LeWeb - крупнейшая европейская интернет-конференция, которая проходит дважды в год: зимой в Париже и летом в Лондоне. В юбилейном, десятом году на конференцию приехало 3 500 участников. 29% из них представляли стартапы, 23% - большие корпорации, 18% - СМИ. Россия вошла в десятку стран по количеству приехавших участников (ещё статистика). Главные организаторы конференции - супружеская пара, Лоик и Жеральдин Ле Мер.
Организация
Мероприятие проходит в большом экспоцентре на севере Парижа, в районе со странной репутацией и довольно далёком от центра - особенно для парижан, которые считают пятнадцатиминутную прогулку подвигом и предпочитают проехать на метро или такси. LeWeb занял сразу три павильона: в первом основной поток секций в большом зале, в другом второй поток и стартапы, в третьем просто стартапы. В итоге пространство оказалось организовано в виде большого количества разнообразных зон: залы, выставки, место для нетворкинга, комнаты для прессы, для блогеров, для спикеров, для встречи прессы и блогеров со спикерами… Кстати, блогеров на LeWeb любят больше, чем прессу. По обе стороны от основной сцены были расставлены столы для их удобства, так вот однин блогер сидел там за аймаком. На вопрос одного из спикеров Лоик ответил, что они просто очень любят блогеров и готовы сделать для них что угодно.
малом зале было праздничнее, чем в большом, просто дух Рождества
Ещё из оргмоментов хочется отметить почти полное отсутствие очередей. Конечно, за бейджем в первый день нужно было простоять не меньше часа - но, с другой стороны, можно было заехать накануне в центр и забрать бейдж там. В остальном же толпы не было ни во время завтрака и обеда, ни в уборных (если вы не потеряли 45 минут жизни в одной такой очереди летом в Лесных далях, вам не понять мою боль). Обед, к слову, был предложен в виде большого количества разных закусок. Я слышала мнение, что за 2000 евро за входной билет можно было бы и горячее питание организовать, но сама была довольна - это вопрос на любителя.
Общее впечатление от публики смешанное. С одной стороны, человек в Google Glass было не меньше пяти, если не считать самого господина Ле Мера и Роберта Скобла. Особенно живописно в очках смотрелся молодой красивый сикх. С другой, мне удалось найти только одного парня с Jawbone Up на руке, а искала я внимательно, потому что забыла зарядку и хотела зарядить свой. Более того, люди искренне не понимали, о чём я говорю. Я, вероятно, сделала Jawbone с десяток продаж, но результата не добилась.
Про роботов и людей
Это было тем более странно, что носимые гаджеты и сенсоры были, пожалуй, чуть ли не главной темой разговоров, особенно тех, которые касались прогнозов на будущее. Таких было не меньше половины - тема конференции была «Следующие десять лет».
В первый день выступил Бруно Мэзонье, основатель и директор компании Aldebaran Robotics, которая производит симпатичных человекоподобных роботов. По его словам, его компания уже распространила по миру тысячи роботов. Роботы Aldebaran Robotics есть у университетов, исследовательских компаний, разработчиков в 30 странах мира. Сейчас их задача - помогать в исследованиях и в образовании, ускоряя развитие технологий. В перспективе такие роботы хотят «стать членами семьи», помогая человеку. Взаимодействие между роботом и человеком, в частности, будет строиться на языке тела, причём роботы не только будут считывать движения человека, но и сами научатся их использовать.
Робот Aldebaran Robotics
В том же духе продолжил Анри Седу, основатель и генеральный директор Parrot Французская компания Parrot выросла из стартапа в крупного производителя беспроводных устройств. Выступление было не очень длинным, но произвело настоящий фурор: Анри вынес на сцену картонную коробочку, которая шустро ползала и даже попыталась подпрыгнуть. Вдвоём с Лоиком Ле Мером они управляли коробкой с планшета и получали от этого видимое удовольствие. Технологию доработают и будут использовать в детских игрушках. Ещё Анри показал коптер; эти устройства тоже вот-вот войдут в массовое употребление.
