Автоматизация складских процессов интернет-магазина: опыт Аудиомании — Часть 1

в 14:14, , рубрики: Без рубрики

Автоматизация складских процессов интернет магазина: опыт Аудиомании — Часть 1

Одной из главных болевых точек большинства интернет-магазинов является склад. Содержать его – дело довольно затратное, но даже если склад у вас есть, правильно организовать его работу крайне нелегко. Мы в Аудиомании сами столкнулись со многими сложностями складской логистики и выработали ряд подходов, которые позволяют эффективно решать наиболее часто встречающиеся складские проблемы.

Проблемы

Для начала необходимо разбить общую проблему под названием «складская логистика» на более мелкие. Первое, с чем столкнулись мы – то, что на сотрудниках склада зачастую лежала слишком большая ответственность: им приходилось принимать решения, связанные с тем, как и куда класть товар, как его группировать, что и где хранить. Соответственно, когда кто-то из них отсутствовал, начинались серьезные сложности – ведь многие из этих решений принимались сотрудниками индивидуально. Мы в Аудиомании продаем аудиотовары, среди которых встречаются не только крупные акустические системы, но и довольно мелкие радиодетали, которые просто нереально было найти, если, например, сотрудник, принимавший их на склад, вдруг заболевал.

Из этой проблемы плавно вытекала вторая– собственно, поиск товара на складе. Очень часто интернет-магазин сталкивается со следующей ситуацией: есть точное понимание того, что товар имеется на складе, но вот где конкретно он находится, никто не знает (зачастую просто потому, что на складе в момент поиска отсутствует человек, принимавший этот товар). Часто такая неразбериха и личная ответственность кладовщиков ведут к пересортице (ситуации, когда клиент получает не тот или не совсем тот товар, который изначально заказывал): например, как-то раз к нам на склад пришла партия наушников, маркированная аббревиатурой «BL». Как правило, так маркируется товар черного цвета, но на этот раз под «BL» производитель имел в виду «blue» – «синий». В итоге многим клиентам приходили наушники другого цвета, а поскольку у нас не было системы информирования кладовщиков, каждому из них пришлось сначала ошибиться, чтобы потом на собственном опыте выяснить, что скрывается за этой маркировкой.

Задачи

В какой-то момент (к лету 2012 года) от всей этой неразберихи накопилась такая усталость, что волевым усилием было решено поплотнее взяться за переустройство работы склада. Основным двигателем прогресса в данном случае стал быстрый рост компании – мы развивались такими темпами, что экстенсивным увеличением штата кладовщиков решить проблему стало невозможно. Среди главных задач этого процесса были выделены следующие:

  • Ликвидация пересортицы;
  • Увеличение производительности труда;
  • Обеспечение легкой и быстрой масштабируемости;
  • Ускорение обучения новых сотрудников;
  • Создание гибкой системы контроля товаров на складе.

Решение

ПО и экипировка кладовщика

В рамках оптимизации склада нами был написан софт, позволяющий автоматизировать работу складских помещений и упростить задачи кладовщиков (учитывая, что вся разработка и поддержка ПО ведется внутри компании, у нас нет проблем с обменом данными и работой с ними). Софт продолжает совершенствоваться, но основные работы по его написанию заняли три месяца (включая подготовку). Во время подготовки мы ездили по логистическим центрам компаний-партнеров, изучали их опыт. После этого команда из нескольких человек, включая технического директора, руководителя отдела разработки и руководителя склада разработала ТЗ, которое получил наш штатный программист (непосредственно написанием кода занимался он один).

Причин, по которым мы создали свое решение, а не воспользовались уже существующими, было две:

  1. Необходимость использовать и поддерживать софт, написанный под устаревшие платформы (большинство складских терминалов используют софт, написанный под платформу Windows Mobile). К примеру, топовые складские терминалы от Motorola и сейчас работают под ОС Microsoft Windows CE 5.0 Professional Version.
  2. Высокая стоимость оборудования. Нам резонно хотелось удешевить стоимость наших складских терминалов по сравнению с готовыми решениями: обычный терминал стоит от нескольких десятков, до ста тысяч рублей (в среднем складской терминал стоит около 35 000 руб., крупные логистические комплексы пользуются терминалами стоимостью порядка 50 000 руб.). При этом (см. пункт 1) за эти деньги на рынке предлагаются аппараты с все той же неповоротливой и давно морально устаревшей операционной системой.

Автоматизация складских процессов интернет магазина: опыт Аудиомании — Часть 1Даже главный плюс промышленного терминала – устойчивость к ударам и падениям – для нас не имел сколь бы то ни было серьезного значения: по нашим подсчетам, даже если разбивать по одному «кастомному» терминалу в неделю, затраты (в масштабах нескольких лет работы со «сборными» терминалами) будут ниже, чем при покупке специализированных решений.

Однако «сборный» вариант складского терминала так же оказался чреват «подводными камнями». На фото (слева) вы видите первоначальную версию экипировки нашего работника склада – ту, от которой по ряду причин пришлось отказаться. Изначально мы использовали небольшие пятидюймовые планшеты с подключенными к ним портативными проводными сканерами.

Казалось бы, носить на запястье планшет, сообщающий в нужное время, какой товар с какой полки необходимо забрать, удобно и достаточно современно – наши сотрудники, например, сразу вспомнили героев фильма «Время» (In Time), у которых на запястья тоже наносилась важная информация.

