Как-то раз коллеги из отдела HR i-Free обратились ко мне с просьбой написать небольшую статью для молодых специалистов, которые стремятся устроиться в IT-компанию. Причины, побудившие их это сделать в целом понятны, в компании основным нанимателем молодых специалистов является отдел под моим управлением, мы берем только что закончивших вуз ребят (а иногда и студентов последних курсов), и у нас они проходят некий курс «молодого бойца».
Естественно, я не претендую на объективность, а лишь хочу дать несколько советов для тех, кто хочет начать свой путь с работы в IT-компании. Статья выражает сугубо моё мнение о том, как нанимать молодого специалиста, и очень надеюсь, что кому-то из студентов старших курсов сей краткий опус поможет в будущей карьере.
В общем, тех, кому интересно, прошу под кат.
В качестве небольшой преамбулы: кто я и чем занимаюсь. Меня зовут Илья, и внутри i-Free я выполняю множество ролей, одна из которых заключается в руководстве группой мониторинга и технической поддержки. И нет, это не колл-центр, такого рода поддержкой клиентов мы не занимаемся, основная наша функция — обеспечение бесперебойной работы наших сервисов и, как следствие, оказание нашим клиентам максимально качественных услуг. Для этого у нашей компании есть собственная система мониторинга (в основе лежит сторонняя система мониторинга Zabbix), которая на основании десятков тысяч метрик принимает решение о работоспособности/неработоспособности того или иного сервиса. Естественно, сама по себе система подобна сферическому коню в вакууме, и тут в ход вступают инженеры мониторинга, которые круглосуточно следят за сообщениями системы и решают возникшие проблемы.
Стоит отдавать себе отчет, что инженер мониторинга — это лишь первая (точнее одна из возможных) ступенька в IT-карьере. И внутри i-Free есть отработанный процесс по обучению и повышению инженеров мониторинга до следующей ступени. Собственно, за время моей работы выходцы из команды мониторинга выросли до высококвалифицированных специалистов во всех IT областях, таких как разработка, тестирование, администрирование, техническая экспертиза и анализ. Работая в большой компании и находясь в процессе обмена профессиональными знаниями, каждый из новичков может выбрать для себя дальнейший путь развития. Не вдаваясь в детали процесса обучения и повышения квалификации (так как это само по себе тянет на отдельную полноценную статью, а то и две), хочется отметить один нюанс: в группу мониторинга постоянно нужны новые люди, то есть рекрутинг практически не прекращается.
Вот на основании своего многолетнего опыта и хочется дать несколько полезных (надеюсь) советов.
Как составить резюме. Тут рекомендация простая: google + поисковый запрос «как составить резюме» в помощь. Там уже умные люди всё по тысяче раз расписали и объяснили. Но отдельно остановлюсь на следующем подпункте.
ЧТО написать в резюме новичку. Если человеку с десятилетнем стажем основной проблемой при составлении резюме является выделение самого главного, чтобы вложиться в формат документа, то для студента старших курсов вопрос, что же написать (и самое главное, что не писать) в резюме встаёт в полный рост, так как у типового студента старших курсов, технические знания в IT сугубо университетские, то есть по большей части теоретические.
Тут можно порекомендовать несколько моментов:
- Не пиши того, чего не знаешь. Услышав набор слов «Java, ООП» или «mongo, модно, стильно, молодёжно», не надо бросаться писать эти слова в резюме. Тебя о них обязательно спросят и, если ты не сможешь показать хотя бы базовое владение тематикой, то сразу же испортишь мнение о себе.
- Указывай уровень своих знаний. Например, изучив в университете C#, не стесняйся написать в скобках что-то вида: «в рамках университетской программы написал калькулятор и небольшую игру».
- Если была подработка в IT сфере, даже неофициальная, смело вноси в резюме. Для нанимателя это может быть интересно. Мы всегда на это смотрим.
- По аналогии: если ты дома пытался развиваться в IT сфере вне вузовских рамок, то смело пиши это в резюме. Например, опыт по поднятию linux + apache, чтобы развернуть собственный сайт достоин занесению в резюме молодого специалиста.
Наконец, резюме составлено и отправлено во все интересные места. Далее с высокой степенью вероятности наступит следующий этап: телефонный разговор с рекрутером компании. Тут всё довольно просто, если звонок поступил, то наиболее вероятно, что ваше резюме посмотрел ваш возможный руководитель и подтвердил своё желание с вами пообщаться. Поэтому рекрутер звонит вам с двумя целями: проверить вашу адекватность и назначить встречу. Так что не тушуйтесь и будьте самими собой. Технические вопросы на этом этапе вряд ли станут задавать. Отмечу, что описанный сценарий хоть и типовой, но возможны отличия, например, несколько телефонных собеседований, в том числе и технических, так как каждая компания создает собственный процесс найма людей, максимально эффективных именно для них.