На следующий день тему интернета вещей продолжил блогер Роберт Скобл. В своём кратком, но очень структурированном выступлении (оно же - презентация его последней книги The age of context) Скобл описывал «движущие силы будущего», в числе которых назвал и сенсоры, и носимые устройства. По его прогнозам, сервисы и продукты научатся предвосхищать наши ожидания и станут до крайности персонализированными, учитывая, какое количество данных о пользователе будет доступно маркетологам и разработчикам.
Вечер второго дня был полностью посвящён hardware. Сначала выступил Брэди Форрест из инкубатора Highway1, который кратко рассказал, с каким трудностями сталкиваются хардверные стартапы по сравнению с софтверными. Иногда им бывает, например, трудно привыкнуть к мысли, что документация и даже прототип - это только начало, потому что впереди ещё производство и логистика, и неизвестно, что хуже. Потом он пригласил на сцену несколько стартапов. Мэри Хуанг рассказала, как её компания Continuum Fashion планирует наладить печать обуви на 3D-принтерах, почему обувь идеальный объект для 3D-печати (подсказка: точно подходит по размеру) и как они совершенствуют технологию печати, чтобы добиться высокого качества. Стефан Марсо представил компанию OMsignal. Они встраивают в футболки сенсоры, которые считывают основные жизненные показатели (пульс, шаги, калории, дыхание и так называемый zen index) и выводят на смартфон, заодно указывая, насколько они отклоняются от нормы. Более того, показатели могут в режиме реального времени передаваться близким пользователя, чтобы, например, они вовремя отследили, что он нервничает и отправили ему ободряющую смс (сюжет из их рекламного ролика). Седрик Хатчингс и Эрик Карил представили Withings - компанию, разрабатывающую целый ряд решений в области мониторинга здоровья и активности, и вышли на сцену в шортах, демонстрируя неплохую физическую форму, видимо, результат использования собственных разработок.
CEO Fitbit Джеймс Парк немного рассказал о недавно представленном Fitbit Force, планах компании и её основном преимуществе. С планами всё понятно: на недавно поднятые $43 million они планируют расширять штат и продолжать международное развитие. Про преимущества тоже несложно: сила Fitbit в том, что они предлагают целый ряд разных устройств под разные юзкейсы и потребности.
Потом опять выступали стартапы. Очень удачным был заход «У матерей много полезных функций, почему бы не воспроизвести маму». Сенсоры Mother от компании Sen.se - маленькие устройства, которые размещаются где угодно в доме или на вещах. Например, он может вывести на экран смартфона родителей сообщение, что ребёнок вернулся домой (если прицеплен на рюкзак) и почистил зубы (если закреплён на щётке). Постепенно сенсоры самообучаются, «запоминая» привычки пользователя. DoorBoot от Bot Home Automation - камера, которая устанавливается у вашего дверного звонка, и если вас нет дома, а к вам кто-то пришёл - соединяется с вашим смартфоном по видеозвонку, позволяя вам поговорить со звонящим.
В числе трёх финалистов стартап-соревнования тоже был гаджет - маска для сна, которая отслеживает активность
Ещё был «учёный, шоумен, мечтатель и герой» Марко Темпест, который показывал свои разработки на основе технологий дополненной реальности. Сначала он стоял перед камерой и выведенное на большой экран изображение сопровождалось разнообразными эффектами - мигало, менялось и исчезало. Потом он надел разработанные им очки, через которые смотрел на собственные фокусы с колодой карт, которые тоже обогащались визуальными эффектами. В общем, такое диджитал-волшебство.
Обо всём понемножку
Слушать не про гаджеты тоже было занимательно. Гай Кавасаки не то чтобы сообщил что-то содержательное, но зато говорил с огоньком: если вы не бесите людей - вы используете соцмедиа недостаточно активно; никого не слушайте; делайте то, чем сами хотите пользоваться; нация, пол и ориентация - это не то, на что надо смотреть в команде инвестируемого стартапа; любите то, что делаете. Основатель Uber Тревис Каланик рассказывал, что компания хочет стать категорией, чтобы стартапы стремились быть «Uber для чего-то», потому что Uber задаёт определённый стиль жизни. Видимо, компания пойдёт в смежные ниши: «если ты можешь подать машину за пять минут, значит, ты можешь доставить что угодно за пять минут - цветы, ёлку и прочее». Дэвид Маркус из PayPal обещал, что деньги скоро окончательно уйдут в мобильные устройства, что мы будем пользоваться PayPal несколько раз в день и что совершение платежа станет незаметным.