И все же, эргономика такого решения была не на высоте. Поскольку в промышленных масштабах транслировать информацию прямо на руку, минуя дополнительные устройства, еще не научились, планшет необходимо было крепить к запястью специальным чехлом. Чехлы эти отшивались на заказ в мастерской по пошиву изделий из кожи и стоили 1000 рублей за штуку – что приводило к удорожанию комплекта экипировки. Кроме того, в случаях, когда сотруднику, например, приходилось доставать что-то из коробок, планшет на запястье только мешал.

Автоматизация складских процессов интернет магазина: опыт Аудиомании — Часть 1
Кард из фильма «Время»: получив новые планшеты, наши сотрудники сразу вспомнили нечто подобное

Немало проблем доставило нам и проводное соединение планшета и сканера: раз за разом контакты ненадежного mini-USB соединения выходили из строя. Их приходилось заменять (планшеты не раз побывали в сервис-центре – меняли или разъем, или планшет целиком). В итоге от неудобных и ненадежных планшетов и проводных сканеров пришлось отказаться – мы заменили их на более компактные смартфоны Highscreen Boost (4,3’’, ОС Android, 4160 mAh), которые дополнили Bluetooth-сканером (производства китайского OEM).

Преимущество этого варианта состоит в том, что, во-первых, этот сравнительно недорогой телефон разряжается крайне медленно, во-вторых, его можно легко убрать в карман – поэтому он не мешает при работе с товаром, а подключенный по Bluetooth сканер не требует лишних проводов, исправно работает и также не сковывает движения сотрудника (сканеры, помимо всего прочего, идут в комплекте с чехлом, который позволяет крепить их к корпусу телефона, так что при необходимости эти два девайса могут работать, как единое целое). Скажем сразу: у нас была мысль перевести сотрудников на iPad’ы, от нее мы отказались из-за того, что к ним может подключиться далеко не каждый беспроводной (и вообще не может подключиться ни один проводной) сканер.

Автоматизация складских процессов интернет магазина: опыт Аудиомании — Часть 1
Так выглядит новое оборудование для работников склада

Тонкости этого этапа как раз и заключались в подборе бесперебойно работающей комбинации «планшет/смартфон-сканер», которую мы, в конечном итоге, нашли: в случае выбора правильного комплекта, для телефона обработка данных, полученных с Bluetooth-сканера, не составит проблем – он распознает их, как информацию, введенную с клавиатуры (поэтому никаких дополнительных драйверов устанавливать, и уж тем более, писать не приходится). В процессе эксплуатации устройства не путаются и не теряются – на ночь сотрудники оставляют их заряжаться в индивидуальных ячейках, предусмотренных для совместного хранения телефона и сканера. Комплекты устройств не привязаны к определенному сотруднику – в начале рабочего дня сотрудник может взять любой комплект, отсканировать свой бейдж (таким образом авторизовавшись в системе) и приступить к работе.

Наш складской софт работает через браузер смартфона – именно там появляются все подсказки и указания от системы насчет того, какой товар забрать (далее сотруднику остается его найти и просканировать, неправильный товар система забрать не позволит). Благодаря этому решение получилось достаточно гибким: если по тем или иным причинам выяснится, что текущее аппаратное обеспечение кладовщиков недостаточно удобно, перейти на другой тип устройств не составит труда.

Прием заявок на сборку у нас также автоматизирован. Для получения заданий на первом этапе процесса реорганизации склада сотрудники использовали складской монитор – экран, с которого сканером можно было считывать информацию о том, какой товар надо собрать.

Автоматизация складских процессов интернет магазина: опыт Аудиомании — Часть 1
Первый этап реорганизации: монитор, показывающий штрих-код наиболее приоритетной на данный момент сборки

Этот подход, при всей его технологичности, мы решили упростить: поскольку на складе действует единая очередь на сборку заказов, нет необходимости динамически менять штрих-код с информацией о новой сборке. Сейчас мы используем единый для всех штрих-код (распечатанный на бумаге) – сканируя его, кладовщик тем самым просто подтверждает, что готов обработать следующий в очереди заказ, детали которого поступают уже напрямую на смартфон сотрудника. Такое решение было продиктовано не только стремлением к упрощению процесса: выяснилось, что закупленные нами беспроводные сканеры не считывают информацию с экрана монитора. И хотя для этой задачи монитор больше не применяется, мы продолжаем успешно использовать его на складе: сейчас на нем отображаются статистические данные по состоянию и характеристикам заказов в очереди.

Система формирует и приоритезирует сборки автоматически, при необходимости меняя их очередность. При этом:

  • Розничные клиенты всегда в приоритете (это правило актуально для тех помещений, в которых торговые площади соседствуют со складскими – в нашем случае таковым является центральный магазин на ст. м. Электрозаводская, где обкатывались все нововведения. Сейчас отработанные подходы применяются и на большом складе в 1000 кв.м.).
  • При формировании комплектов товаров для доставки по Москве мы подстраиваемся под ситуацию. При этом мы собираем заказы только на день вперед (не больше), так как менее срочные заказы получают меньший приоритет.
  • Региональные отправки различным компаниям, как правило, привязаны к конкретному времени, поскольку сотрудники транспортных компаний приезжают на склад к заранее выбранному часу (в этом случае приоритет сборки тем выше, чем ближе назначенный час Икс – а по его истечении приоритет этого вида сборок снижается).
  • Несмотря на то, что все решения о приоритете сборок принимаются системой, начальник склада может корректировать ее действия в случае если, например, курьеры или представители транспортной компании опаздывают к назначенному сроку.

[О том, как выглядит «физическая» организация логики склада и вся система в целом с точки зрения пользователя, о выводах и результатах реорганизации мы расскажем в части 2. Продолжение следует!]

Автор: timshick

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js