Как слетать в Гонконг на выставку (часть 1)

в 11:12, , рубрики: Без рубрики

image
Возвращаюсь в очередной раз из командировки в Гонконг и Шеньжень. 10 часов полета. Скучно. Вспомнилось, как я летел туда в первый раз несколько лет назад… Первое в жизни посещение ЮВА. Апрельские выставки электроники в Гонконге, потом выставка в Гуаньджоу, потом посещение 12 фабрик в Шеньжене. Насыщенная выдалась поездка. Благо, что мне помогли хорошие люди и я вляпался всего лишь в одну небольшую неприятность. Но вот денег я потратил гораздо больше, чем нужно, потому что очень многого не знал.
Вот и захотелось мне, имея в полете кучу свободного времени, написать эту статью — как наиболее эффективно потратить время и деньги (летаю я исключительно на свои, так что оптимизация затрат рулит), чтобы посетить Гонконг, посмотреть сразу две весьма интересные выставки электроники и получить массу положительных впечатлений. Конечно, я далеко не первый в мире эксперт по Гонконгу, т.к. бывал там в общей сложности только раз 15. Есть куда более опытные люди. Но, по-моему, никто из них еще не написал статью на Хабре, а до апреля (и, соответственно, выставок), осталось не так уж и много времени. С другой стороны, полтора десятка посещений — не так уж и мало, я люблю и нелохо знаю этот город, плюс я получаю много информации из первых рук: мой партнер с семьей живет в Гонконге уже больше 10 лет, а мой очень хороший приятель работает там по контракту 3.5 года, его жена — лицензированный гид по Гонконгу. В общем, сильно налажать с советами я не должен, ну и в комментариях меня знающие люди поправят, если что.

Что такое Гонконг?

Это особый административный район Китая. Т.е. это обособленная территория, со своими законами, армией и полицией, отгороженная от материкового Китая (т.н. «мейнленда») вполне себе настоящей границей с колючей проволокой и прочими прелестями. Территория довольно большая, места много. Но при этом — высочайшая плотность населения в историческом «центре»: основной остров (тоже называется Гонконг — собственно, от него и пошло название всей территории) и ближняя к нему часть полуострова Коулун. Когда-то репутация у Гонконга была отвратительной (коррупция, преступность, грязь и прочие прелести). Но сейчас это прекрасное место для жизни и работы, международный финансовый и экономический центр, ворота в Китай, туристическая Мекка, чистый и безопасный современный город (да, встречаются и черные пятна, но их относительно немного).
Почти все население сносно (а люди постарше — очень хорошо) знает английский (сказывается прошлое британской колонии), родной язык для местных китайцев — кантонский диалект, но много и приезжих с материка, говорящих на путунхуа (государственный стандартный китайский). Много иностранцев (есть крайне забавная их категория — «помогайки», несколько сот тысяч женщин из Филлипин и Индонезии, имеющих специальную рабочую визу исключительно для работы помощницей по хозяйству).
Денежная единица — гонконгский доллар (именно его я в дальнейшем буду иметь в виду под словами «доллар» и «бакс»). Курс к рублю сейчас — порядка 1 к 4.5, к американскому доллару — 7.8 к 1, к юаню — 1.3 к 1. Другие валюты к оплате не принимаются. Банкноты максимум, что я видел — 500 долларов, но вроде есть и тысячная (во многих магазинах видел объявление «извините, 1000 не принимаем»). Сами банкноты и монеты весьма прикольные (купюра в 10 долларов — с прозрачным окошком, монета в 2 доллара — типа зубчатого колеса и т.д., плюс деньги печатают несколько частных банков и дизайн банкнот одного номинала может отличаться).
Великолепная транспортная система. Метро, автобусы, клевые двухэтажные трамваи (на острове), такси, паромы — все очень удобно и (на фоне Москвы) недорого. Оплата зависит от расстояния и от того, надо ли пересекать пролив между островом Гонконг и полуостровом Коулун (за это всегда взимают дополнительную плату, в случае такси — 50 баксов, например).
Налоговая политика весьма дружелюбна ко всем участникам экономической деятельности. НДС нет, как класса. Других налогов немного. Так что товаров всяких (в том числе очень хороших) в Гонконге множество и они дешевы. Особенно радует разница в ценах с московскими на фототехнику. Качественные одежду и обувь можно приобрести очень недорого. Но и подделки, если очень хочется, вполне доступны. Цены на электронику можете сравнить сами (http://www.price.com.hk/, store.apple.com/hk), курс см. выше.
Однако британское наследие проявилось и в совершенно дурацких розетках (хорошо хоть напряжение 220В). Так что будете покупать электронику — смотрите, чтобы потом дома переходники не пришлось искать. А для своих «европейских» вилок придется на время визита брать переходники в отеле или покупать самим.
Климат… Тропический. Т.е. гадкий (за исключением нескольких месяцев) — жарко и влажно (как вариант — холодно и еще более влажно). В апреле — плюс 25-28 и почти все время дождь (нет дождя — значит, просто пасмурно). Вот в январе мне там всегда везет на погоду — в этот раз было днем около плюс 20 и солнце.