Фил Либин рассказывал про результаты работы Evernote Market. Это их третий источник прибыли, он запущен совсем недавно, первые два - Evernote Premium и Evernote Business. Чтобы выйти на первый миллион долларов выручки, этим двум каналам потребовалось 16 месяцев и 5 месяцев соответственно, а маркету - всего месяц. Топ-три товаров делают половину выручки. 51% покупателей не являются платящими пользователями Evernote, более того, почти 11% вообще не являются пользователями. На вопрос, ждать ли в маркете после носков нижнего белья, разочаровал: не ждать.
Илья Сухарь рассказал, как Пол Грэм обругал его изначальную идею, но всё равно взял в программу, а потом они с кофаундером ненавидели идеи друг друга и в итоге начали делать Parse. Parse - backend as a service, проект, который помогает разработчикам мобильным приложений не переизобретать бэкенд каждый раз заново. Один из тех редкий случаев, когда Facebook, поглотив компанию, сохранил её бренд и оставил ей максимум самостоятельности. Илья рассказывал, как шли переговоры, каково работать под крылом Facebook (хорошо, потому что им дают довольно много свободы, даже разрешили оставить логин через Twitter) и какие у него прогнозы на будущее. По его словам, в будущем должен измениться способ, которым мы открываем для себя новые приложения - вероятно, здесь увеличится роль рекомендаций друзей. Также он предполагает, что, в том числе благодаря устройствам вроде Google Glass, появятся новые возможности получать информацию об окружающем мире.
Восемнадцатилетний, энергичный и очень обаятельный Ник Д’Алоизио рассказал, как он придумал Summly, пока готовился к экзаменам. Summly - стартап, поглощённый Yahoo. Его технология позволяет кратко суммировать большие тексты. Сейчас технология встроена в мобильное приложение Yahoo (доступно в американском App Store), а сам Ник, получив при поглощении, по слухам, $30 миллионов, совмещает учёбу в старших классах школы с должностью продакт-менеджера собственного проекта в рамках Yahoo. Теперь ему интересно посмотреть, что, кроме текста, можно суммировать - например, видео и музыку. Как в доброй половине бесед, разговор зашёл про Snapchat, и Ник высказал интересную точку зрения. По его словам, постоянство не свойственно человеческому поведению. Приложение хорошо тем, что оно имитирует реальную жизнь - живые разговоры, которые сложно записать и как-то сохранить. Быть постоянно on the record для человека неестественно, и, более того, многим это не нравится. Этим и обусловлен успех Snapchat, и за ним чуть ли не будущее.
Представители больших корпораций говорили красиво, но очень обобщённо. Крис Дэниелс, VP of Business Development Facebook, рассказывал, что Facebook - это такая сеть, где найдётся место и краткосрочной, и долгосрочной памяти о событиях, местах и людях. На вопрос о конкурентах расплывчато ответил, что мир становится более социальным, и Facebook - растущий кусок растущего пирога. Сообщил, что игры - большая и важная часть бизнеса сети, и порассуждал о том, можно ли сделать покупки более социальными (представляю себе обновления вида «пяти вашим друзьям нравится, что вы купили новые носки»). В числе прогнозов тоже упоминал quantified self, говоря, что, видимо, эти данные будут всё прочнее привязываться к личности человека.
