Опираясь на историю рынка ИТ-аутсорсинга и опыт российских компаний, мы расскажем о появлении первых контрактных разработчиков и дизайн-центров электроники в России и СНГ, объясним, как можно сократить и удешевить цикл разработки электронного устройства, а также попробуем ответить на важный вопрос о том, как сделать свой продукт конкурентоспособным на рынке электроники.
Становление и развитие российского рынка аутсорсинга разработок встраиваемого оборудования
В начале 90-х годов на мировом рынке сформировались компании, которые оказывают услуги по заказной разработке электроники и встраиваемых систем — от проектирования печатных плат и написания системного ПО до создания готовых электронных продуктов под ключ. Эти компании назывались по-разному: контрактные разработчики (OED, original equipment design); дизайн-центры электроники (EDS, electronics design services или IDH, independent design house).
В начале 2000 годов во всем мире также появился спрос на встраиваемые микропроцессорные модули, когда системы на кристалле (СнК) стали доступны по цене, развилась тема процессорных модулей. В России были робкие попытки построить на этом бизнес, но, как ни странно, на внутреннем рынке модули на базе СнК оказались невостребованными, поставки шли малыми тиражами.
Важно понимать, что в России и в других постсоветских странах бизнес-модели в сфере разработки и производства электроники стали формироваться лет на 10 позже, чем на Западе. Ведь сама индустрия информационных технологий как таковая, с возможностью интеграции в международный бизнес, появилась только после распада СССР в начале 90-х годов, с появлением частного бизнеса. Сегодня на рынке аутсорсинга разработок встраиваемого оборудования разработка ПО — одна из ключевых услуг, которую предлагают российские ИТ-компании на мировой арене. У компаний-разработчиков электроники тоже есть серьезные перспективы развития, но это более консервативная отрасль, процессы в ней протекают медленнее.
Первые смелые шаги в сфере контрактной разработки электроники в странах СНГ были сделаны только в 2000 году. В 2005 году появились первые заметные игроки рынка, некоторые из них к 2010 году выросли в крупные серьезные компании с развитым портфелем заказчиков.
Также в последние годы стали востребованными сложные процессорные модули. Появилась конкуренция, однако пока нельзя сказать, что рынок сформирован. На сегодняшний день мы обладаем ограниченной информацией о ситуации в отрасли — объемы разработок частных компаний, география их дизайн-центров и другие параметры карты рынка пока слабо изучены. Таким образом, в своей оценке мы можем пока ориентироваться только на мнение различных экспертов, заказчиков и исполнителей на рынке услуг разработки электроники.
Возможности сокращения сроков и затрат на разработку электроники
На мировом рынке используют несколько подходов к сокращению сроков / затрат на разработку электронных устройств. Рассмотрим несколько вариантов:
- Платформенное проектирование — это разработка на базе платформ и референс-дизайнов (PBD, platform based development).
- Передача разработки всего изделия или его части дизайн-центру электроники или контрактному разработчику, который специализируется в конкретной области.
Россия в использовании этих возможностей опять же отстает примерно на 10 лет от мирового рынка.
Важно понимать, что не каждая компания сможет рассчитать экономический эффект от использования одного из этих вариантов. Дело в том, что для правильной оценки стоимости и сроков разработки нужно иметь достаточный опыт. Специалисты компании, которая планирует передать свой проект на аутсорсинг, должны объективно оценить свои затраты в случае самостоятельного выполнения задач по проекту, без использования внешней команды:
- учесть работу не только инженеров и программистов, но также административного персонала;
- добавить затраты на покупку электронных компонентов;
- суммировать накладные расходы, которые относятся к разработке;
- не забыть про косвенные затраты, которые часто не выделяются и потому не позволяют правильно оценить временные и денежные ресурсы для реализации проекта (в эту категорию входят такие активности как погружение в тему, обучение и другие задачи по подготовке к проекту).
Если всё это уметь считать, тогда можно оценить эффект от обращения к стороннему разработчику, в противном случае сравнивать будет очень сложно.