Выставки электроники

image
Итак, в середине апреля (и симметрично — в октябре) в Гонконге проходят практически одновременно две крупных выставки электроники — China Sourcing Fair — Electronics & Components и Hong Kong Electronics Fair. Не могу сказать, какая из них «главная», а какая — дополнительная. По-моему, обе весьма интересны. Кажется, первая чуть больше ориентирована на компоненты, а вторая — на готовые устройства, но на самом деле разницы особой нет. Возможно, один выставочный комплекс просто не может вместить всех желающих экспонентов? В любом случае, если уж лететь 7000 км, то имеет смысл посетить обе. Тем более, что при электронной регистрации на сайте заранее — вход бесплатный. Сразу планируйте себе на каждую по паре дней. Они… Ну, скажем, не маленькие. В первый раз, после опыта только московских выставок, масштабы производят впечатление. Правда, после посещения выставки в Гуаньджоу пафос несколько притухает.
Итак, рекомендую первый день потратить на быструю пробежку по всей территории с набором печатных материалов и визиток заинтересовавших экспонентов (обязательно записывайте прямо на визитках номера стендов — это сильно экономит время). Потом в отеле все отсортируете, и на второй день пойдете уже разговаривать вдумчиво с конкретными людьми. Визитками принято обмениваться. Т.е. вам протянут двумя руками (знак уважения) свою визитку и обязательно попросят вашу «name card». Иногда в обмен на вашу визитку дают какие-то сувениры или даже что-то вполне полезное. Так что запаситесь визитками (совет: сделайте два комплекта визиток, один из них — с «фейковым» электронным адресом, думаю — понятно зачем?). Еще один хинт — в последний день выставки китайцы любят продавать товар со стенда (некоторые делают это в течение всей выставки, но традиция — именно в последний день).
Sourcing Fair проходит в выставочном комплексе Asia Expo недалеко от аэропорта Гонконга. Из города туда добираться далековато (внимание — обычно во время выставки действуют скидки на проезд на Airport Express из города до выставки и обратно). Поэтому, возможно, наилучшим решением является посещение ее сразу после прилета. Вторая выставка находится в самом центре, на острове Гонконг, район Wan Chai. Туда попасть можно кучей разных (и весьма интересных!) способов.
imageВыставочный комплекс Hong Kong Convention and Exhibition Centre, Wan Chai (на переднем плане)