Бредли Хоровитц, VP of Product Google, справедливо заметил, что вообще-то компаний, действительно готовых планировать на ближайшие десять лет, не так уж много, и Google, конечно, в их числе. Компания не боится брать на себя долгосрочные инвестиции в технологии, потому что, во-первых, обладает достаточным опытом, а во-вторых, показывает отличный traction (привёл в пример Android, который поглотили задолго до бума смартфонов). Ещё Хоровитц рассказал о новом формате рекламы, продвигаемом на Google Plus - +Post ads. По сути, рекламное объявление в этом случае становится постом, с которым пользователи могут взаимодействовать - например, писать комментарии. Google Plus постепенно становится провязкой всех продуктов, и, в общем, так и было задумано. На YouTube, например, это позволяет показывать пользователю комментарии тех, кто близок ему по социальным связям.
Одним из самых ярких спикеров был Гэри Вайнерчук, американец белорусского происхождения. Он вышел на сцену, не спав, по его словам, двое суток; махал руками, кричал, матерился, оскорблял всех подряд и, конечно, не мог не покорить аудиторию, несколько раз сорвав аплодисменты. Гэри сначала делал бизнес по продаже вина, а теперь открыл консалтинговое агентство и пишет книжки. Он учит, как нужно использовать соцсети, объясняет, что клиента нужно сначала привлечь и удержать ценным контентом, а потом аккуратно предлагать свои услуги или товар, показывает разницу между шириной и глубиной охвата, между впечатлением и вниманием (вовлечением), и утверждает, что поток информации настолько плотный, что повторять публикации контента не зазорно и даже полезно, и, в конце концов, «мир не рухнет, если кто-то увидит один и тот же контент два раза, особенно если это полезный контент». Вполне вероятно, что если читать то же самое в книжке, это опять будет или очевидностями, или водой, но со сцены благодаря харизме спикера звучит убедительно.
Тоже про «как пошуметь про себя», но из выступления Джеймса Каррьера, со-основателя Ooga Labs
Надо, наверное, сказать о «Русском завтраке» - пресс-конференции, организованной Коммерсантом и ФРИИ. Анна Знаменская не приехала, и в итоге в панели сидели одни мужчины - Александр Галицкий (которого в пресс-материалах приписали к мифической организации Arbat Capitals), Александр Туркот, Кирилл Варламов, Николай Давыдов и Александр Потапов. Зрелище было немного странное: люди, которые на вопрос модератора, Галицкого, были ли у них экзиты, ответили отрицательно, поговорили о том, как они отбирают стартапы, чем плохи или хороши копикаты и какие трудности стоят перед предпринимателями и инвесторами в России (в основном нехватка инфраструктуры и отсутствие предпринимательской культуры). Вопросов было мало и в основном тоже от русских. Спикеры из наших инвесторов, при всём уважении, не блестящие, энтузиазма не хватает, и на Russian Panel, которая шла следом при участии половины из вышеперечисленных господ, я не пошла, променяв их на вице-президента Facebook.
Ещё одно яркое впечатление - выступление сооснователей Headspace Рича Пирсона и Энди Паддикомба. У их приложения уже миллион пользователей. Их базовое предположение заключается в том, что способность концентрироваться - путь к эффективность работы. Задача приложения - помочь пользователям сохранять ясность ума, фокусироваться и развивать креативность. Предприниматели говорят, что мобильное приложение - естественная эволюция медитации, позволяющая западному миру заново открыть для себя эту полезную практику. Энди Паддикомб, сооснователь приложения и бывший буддистский монах, провёл пробную десятиминутную медитацию, предложив аудитории сосредоточиться на своих ощущениях и дыхании и успокоить сознание. Погружённый в темноту большой зал, публика которого сидит с закрытыми глазами и сосредоточенно пыхтит, - интересное переживание. С Энди мне потом удалось поговорить, он, оказывается, несколько лет прожил в Москве и неплохо говорит по-русски.
Закрытие конференции и небольшое шоу в честь её десятилетия
Если вы принципиальный противник конференций, то LeWeb для вас будет ещё одной такой же, просто очень большой. Как и везде, шансы услышать со сцены что-то революционное или абсолютно новое, невысоки. Если же вам интересно для общего развития послушать, что говорят именитые интернет-деятели, или вас привлекает возможность встретить десятки людей со всего мира - почему бы и не съездить. Следующая, кстати, будет в Лондоне в июне , и можно попробовать поймать спецпредложение.
Катерина Романенко, специально для Roem.ru