колонтитулы с именем автора, названием произведения, названием и номером главы и номером страницы. Это хороший тон.
Далее печатаем готовый файл. Простой текст — на лазерном принтере и на обычной бумаге. Иллюстрации на цветном принтере и на фото-бумаге (их мы потом просто вкладываем между страницами в нужном месте), это придает солидности изданию и просто приятно смотреть.
3. Готовим блок страниц
Для 230и страничной книги я потратил 30 мин. на складывание всех 58 листов. Да, просто берем лист и складываем его на ровной поверхности, на столе, пополам.
И маленький совет:
Ноу-хау №2
Положите перед собой какой-нибудь ровный упор, рейку или даже просто кусок картона. Тогда при складывании вы верхнюю часть листа прижимаете к упору и по нему ровняете оба края согнутого листа. Когда края совместили, берете пластиковую линейку и пару раз проводите сначала по сгибу линейкой плашмя, а потом пару раз ребром линейки (но не очень острым, чтобы не повредить саму бумагу на сгибе). Тогда сгиб будет просто идеальным и очень тонким, а края останутся там, где вы их зафиксировали рукой.
Далее блок страниц нужно окончательно собрать, выравнять и зафиксировать храповой струбциной, посередине блока.
Здесь порекомендую не мудрствовать лукаво, а воспользоваться третьим ноу-хау.
Ноу-хау №3
Если одну сторону (и отчасти вторую, если размеры страниц одинаковы) вы можете выравнять просто положив блок ребром на ровную поверхность — на стол, то вторую (боковую) поверхность можно выровнять прижав блок в таком положении к стене, предварительно поставив у стены вертикально еще одну плоскую ровную дощечку (обои не всегда бывают ровными плоскими).
После выравнивания страниц в блоке его нужно зафиксировать храповой струбциной, посередине.
Итак, блок страниц готов. Пора проклеивать корешок.
4. Проклеиваем корешок
Во-первЫх, зажимаем наш блок между двумя плоскими дощечками, оставляя наруже 5мм корешка, и стягиваем обычной струбциной.
Храповую не трогаем, пусть висит для надежности.
Далее берем ножовку и делаем несколько пропилов по корешку, куда мы потом вставим для прочности кусочки веревки, для псевдо-сшивания так сказать.
И вот тут-то пожалуй основное ноу-хау!
Ноу-хау №4, основное
Как вы не однократно наблюдали в жизни, книги в мягких обложках, где страницы не сшиваются а только проклеиваются по торцу корешка, имеют тенденцию со временем и при интенсивной эксплуатации рассыпаться — страницы банально выпадают из книги, особенно при сильном развороте. Так вот чтобы этого избежать и вообще свести вероятность впадения к физическому нулю, в отличии от популярной типографской технологии, где пропилы делаются перпендикулярно торцу, мы сделаем пропилы под углом. Причем с одной стороны под «правым» углом, а с другой под «левым». В этом случае, после установки в пропил нити (или для стимпанк издания — деревянного колышка) страница уже не сможет выпасть из блока даже если клей полностью рассохнется и сойдет на нет — страницу просто заклинит, ведь пропилы с разных сторон сделаны под разными углами))
Теперь берем клей ПВА и жирно наносим его на торец с пропилами. Кисточкой тщательно размазываем клей, чтобы он попал во все щелки между станицами корешка и особенно в пропилы.
Даем клею подсохнуть минут 30.
За это время нарезаем нитей по 10-15см по количеству пропилов. Лучше использовать натуральную нить, с которой дружит ПВА, но можно использовать и капроновую. Практика показывает, что и капроновая тоже сидит крепко.
Теперь еще раз капаем в каждый пропил ПВА, сворачиваем нить пополам, немного скручиваем и в несколько проходов, чтобы нить успела пропитаться по необходимой длине, вставляем в каждый пропил. Еще раз капаем в пропил поверх нити ПВА и размазываем кисточкой.
В таком виде оставляем блок сохнуть на пару часов.
5. Готовим переплет
Пока сохнет блок можно заняться печатью и подготовкой переплета. Как мы решили ранее, переплет будет мягкий.
Ну что же, берем специальную фактурную бумагу. А? Не? А есть такая)) Плотная, фактурная, приятная на ощупь для души и тела.
Вот такую, например. Вообще, у Lomondа много всяких вкусностей для книгодела и вообще, для fine artа, рекомендую.
Но это бумага тоже А4, а вместе с переплетом нам нужно немного длиннее. Как быть? Ничего страшного, склеим обложку из двух частей. А линию разрыва сделаем с обратной стороны книги в месте приклеивания обложки к последней странице блока, отступив примерно 1см от края. Т.е. нам придется сверстать и напечатать две обложки. Можно тоже в Wordе. Одну главную, где будет полностью передняя часть, корешок и поместившаяся задняя часть. А другую только с полной задней частью обложки.