Обычно китайцы, участвующие в выставках в Гонконге, так или иначе говорят по-английски. Этим гонконгские выставки положительно отличаются от выставок в Гуаньджоу. Изредка на стендах встречаются девушки, которые искренне считают, что они говорят по-русски. И даже, в принципе, говорят они действительно относительно неплохо, вот только понимают русскую речь с большим трудом. Тут еще сказывается особенность китайского менталитета: когда они говорят «да» или кивают — это не значит, что они с вами согласны или даже что они вас поняли — это просто приглашение к продолжению разговора, не более.
По содержанию выставок: в последнее время больше половины стендов — это планшеты на Андроиде (если не считать специализированных разделов вроде Car Electronics). Довольно много представителей фабрик по изготовлению и монтажу печатных плат (наверное, для аудитории Хабра это наиболее интересная тема), а также продавцов комплектующих — разъемов, кабелей и прочего.
В отличие от европейских и американских выставок, тут практически нет стендов крупных международных брендов. Суть гонконгских выставок заключается в попытке китайских мелких и средних фабрик (в основном — сборщиков) найти «байеров» — иностранных покупателей для их продукции. При этом все товары предлагаются (за очень редким исключением) в терминах FOB Shenzhen (т.е. доставка из Китая — задача покупателя). Не ждите от представителей фабрик-сборщиков разговоров о технологиях, перспективах и прочих высоких материях — они приехали сюда продавать то, что у них уже есть. Инженеров на стендах практически никогда не бывает, увы.
Зачем же сюда ехать? Собственно, только с одной целью — искать партнеров для своего проекта. Обычная схема такая: на выставке собираете координаты десятка-другого фабрик, после окончания выставки ездите по ним в соседнем Шеньжене (где 99% этих фабрик расположены) и смотрите, спрашиваете, вынюхиваете, оцениваете, пьете в диких количествах весьма вкусный чай, в общем — выбираете. Если своего проекта нет — ну, наверное, делать вам там нечего особо, кроме как удовлетворять собственное любопытство.

Как попасть в Гонконг?

Виза для посещения длительностью до 14 дней не нужна. Просто берете действующий загранпаспорт, покупаете билеты на самолет и летите.
Прямые рейсы из Москвы есть у двух авиакомпаний — российский Аэрофлот(из Шереметьево) и гонконгская Cathay Pacific (из Домодедово). Когда-то билеты дешевле бывают у одних, когда-то — у других. Что меня всегда удивляет — так это то, что прямые рейсы почти всегда стоят дороже. чем рейсы с пересадками. Так что если хочется сэкономить, то можно лететь Emirates или Air China (или какой-то другой компанией), но в экономе с пересадками устанете очень сильно. Даже прямой рейс (туда 9 часов, обратно 10) особого удовольствия не доставляет. Билеты на прямой рейс обычно стоят в районе 25 тысяч рублей (туда-обратно), с пересадками — около 18. Но случаи бывают разные, так что мой личный рекорд — 16400 рублей за прямой аэрофлотовский рейс. Ловите скидки, заказывайте билеты заранее — и будет вам (скорее всего) счастье. Сейчас вот я летал Катаем за 28 тысяч… У Аэрофлота на те же даты эконом предлагался за 38 (я брал билеты за полтора месяца до поездки).
Лететь лично мне больше нравится Катаем. Кресла удобнее и кормят лучше. Но главное — это расписание обратного рейса. Наши добрые друзья из Аэрофлота сделали обратный рейс дневным. Т.е. вы платите за еще одну ночь в гостинице, теряете целый свободный день в Гонконге (по сравнению с вечерним рейсом), летите днем (10 часов, а спать-то не хочется) — удивительно удачное решение! У Катая же с расписанием все отлично. И туда прилетаешь рано утром, и обратно вылет в час ночи. Очень удобно.

Примечание для богатеньких буратин.

Один раз в жизни я летал в Гонконг бизнес-классом в Emirates. Так получилось — тогда прямой рейс был только у Аэрофлота, а билеты в аэрофлотовский эконом стоили дороже бизнес-класса в Emirates (акция была у них какая-то). Ну, я могу сказать, что ту поездку я запомнил на всю жизнь. Если есть деньги — всячески рекомендую!

