Михаил Иванов (издательство "Манн, Иванов и Фербер") нашёл возможность издать любые книжки без оглядки на авторские права — речь идёт о переработке большого текста в "саммари". Это выжимка основных мыслей большого 300-600 страниц произведения в формат: "ключевые идеи за 30 минут".
Идею подал глава Сбербанка Герман Греф:
Лидер Сбера – Герман Греф – известен в том числе и тем, что заставляет своих людей читать книги о бизнесе. Благодаря заказам Сбера издательства деловой литературы хорошо зарабатывали последние несколько лет. Недавно Сбер обратился к нескольким издательствам с просьбой сделать саммари книг, которые вошли в библиотеку, с контрольными вопросами на понимание прочитанного. Там поняли, что очень сложно найти время на чтение 300 страниц.
Похоже, что Сбер будет (или уже стал) первым покупателем Smart Reading: "Доступ к библиотеке будет возможен по подписке и исключительно в электронном виде. Пока купить подписку могут только корпоративные клиенты. К концу лета мы добавим подписку для частных клиентов", — пишет Михаил Иванов.
Корпоративная подписка начинается с отметки: "до 100 пользователей" (читателей) и доходит до "безлимитной", цены варьируются от 100 до 500 тысяч рублей в год. Михаил Иванов отмечает и другие, кроме "опта", преимущества нового бизнеса:
Саммари – это самостоятельный продукт, который не требует отдельных прав. Когда мы выяснили это, я почувствовал себя ребенком в детском магазине, у которого есть деньги на все игрушки. […] Из-за ограничений издательского бизнеса до русскоязычного читателя доходят далеко не все достойные внимания книги. Виной тому все та же экономическая ловушка издателя, от которой мы освободились в нашей новой модели.
Модель не является абсолютной новинкой на рынке. В 1999 освободились от ловушки основатели издательства getAbstract — сейчас эта глобальная структура издаёт саммари на английском, немецком, русском, испанском, французском, португальском и китайском языках. Краткие изложения книг в getAbstract готовят профессионалы из The New York Times, Fortune, Financial Times, BusinessWeek.