Вот настал день собеседования, и вы едете на встречу со своим потенциальным руководителем. Важный, хоть и банальный момент: не опаздывайте, лучше придите заранее. Опаздывать, в принципе, не очень вежливо, а молодому специалисту особенно не рекомендуется.
Итак, вы приехали на встречу, рекрутер проводил вас в переговорку, а там вас уже ждут. И вот тут мы вплотную подходим к вопросу: «как же вести себя на собеседовании?».
Так и подмывает сказать, «не волнуйтесь», но это ересь. Волнение – это нормально. Собеседование это определенного рода психологический стресс, и волнение однозначно будет. Но, как бы это банально ни звучало, постарайтесь справиться со своим волнением. Хотя, если не справитесь, то ничего страшного, с другой стороны сидят люди, которые тоже когда-то были молодыми специалистами, и они еще помнят, как это было. Но помните, что чем больше людей вас собеседует, тем тяжелее вам будет. Несколько советов из личной практики собеседования:
- Если вы волнуетесь или стесняетесь, и это вам мешает, то попросите у ваших собеседников дать вам пару минут, чтобы успокоится. Вам обязательно дадут такую возможность, может быть, угостят кофе и спросят что-то отвлеченное: цель собеседования проверить ваши знания и потенциал, но никак не вогнать вас в психологическую яму.
- Не говорите того, чего вы не знаете. Даже если вы умеете говорить это убедительно, не надо этого делать.
- Не поленитесь узнать о компании перед собеседованием. Зайдите на их сайт, почитайте вики, посмотрите статьи на Хабре, погуглите.
- Не забудьте согласовать тонкие моменты вроде зарплаты, испытательного срока, возможных повышений сразу, на собеседовании. Не стоит откладывать подобное на потом. Важное для студентов: обязательно обговаривайте график своей учебы на собеседовании! Иногда потенциальный работодатель может об этом забыть.
- Перед собеседованием надо подкачать общую IT эрудицию.
На последнем пункте остановлюсь подробнее. Что я вкладываю в это фразу? IT эрудиция – это некий базовый набор знаний и терминов, которыми должен обладать любой уважающий себя айтишник. Ниже приведу список того, о чем стоит иметь представление:
- Базовая терминология: транзакции, индексы и т.д.
- Операционные системы. Помните о существовании не только Windows семейства, но также о Unix подобных системах.
- Файловые системы. Есть целая куча файловых систем под каждым семейством ОС, стоит понимать, чем каждая из них отличается от другой.
- В области теории сетей: понимание четырехуровневой модели TCP/IP. Знание транспортных протоколов TCP и UDP, и в чем они глобально между собой отличаются и для каких целей каждый из них применим.
- В области разработки: Принципы ООП. Примеры языков, построенных на этих принципах. Что такое функциональные языки программирования, а что такое процедурные языки программирования. Примеры тоже неплохо помнить.
- Понимание функционирования объектно-реляционных(SQL) баз данных.
- Но также стоит помнить о существовании NoSQL баз данных. И хотя бы теоретически знать об их плюсах и минусах.
Если я что-то забыл, то просьба поправить меня в комментариях, обязательно отредактируем список.
Пару слов о том, как обычно проходит собеседование на должность инженера группы мониторинга и технической поддержки. Собеседование проводят втроем: рекрутер от HR, ведущий инженер или руководитель группы, технический специалист. Вопросы в основном задают по тем областям знаний, что указаны в резюме, так как для нас в первую очередь важен потенциал соискателя, а не его знания. При проверке делается упор на проверку обучаемости молодого специалиста. Если он прилежный студент, то в прежде всего спрашивают то, что дают в ВУЗе, если же он самоучка-практик, то тогда задают практические вопросы. А в самом конце обязательно дается логическая задача, для решения которой не требуется каких-то специфических знаний, и «триада» обязательно смотрит на то, как эту задачу решают.
В принципе, при найме студентов и выпускников, мы в первую очередь смотрим на его потенциал, то есть насколько хорошим специалистом он может стать перспективе, а не на то, что он знает сейчас. Потому что научить мы всегда сможем, благо процессы обучения и проверки знаний в группе мониторинга i-Free выстроены уже давно
Ну и напоследок, если вам отказали! В этом нет ничего страшного, то, что вам отказали, не значит, что вы плохой или что у вас нет будущего в этой сфере! Ни в коем разе! Каждая компания руководствуется своими принципами при найме сотрудников, а каждый руководитель оперирует некими своими критериями, которые могут изменяться с течением времени. Попросите рекрутеров рассказать об ошибках на собеседовании, какие области знаний следует подтянуть. Это поможет в будущих собеседованиях. Ну и бывают нюансы, связанные с целями самого работодателя. Например, однажды мы отказывали отличному соискателю только из-за того, что он overqualified, так как через полгода работы мы бы не смогли обеспечить ему необходимый уровень мотивации.
Удачи, друзья! Всё у вас получится! А с вопросами добро пожаловать в комментарии.
Автор: iFreeTeam