«Да, мы сделали это!» — это то, что я думал сказать, когда мы продадим первый тираж первого тома книги. И мы действительно сделали это — в смысле, продали тираж. Но за этот небольшой, но крайне насыщенный период времени с конца декабря по февраль включительно многое в моем понимании продаж книг изменилось.
Книги можно продавать не только в книжных магазинах
Во-первых, стало окончательно ясно — книги продаются не в книжных магазинах. Да, наличие книг в привычных нам «книжных» — атрибут необходимый, но не решающий. И, скорее, больше статусный. Когда я в самом начале этого пути общался с издательствами, то всегда среди главных доводов из их уст слышал приблизительно следующее: «Ваша книга появится во всех книжных магазинах страны». И это звучало как-то очень убедительно. На вопрос, какой тираж продадите за год, все называли цифру в 5000 экземпляров. Но, как видите, эту планку можно взять гораздо раньше. И в чем тогда подвох? Издательства мухлюют и не говорят авторам о переиздании или книжные магазины действительно уходят на вторые роли в плане продаж книг?
Где продавали
Так как у нас не было понимания через какие каналы продаж можно реализовать то или иное количество книг, мы решили попробовать всего понемногу. Условно я разделил наши пробы на группы и вои те из них, которые нам удалось более-менее охватить (по объемам продаж):
- наш интернет-магазин
- сайты Совместных Покупок
- вознаградения спонсорам
- предзаказы
- оптом в магазины
- спонсоры купили дополнительно
- партнеры в Украине и Беларуси
- розница разная
Интернет-магазин
Понятное дело, что мы сделали простенький интернет-магазин состоящий, по сути, только из одной корзины. Но потенциальных покупателей предварительно направляли на посадочную страницу.
Мы умышленно не пользовались платной рекламой. Все покупатели попадали на страницу по ссылке в статьях, соцсетях и т.д.
Сайты «Совместных Покупок»
Этот канал продаж мне предложил мой друг, который успешно реалиует через него свою продукцию (он производитель продуктов питания). Долго меня уговаривать ему не пришлось, достаточно было показать цифры продаж его товара. В итоге мы продали пятую часть книг этим способом.
Вознаградения спонсорам
Понимаю что указывать в качестве «продаж» спонсорские экземпляры книг не совсем правильно, но с другой стороны ведь именно спонсоры были нашими первыми «покупателями». Поэтому я решил учитывать эти экземпляры именно в качестве проданных. Те, кто не в курсе нашей краудфандинговой истории, можете изучить отдельный пост на эту тему.
Предзаказы
Еще в процессе запуска проекта на бумстартере мы запустили страничку со сбором предзаказов на будущие книги. Этих заказов собралось около 2000. Из них реальными оказались ровно треть. Не так уж и плохо.
Оптом в магазины
И вот мы добрались до первых наших проб в качестве «поставщиков» для книжных, детских и прочих магазинов. Можно сказать, что мы только попробовали этот метод и он позволил нам реализовать чуть более одной десятой от первого тиража. Из чего я заключаю, что розничные магазины могут продать куда более 5.000 экземпляров. Но вот, что я наблюдал: крупные книжные магазины, например, «Москва» или «Библио-Глобус» в месяц могут продать максимум 50 книг одного наименования. И это еще очень оптимистичная цифра. Теперь думаю сделать ставку не на магазины-монстры, а на их конкурентов.
Спонсоры купили дополнительно
И снова спонсоры. Конечно, можно поспорить, мол, зачем делить их на две отдельных группы, но на это есть весьма веская причина: для того, чтобы спонсоры сделали дополнительный заказ, нужно провести отдельную работу, которая для нас оказалась весьма затратной по человеческим ресурсам (то есть нашему личному времени).
Партнеры на Украине и в Беларуси
У нас начали появляться партнеры в разных города России, а также на Украине и в Беларуси. Пока еще они внесли весьма скромный вклад в общие продажи, но, я уверен, это только начало.
Розница разная
По мере возможности мы стараемся участвовать в разных выставках, встречаться со школьниками и учителями, побуждать частных распространителей и так далее. Непосредственно для продаж книг этот метод вряд ли можно назвать оправданным, но для узнаваемости он обязателен. Как говорится: мал золотник, да дорог :)
Планы на апрель-март
С апреля мы выделили небольшой бюджет на интернет-рекламу и будем начинать осваивать это направление. Если кто может помочь словом или делом — будет здорово. Вот, чего на ближайшее время: реклама на Яплакал, Мир Фактов, медийно-контекстный банер на яндексе и контекстные объявления в Яндекс.Директ.
Еще у нас вышло приложение для iPad.