«Как Сабинин в опере Глинки, я восклицаю: „Радость безмерная!“. Великое счастье на нас с неба упало. Самому себе не веришь. Я был поражен, как редко случалось во всю жизнь. Восхищение, энтузиазм, трепет, радость… были громадны. Еще бы!»
Эти слова написал в 1898 году знаменитый некогда критик Владимир Васильевич Стасов после посещения оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, где роль Ивана Грозного исполнил молодой Федор Шаляпин. Стасов был поражен – как точно и глубоко понял сложнейшую фигуру Грозного 25-летний юноша, и как мастерски воспроизвел ее на сцене. Ни один отечественный исполнитель прежде не мог похвастаться подобным сочетанием актерских и вокальных данных.
Сегодня, без малого 120 лет спустя, я вслед за Стасовым повторяю – радость безмерная! После недели прослушивания наушников Fischer Audio Billy’s Band Edition могу с уверенностью сказать – ничего подобного отечественные компании еще не выпускали. Да и среди зарубежного изобилия такой великолепный звук встретишь нечасто. А если встретишь, то совсем по другой цене.
Знакомы ли вы с группой Billy’s Band ? До лета 2013 года я несколько раз слышал только название, но оно никак не ассоциировалось с музыкой. В петербургском офисе Fischer Audio мне показали прототип готовящихся наушников и поставили несколько композиций. Честно говоря, не совсем моя музыка. Billy’s Band балансирует на грани сразу нескольких стилей, блюза, свинга, джаза и рока. Делает это мастерски, не отнять. Но – не моё. А Валентин Казанжи, основатель Fischer Audio , музыку Billy’s Band просто обожает. И наушники эти стали не способом заработать еще немного денег (по секрету скажу, для компании эта модель вообще не коммерческая), а любимым детищем и выражением симпатии любимой группе.
Наушники продаются в большой черной коробке. На верхней части размещен большой (и, кажется, не самый удачный) портрет Билли Новика, основателя группы. На тыльной части коробки можно полюбоваться на весь состав Billy’s Band. Внутри нас встречает солидный твердый чехол, а в нем лежат герои обзора.
Кабели съемные, со стандартными разъемами. Так что если порвутся – всегда можно подобрать альтернативу. В комплекте лежит две штуки: один обычный, второй с пультом и микрофоном. Так что, если надо, вполне можно использовать наушники в качестве гарнитуры.
Оголовье выполнено из стали, и в нужных местах покрыто мягкой искусственной кожей. Место стыка оголовья с подвижной частью, к которой крепятся чашки, украшено темным пластиком, который я поначалу даже принял за какой-то минерал – уж больно солидно смотрится. Амбушюры сделаны из материала, именуемого на официальном сайте «био-кожей». Опять же, я поначалу принял кожу за натуральную, такая приятная на ощупь. Но, на радость защитников прав животных на смерть от старости, это все же удачная имитация.
Чашки выполнены из африканского дерева сапеле. Из-за своей сложной волокнистой структуры сапеле используется в производстве музыкальных инструментов (в частности — электрогитар) для увеличения спектра резонансных частот. Вот и здесь – пригодилось. Стоит заметить, что Валентин Казанжи любит экспериментировать с сортами дерева, и в офисе Fischer Audio можно найти специальное токарное оборудование.
Внутри чашек новомодные мембраны из полимера Mylar. Также он известен под названиями Melinex и Hostaphan. Полимер этот очень популярен и используется в самых разных продуктах – от упаковочных материалов до дорожных знаков. И вот теперь проник в наушники, обещая «воспроизводить самые мельчайшие нюансы музыкального сигнала и, вместе с тем, обеспечивать невероятно широкий динамический диапазон».
Честно скажу, я все эти подробности разузнал, когда приступил к написанию обзора. А сначала просто надел наушники на голову. И ошалел.
Сейчас в описании многих наушников нам обещают «точный студийный звук». Типа, вот как музыканты слышать – так и вы услышите. Но давно ушли времена, когда музыка записывалась сразу от начала и до конца с участием всего коллектива. В абсолютном большинстве случаев мы слышим некую конструкцию из множества дублей и дорожек, собранную и по пути улучшенную коллективом звукорежиссеров. Ну или одним человеком, если речь идет о бюджетной записи. Поэтому точнее, наверное, говорить, что в хороших наушниках мы слышим музыку такой, какой ее задумали авторы.
