Мы с партнером считаем себя первопроходцами в области развития коворкинга в регионах. Наш коворкинг появился в Самаре почти полтора года назад. За это время мы уже успели набить множество шишек, порадоваться каким-то успехам, попробовать разные пути развития: в общем, опыта набрались достаточно. Именно им я бы и хотел поделиться.
Дело в том, что за время работы нашего центра мне поступила куча сообщений из соседних регионов с просьбами рассказать, как идут дела, выгодно ли это, есть ли спрос на наше предложение. Многие хотят повторить наш подвиг (а по большому счету такие проекты в регионах по-другому и не назвать) в своих городах, но опасаются, что деньги вылетят в трубу. Как ответ всем тем, кто хочет открыть свой коворкинг в провинции, я решился на написание этого поста.
Хотелось бы начать с позитива. Я считаю, что у коворкинга в регионах есть будущее, и сейчас открываться, может быть, даже более разумно, чем год назад. Все тренды потихоньку докатываются до регионов. Здесь главное вовремя уловить момент. Открыться рано – значит сидеть без клиентов и заработка, открыться поздно и рынок уже настолько перенасыщен, что спрос не поспевает за предложением.
Как всё начиналось
Мы открылись рано, и на это были определённые причины. По большому счету, мы строили офис для себя. Работать дома было неудобно, снимать офис для одного человека – глупо, а в Самаре коворкингов не было, ну или по крайней мере я о них не знал. Побывав во многих коворкингах в Москве и Европе, я отлично знал ценность такого места и не понимал, почему эта тема до сих пор не раскручена в городе с населением больше миллиона человек и с ощутимым сообществом фрилансеров. Посоветовавшись с моим московским партнером, мы решили вложиться в открытие коворкинга в Самаре и, кроме идеалистических планов развития и продвижения самой идеи коворкинга в нашем регионе, убить еще целую толпу других зайцев: запустить первый проект в России (до этого мы работали только за границей), запустить первый проект в реале (все наши прочие проекты остаются online), познакомиться с местным IT-сообществом, обеспечить меня удобным рабочим местом, ну и немного заработать денег.
Мы нашли свободное помещение в большом офисном центре на последнем тринадцатом этаже с прекрасным видом на город и Волгу. В Самаре вид на Волгу считается показателем престижа, и так как мы ориентировались на собственный вкус, я не мог ни купиться на это дополнительное преимущество. Цена аренды была приемлемой, но ремонт мы полностью сделали за свой счет. Помещение представляло из себя голые стены без электричества или сантехники, так что потратиться пришлось изрядно на начальном этапе, но зато дизайн мы смогли сделать полностью по своему вкусу, и оборудовать помещение так, как нужно для наших целей, а не так как это кажется «правильным» арендодателю. Изначально коворкинг рассчитывался на 15 человек, но мы подготовили 10 рабочих мест с возможностью добавлять места по мере необходимости. Забегая вперёд, скажу, что даже 10 человек мы смогли привлечь только через 8 месяцев после открытия, и до сих пор количество резидентов варьируется в этом пределе.
Отсюда первый совет для тех, кто хочет строить на коворкинге бизнес, а не просто открывать офис для себя.
Изучайте спрос заранее! Рекламируйте идею, сделайте сайт, страницы в социальных сетях, запустите Яндекс.Директ и ждите звонков и интереса. Это поможет понять, стоит ли вообще открываться, или спроса в Вашем городе пока недостаточно.
Запуск
Устроив неплохое открытие с фуршетом и собрав на него достаточную аудиторию, мы красиво открылись, но еще как минимум месяц я работал в коворкинге один! Приходили люди на почасовую аренду, всем всё очень нравилось, кроме пустоты, но первые резиденты стали появляться только через месяц.
Совет второй: договоритесь по возможности с кем-нибудь по аренде мест заранее. Вид пустого коворкига очень разочаровывает и отпугивает клиентов на начальном этапе. Когда работают хотя бы 4-5 человек, уже создается правильная атмосфера.
Чтобы привлечь резидентов, мы перепробовали различные виды рекламы. Стопки распечатанных флаеров и плакатов для расклейки до сих пор лежат в подсобке. Мы с партнером принимали участия в конференциях как спикеры, ходили на слёты молодых предпринимателей и IT-фестивали, чтобы лично представлять наш коворкинг, устраивали бесплатные развлекательные мероприятия на нашей территории с расчётом на то, что стоит людям только увидеть наш прекрасный центр, и они сразу захотят стать резидентами. Возможно, они и хотели, но платить за это хотели в гораздо меньшей степени. Все наши усилия по раскрутке offline прошли впустую.