Ширина передней (и задней) и части обложки вашей страницы — (297 / 2) + 1.5мм (на сгиб) = 150мм.
Ширина корешка = толщина блока + 1мм (по запас, т.к. корешок разбухнет от клея).
Главная обложка
Задняя часть
Теперь нужно обратиться к подсохшему блоку страниц. Берем острый строительный нож и аккуратно срезаем нити заподлицо. Если Вы заметили, корешок блока немного набух от клея и разошелся. Чтобы это исправит его нужно полностью задвинуть между дощечками и снова сжать струбциной на 5-10 минут.
После этого блок можно полностью освободить от струбцин и аккуратно согнуть по нему основную обложку. Для «прокатки» сгибов можно воспользоваться линейкой, как описано выше, только без прохода ребром — обложка должна иметь «мягкий» сгиб на корешке, иначе бумага или краска потрескается и будет отслаиваться на остром сгибе в процессе эксплуатации книги.
Теперь важный момент. Нужно отрезать большую часть задней обложки от основной, и отрезать маленькую часть задней обложки от дополнительной. Ну, с этим, думаю, все справятся. Для удобства положите задние обложки друг на друга, совместите с блоком, и черканите пару рисок простым карандашом по торцу обоих листов обложки, сверху и снизу, в нужном месте. Лучше если это место будет посередине приклеивания задней обложки к последней странице блока, около 1см отступив от края корешка. Потом по этим рискам и по линейке аккуратно разрежьте листы тем же острым строительным ножом. Не забудьте в процессе резки подложить под обложку кусок картона потолще, а то знаете, стол то обеденный, полированный…
Не пользуйтесь для резки листов ножницами. Линия разреза будет неровной. А лезвие строительного ножа регулярно обновляйте (отламывайте очередной кусочек) каждые 20-25 отрезов.
6. Приклеиваем переплет
Переплет клеим в следующем порядке.
Сначала обильно смазываем с помощью кисточки клеем ПВА первую страницу и корешок блока. На первой странице мажем полоску шириной 2см от края корешка.
Затем приклеиваем основную обложку, предварительно обрезанную и согнутую на корешке. Напоминаю, что мы сначала согнули все, что нужно согнуть, а потом отрезали часть задней обложки.
Теперь промазываем последний лист блока, также полоской 2см от края корешка. Прижимаем маленький кусочек задней обложки (что остался вместе с основной). Берем отдельную большую часть задней обложки и совмещаем с изображением на маленьком куске пока клей еще не застыл.
Тут прошу не забыть про нюанс, он есть в любом руководстве по книгопроизводстве, поэтому я его опустил вначале. Первый и последний листы блока должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО пустыми с обоих сторон. Такого правило, и для мягких и для твердых переплетов. К этим листам как-раз и приклеивается обложка. Максимум, что может на них быть напечатано, это какая-то информация о типографии и о тираже, иногда мелким шрифтом печатают аннотацию к книге. Но лучше оставлять их пустыми (такие фот технические листы).
Теперь, когда мы все совместили, кладем нашу, уже книгу, опять между двумя дощечками и зажимаем струбциной, но не так сильно, как при проклеивании корешка. И оставляем на 2-3 часа.
Еще одно ноу-хау, про которое автор сам забыл, и вспомнил только опосля.
Ноу-хау №5
Чтобы пропитанная клеем бумага (обложка или блок) не приклеивались к тискам-дощечкам, оберните предварительно дощечки полиэтиленом, и зафиксируйте его скотчем или строительным степлером по краям. Хорошо подойдет полиэтилен от пакетов для замораживания пищи, он более плотный и не тянется.
В противном случае вы рискуете повредить обложку, когда будете вынимать готовую книгу из тисков, что и сделал автор. Однако и из этой ситуации есть оригинальный и даже красивый выход.
Ноу-хау №6
Снова обращаемся к письменному столу ребенка и находим в закромах пакет со старыми фломастерами. Аккуратно подбираем фломастеры по цвету поврежденной обложки, смачиваем при необходимости языком, и закрашиваем поврежденные участки обложки.
После этой процедуры обложка приобретает винтажный вид)) Т.е. книга как бы не новая, лостная и глянцевая, а вполне взрослая и видавшая виды. Другими словами — мы состарили книгу. И это имхо получилось красиво, это сделало книгу живой.
С этой книгой мне еще немного повезло, поскольку единственное найденное изображение передней обложки, пригодное для печати, оказалось сканом настоящей, видавшей виды книги, т.е. еще и со сгибами, замятиями и пр. В итоге это как нельзя лучше дополнило наш винтажный образ.
И вот долгожданный результат!
P.S. Подарок удался и пришелся владелице по душе)
Язык после фломастеров в течение суток старайтесь не высовывать, особенно на работе. Дома — можно.
Автор: Sterpa