По прилету в Гонконг все очень просто: идете по указателям к Immigration (иногда едете — по травалаторам или даже на специальном автоматическом поезде — аэропорт ну очень большой), заполняете коротенькую immigration card, проходите пограничный контроль, забираете багаж (если есть) — и вот вы в зале прилета (огромный, чистый и удобный). В этом зале сразу рекомендую сделать две вещи: снять некоторую сумму местных денег (для начала можно баксов 500) в банкомате (там есть Citibank, HSBC и другие — все вполне надежно) и купить на стойке гонконгского метро MTR (круглая, почти в центре зала) себе карточку Octopus. Это местный универсальный проездной билет, плюс платежная карта на предъявителя во многих магазинах (удобно, чтобы тяжелую металлическую мелочь в карманах не копить). Она стоит 50 долларов, и вам надо будет на нее какую-то сумму забросить (я езжу много, поэтому обычно сразу баксов на 200 пополняю). Почти всегда в транспорте можно заплатить наличными (бросаете деньги в специальный приемник, сдача не предусмотрена), но Октопус гораздо удобнее во всех отношениях.
Также в зале прилета можете сразу купить местную сим-карту (если прилетели Аэрофлотом, т.к. магазинчик открывается только в 9 утра, а рейс Катая прилетает сильно раньше), но у них нет карт one2free (про связь в Гонконге будет дальше).
Итак, теперь вы готовы к знакомству с Гонконгом.

Поездка из аэропорта в город

Аэропорт Гонконга расположен на острове в отдалении от центра, так что остро встает вопрос транспортировки себя, любимого, к месту назначения (выставка, отель и т.д.). Ну, такси мы оставим в стороне (цены вполне приемлемые, далеко не московские, но мы же экономим). Собственно, остаются два варианта — скоростной поезд Airport Express и автобусы. Экспресс — это быстро, круто и все такое. Однако он не всегда идеальный вариант. Собственно, идеальный вариант он только в одном случае — если вам сразу из аэропорта надо в Шеньжень. Тогда практически нахаляву (60 баксов) и весьма быстро (правда, с кучей пересадок) вы попадаете прямо на границу(да, до границы с Китаем ходит метро, это очень удобно — собственно, в последнее время я обычно живу в Шеньжене, а в Гонконг езжу на метро, но для этого нужно оформить многоразовую китайскую визу). Ну еще до Asia Expo (место проведения первой из выставок) можно на нем от аэропорта одну остановку проехать. А вот если вам надо в город — крайне рекомендую автобус. И не только потому, что это дешевле. Из окна автобуса (особенно с первого ряда кресел второго этажа) вы увидите гораздо больше всего интересного, чем из несущегося с немаленькой скоростью, да еще и половину пути по тоннелям, поезда. Горы, море, гигантские мосты, огромные корабли под ними, многоуровневые развязки, небоскребы — есть, на что посмотреть.
Итак, из зала прилета идете по проходу в середине, поворачиваете направо и спускаетесь к автобусному терминалу. Октопус у вас уже есть и заряжен, так что смотрите на схему автобусных остановок и идете занимать очередь. Да, в Гонконге принято аккуратненько стоять в очереди к месту, помеченному столбиком с номером автобуса — там будет передняя дверь, через которую пассажиры и заходят. Оплата при входе — прикладываете Октопус к специальной площадке, у вас списывается указанная на экранчике сумма, вот и все.
Скорее всего, вам понадобится автобус номер 11 (если вам на остров Гонконг) или 21 (если на Коулун). Если вы спешите — выбираете автобус с литерой А, он идет побыстрее. Но я рекомендую всячески автобус с литерой E — E11 или E21 соответственно. Они почти вдвое дешевле. Идут дольше, но лишних 20 минут погоды не делают (особенно если вы прилетели Катаем рано утром).
image
Предположим, что вы решили сразу из аэропорта попасть на выставку в Wan Chai. Тогда на A11 дорога займет минут 40, на E11 — около часа. Стоимость поездки 40 долларов в первом случае и 21 — во втором. Выходите рядом с остановкой метро Wan Chai, по эскалатору поднимаетесь на пешеходную галерею и идете вместе с основным потоком людей к выставочному центру (идти минут 5).


Что-то много текста получается… Если будет интерес к теме, то опубликую вторую часть: где жить, как питаться, чем развлечься, как попасть в Шеньжень и т.п.

Автор: dzhe

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js