Некоторые модели демонстрируют свирепую дотошность, вытаскивая наружу все детали (например, Monster Inspiration In-Ear ). Другие что-то дорисовывают, додумывают, используя свои собственные электронные
Fischer Audio Billy’s Band Edition ничего не скрывают от слушателя и ничего и не добавляют от себя. Они честно и с умопомрачительным мастерством воссоздают ту самую конструкцию, придуманную музыкантами и звукорежиссерами, в вашей голове. Великолепная стереобаза. Внимательнейшее отношение к деталям. Широчайший частотный диапазон. Я понимаю, что перебираю с превосходными степенями, но в данном случае все действительно очень хорошо. Первое слово, ассоциирующееся у меня с Fischer Audio Billy’s Band Edition – «честность». Никаких ужимок и ухищрений. Просто добротный звук и точная подача. Наверное, такое же впечатление когда-то производил и Федор Шаляпин на фоне традиционных для того времени оперных кривляк, пусть даже и с приличными голосами.
Я изучал наушники с плеером iRiver Astell&Kern, на котором можно было легко почувствовать разницу между одной и той же композицией, записанной в mp3 и FLAC. Разница ощущалась настолько остро, что слушать mp3 сразу расхотелось вообще. Больше того, хоть я и понимаю, что это почти невозможно, но мне удалось почувствовать разницу между качеством звучания FLAC 16 бит/44 кГц и FLAC 24 бит/96 кГц. Любой отоларинголог скажет вам, что это игра воображения, но – как есть. И даже на mp3 более-менее приличного качества меня поражало – как объемен, почти осязаем звук, как точно позиционируются все голоса и инструменты, и как приятно слушать даже хорошо знакомую музыку.
Хорошо звучат Billy’s Band Edition и в связке со смартфонами. Я пробовал на iPhone 5s и Sony Xperia Z1 Compact, и впечатление осталось самое позитивное. Конечно, на дорогом плеере, да умело изготовленный FLAC слушать приятнее. Но и на более скромной технике результаты трудов Fischer Audio будут хорошо различимы.
Отличные наушники. Они хороши вне зависимости от географического происхождения, и все же нельзя не порадоваться, что такое произведение искусства родилось в Петербурге. Не шокирует и розничная цена, составляющая 6500 рублей. Конечно, каждый день такие себе покупать не будешь, но собрать данную сумму под силу даже не очень трудолюбивому студенту.
Поступали вопросы – а стоит ли брать именно Billy’s Band Edition, или можно ограничиться моделью Coda, взятую за основу и стоящую на 500-700 рублей дешевле?
Если любите группу Billy’s Band – даже не сомневайтесь, берите более дорогую версию. Хотя бы ради необычного дизайна и диска с раритетными записями в коробке. Если же нет… Coda отличается от Billy’s Band Edition не слишком существенно. Подробнее об этом расскажет сам руководитель проекта, Валентин Казанжи.
Сергей Вильянов: Валентин, чем отличаются Coda от героев обзора?
Валентин Казанжи: На самом деле, между моделями Billy’s Band и Coda принципиальных различий нет. Hазница в цене обусловлена только более дорогой, премиальной упаковкой у Billy’s Band Edition, наличием у этой модели дополнительного кейса для переноски и комплектация эксклюзивным подарочным CD, выпущенным нами специально для этой серии (Billy’s Band никогда прежде не выпускали сборников своих композиций, а здесь, кроме известных записей, были добавлены и прежде не издававшиеся. Кроме этого весь материал для диска был сведен и записан заново, специально для этого издания).
Еще отличие заключается в породе дерева и финишной отделке: если для CODA использована древесина эбенового дерева и финиширование лаком, то для Billy’s Band Edition использована древесина сапеле и трудоемкий способ покрытия Oil-Finish. Учитывая полуоткрытую конструкцию наушников, влияние породы использованной древесины носит в этих моделях-близнецах, скорее, эстетический характер, так как разница в звучании пород древесины в данном случае крайне ничтожна.
С.В.: Музыканты говорят о том, что им нравится «деревянное» звучание, а как на самом деле? Есть ли у дерева некие уникальные особенности, которые не могут быть повторены при выборе в качестве материала металла и пластика?
В.К.: Музыканты, безусловно, правы. Правы абсолютно. Уникальные особенности дерева при его использовании в музыкальных инструментах не подвергаются сомнениям на протяжении столетий. Но дело в том, что наушники можно смело отнести к музыкальным инструментам, причем к акустическим, где влияние древесины чрезвычайно важно. Мне видится разница между наушниками и, например, гитарой, разве что в способе звукоизвлечения. В первом случае источником звукоизвлечения являются струны и пальцы музыканта (а в идеале еще и его мастерство), а во втором случае источником является драйвер (в идеале — с высокими качественными характеристиками). На протяжении уже почти тысячи лет акустические инструменты делаются исключительно из натуральной древесины определенных пород. И даже в наш век полимерных материалов и алюминиево-титанового хай-тека этот постулат никем не подвергается сомнениям.
А вот наушники, почему-то, упорно клепаются из пластика и, в топовых сериях, из металла. Чем это обусловлено? Я думаю, что и говорить об этом не стоит – и так все понятно. Дорого! И невыгодно! Только несколько производителей выпускают свои топовые модели с компонентами из дерева. Ну, может, с пяток наберется. Дерево обладает своим уникальным характером звучания (как говорят мастера музыкальных инструментов, “поет”).