Как еще можно оценить, стоит ли обращаться к посторонней помощи для реализации проекта в области разработки электроники? Можно анализировать специфику рынка аутсорсинговой разработки и использовать её в своих целях. Например, для выполнения отдельных задач в узкой технической области можно обращаться в небольшие компании численностью в 15—20 инженеров. Зачастую такие независимые команды работают в рамках конкретной специализации, поэтому их услуги окажутся дешевле, по сравнению с работой внутренних штатных специалистов компании-заказчика. Однако при этом нужно учитывать, что на выходе будет только опытный образец устройства без постановки на серийное производство. Заказчик получает хорошую разработку, но при этом сам должен заниматься производственными вопросами.
Более крупные инжиниринговые компании (дизайн-центры и контрактные разработчики) могут специализироваться на целой отрасли. Соответственно, к ним стоит обратиться, если требуется разработка устройства для конкретного рынка плюс запуск серийного производства. Эти компании будут учитывать производственные вопросы еще на стадии проектирования, реализуют интеграционное тестирование и при необходимости подготовят устройство к сертификации. Также если у заказчика недостаточно опыта для авторского надзора за своим проектом, он и эту задачу сможет передать на аутсорсинг. Таким образом, разработчикам полного цикла можно поручать проектирование целой системы, которая состоит из нескольких электронных устройств.
Очень важным вопросом является разумное распределение ответственности за результат на каждом этапе проекта. Какую-то часть гарантий обеспечит дизайн-центр или контрактный разработчик. Сопровождением и развитием (модификацией) устройства заказчик, как правило, занимается самостоятельно. В любом случае зоны влияния внешней и внутренней (штатной) команды должны быть распределены заранее. При этом важно оставить у себя ключевую компетенцию (бизнес-логику) по проекту, это один из способов защиты (о других способах читайте в нашей прошлой статье «Аутсорсинг: как защитить свои разработки от копирования»).
Приведем несколько примеров:
1. Сейчас происходит очередной цикл смены электронного оборудования в сфере промышленной автоматизации, внедряются системы с большей производительностью, активно применяются системы на кристалле, которые в 2000 годах еще не использовались. Разработчики продуктовых компаний не успевают за новыми трендами, т.к. заняты поддержкой ранее выпущенных продуктов. Как результат, в большинстве случаев специализированные дизайн-центры электроники имеют больший опыт, чем разработчики внутри компании-заказчика. Как правило, небольшие контрактные разработчики вообще не в состоянии справиться с бизнес-логикой или не готовы заниматься вхождением в тему автоматизации. А развитые дизайн-центры должны преодолеть отраслевой порог, чтобы можно было отдать им проект целиком.
2. Компания, которая работает на рынке измерительной электроники, накапливает экспертизу в области высокоточных измерений. Конечно, дизайн-центр не сможет обеспечить такой же уровень опыта и знаний в этой сфере, но в то же время может успешно спроектировать отдельные элементы новой измерительной платформы: проработает электронику, низкоуровневое ПО, графический интерфейс — выполнит объёмную часть работ, связанных с разработкой устройства, моделированием прочности изделия, выбором материалов. Как мы уже отмечали ранее, заказчик при этом должен сохранить за собой ноу-хау в алгоритмах измерений (защита своей интеллектуальной собственности).
Таким образом, в прикладных сферах специалисты дизайн-центра окажутся в более выигрышном положении по сравнению с внутренними разработчиками компании-заказчика, но при этом вряд ли будут глубоко знать специфику, если только они не выполняли подобный проект ранее.
Как сделать продукт конкурентоспособным на рынке
Начальные требования к создаваемому электронному устройству могут быть завышенными, но в любом случае они должны быть выше, чем у конкурента. Залог успешного продукта — правильно распределить задачи между исполнителями и компаниями-субподрядчиками, которые мотивированы работать на результат.
В России акционированные компании имеют привычку делать все сами. Им стоит уделить время поиску своей ключевой компетенции, исключить неэффективные отделы, оставшиеся задачи передать другим игрокам рынка, перераспределить между ними ответственность, а самим заняться либо разработкой продуктов, либо производством, либо продажами и маркетингом. Повысится эффективность труда, и конкурентоспособность российских продуктов будет быстрее приближаться к мировому уровню.
Автор: Promwad