Резиденты же нас находили сами, стоило всего лишь обозначить свое присутствие. Мы быстро вышли в топы в поисковиках, так как мы были единственным коворкингом в Самаре. Также люди охотно добавлялись в социальных сетях. Самое главное, что Интернет аудитория уже понимала, что такое коворкинг, и с чем его едят, и те, кому это было интересно, приходили к нам.
На самом деле в Самаре понимание потенциальными клиентами сути коворкинга и его плюсов оказалось неожиданной проблемой, которую мы не учли. В отличии от меня, многим оказалось удобней работать дома и встречаться с клиентами и партнерами где-нибудь в кафе, чем ездить каждый день в офис, да ещё и платить за это деньги. Сейчас нет смысла перечислять все плюсы и открывающиеся возможности при работе в коворкинге, но очевидно одно: в регионах аудитория менее готова к подобным пространствам, чем, например, в столице. В связи с вышесказанным у меня есть ещё пара советов.
Будьте готовы, что, вполне возможно, Вам придется самим создавать спрос в своём городе, объяснять, зачем вообще всё это нужно.
И, конечно, подходите грамотно к раскрутки. Не стоит тратить время и деньги на массовую аудиторию, бейте строго по цели.
Взросление
С появлением первых резидентов мы наняли администратора, которая принимала людей, держала помещение в чистоте и варила кофе! Работали с 10ти до 19ти, чтобы народ мог приезжать и уезжать без особых пробок. Я начал там появляться уже тоже больше как резидент. С появлением администратора расходы увеличились, а прибыли так и оставались минусовыми. Во-первых, часы работы не устраивали многих. Фрилансеры – это такой народ, который уважает гибкость. Во-вторых, как оказалось, многие готовы заплатить 100-150 рублей и посидеть поработать над какой-то задачей пару часов, платить 4000 в месяц готовы не все, да еще и отдать всё сразу. Были случаи, когда люди платили за месяц, а потом приходили 2-3 дня и всё. Естественно, они не продлевали аренду. Многие просто приходили несколько раз почасово в течение месяца и, понимая, что месячная аренда не окупится, просто не становились резидентами. Поэтому обратите внимание на следующие моменты.
Продумывайте ценообразование и время работы заранее.
Со вторым всё предельно просто – оставайтесь открытыми настолько долго, насколько это возможно. Мы например работаем с 7:00 до 23:00 без выходных и праздников, но всё равно находятся те, кто просятся остаться на ночь.
А вот что касается цены, тут подход индивидуален. Предлагайте такие абонементы, которые обеспечат оптимальную текучку для Вашей бизнес-модели. Если вы готовы содержать администраторов 24 часа в сутки, часто проводить мероприятия, то почасовая модель может быть удачной. Мы же в итоге сосредоточились на постоянных клиентах. Раздали им ключи и карточки на вход, отменили пакеты ниже недельных, а пробные дни стали предлагать только по предварительной договоренности. Помимо увеличения времени работы, это помогло сэкономить на зарплате администраторов, и мы наконец вышли в операционный плюс.
Весь путь до операционной окупаемости занял у нас 10 месяцев. Что касается возвращения вложенных средств, то по моим подсчетам это произойдет не раньше, чем через 3 года после открытия при нынешних темпах. Я подозреваю, что подобные цифры актуальны для большинства коворкингов, и больших и маленьких. По крайней мере про окупаемость в 3 года я уже слышал от многих создателей коворкинг-пространств, в том числе и в Москве и в Питере. Поэтому, не стоит рассчитывать на быструю прибыль.
Так что, последний совет на сегодня. Коворкинг – это долгие деньги, и будьте к этому готовы. Если Вы хотите просто получить денег, то лучше не ввязывайтесь. Есть много отраслей, где это можно сделать быстрее и заработать больше. Однако, если Ваша цель глубже, если Вы хотите создать креативное пространство, место для комфортной работы, куда Вам самим хотелось бы приходить, то дерзайте! У Вас обязательно найдутся единомышленники!
Автор: aquanet