С.В.: Сколько времени было потрачено на эти наушники?
В.К.: На реализацию проекта ушел год. Прототипов было предложено четыре. Музыканты группы очень внимательно их протестировали и выбрали один. Стоит заметить, что решение принимали не только сами музыканты, но и их звукооператор, обладающий обширнейшим опытом в плане звука. В принципе, даже порода дерева, способ ее обработки, материал амбюшур (протеиновая кожа, или, по-народному, биокожа), дизайн, характер звучания – все обсуждалось и утверждалось вместе с составом группы во время неоднократных “посиделок” в офисе “Фишер Аудио”. Благо, что штаб-квартира самой группы находится в соседнем переулке, в 3-х минутах ходьбы.
Некоторые пункты при создании этой модели вызывали очень бурные споры и разногласия. Но было интересно, и самое главное, все получилось. Надо справедливо отметить, что музыканты группы очень “продвинуты” и крайне щепетильны в плане качества звучания. Эти парни реально, профессионалы своего дела, с огромным опытом, достойным уважения. Конечно, есть у них некие звуковые предпочтения, сам стиль, в котором они творят, “Алко Джаз”, намекает на это. Старые классические рок-группы 80-х, джаз, соул, русский рок времен БГ и Алисы, классическая инструментальная музыка- именно этот материал рассматривался ими как тестовый при утверждении модели.
И еще один важный момент. Поскольку создание новой модели крайне затратное занятие и, учитывая наш нынешний рынок наушников, сместивший свои ориентиры в сторону откровенно дешевого ширпотреба, а также очень ограниченную партию выпускаемой модели, мы гарантированно не окупили бы и половину затрат при реализации этого проекта.
Ни для кого не секрет, что только стоимость производства одного-единственного промо-образца выливается в кругленькую сумму (как правило, 10-20 тыс. долл., это и есть стоимость запуска в производство новой модели). Поэтому, была достигнута договоренность с заводом-изготовителем, что почти все расходы завод берет на себя, но модель остается в их распоряжении. И они могут продавать ее любому стороннему заказчику, в случае, если этот заказчик не будет поставлять модель в Россию. Более того, мы честно указали на упаковке завод-изготовитель на всех моделях серии Renaissance (кроме, непосредственно, Billy’s Band). Сегодня эта модель уже появилась у расторопных американцев, англичан и итальянцев. И ничего страшного в этом мы не видим. Но звук точно таким же не будет ни в коем случае. Т.к. есть еще одно маленькое изменение, которое было сделано уже здесь, в России. Так сказать, добавили щепотку хитрых специй.
И последнее. Учитывая особенности используемого в этой модели “хитрого” драйвера, по-настоящему наушники начинают звучать только после длительного “прогрева” в течении 100-120 часов. Причем, в период прогрева, характер звучания меняется разительно, звук “плывет” то в сторону увеличения баса, то в сторону его полного исчезновения, то в сторону появления “грязи” в верхнем диапазоне, то появления “сибилянтов”, что можно подумать, что наушники живут своей жизнью. Но нужно терпение! И через эти 100-120 часов они покажут, на что они способны, в полной мере! Всё просто — подвижные части системы должны войти в рабочий режим. Как и у любого механизма, обкатка необходима.
Мнение Ильи Тараканова, уважаемого эксперта в области портативной акустики.
По просьбе Сергея я бегло протестировал наушники, и хотел бы слегка понизить градус позитива в его обзоре. Но, сразу скажу, модель интересная и своих покупателей найдет — хотя бы из-за дизайна.
Внешний вид наушников приятно удивляет, равно как и качество сборки. Слегка омрачает положительное впечатление люфт металлических креплений чашек, но это мелочь. Посадка типична для накладных наушников, достаточно комфортна — но постоянный прижим чашек к ушам определенно не позволит слушать музыку часами напролет.
Что же касается музыки — наушники сочетают в себе достаточно бесшабашную подачу НЧ и, как это ни странно, «мониторную» подачу СЧ и ВЧ — что делает их по-настоящему «вкусовой» моделью. Жанровой универсальностью здесь и не пахнет, придется с этим мириться (или покупать еще какие-нибудь наушники).
Напоследок отмечу, что из-за своей, по большей части, «мониторной» подачи музыкального материала, Billy's Band явственно выделяют огрехи MP3-формата, и им, определенно, показан качественный источник (для контроля над НЧ) и музыкальные файлы.
P.S. Все уши разные. И звуковые пристрастия — тоже. Поэтому что бы ни писали авторы обзоров, включая меня самого, перед покупкой непременно послушайте наушники сами. И покупайте только в случае, если они нравятся лично вам.
Автор: vilianov