В рамках сообщества руководителей ИТ-подразделений Смартсорсинг мы провели опрос, посвященный тонкостям взаимодействия ИТ и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов. В опросе приняло участие около 150 человек. Судя по ответам, глубина взаимного непонимания между ИТ и бизнесом в России значительно больше, чем на Западе. Впрочем, темы отношения ИТ и бизнеса в российских ИТ-сообществах вообще пока не вызывают энтузиазма. Со стороны бизнеса нередко встречается такое же прохладное отношение к ИТ. Понятно, что без ИТ-систем ни одна компания работать сегодня не может, но «хорошо, если компания выдержит внедрение какой-либо ИТ-фенечки из трех букв», как сказал на одной из ИТ-конференций Дмитрий Потапенко, один из самых ярких представителей российского бизнеса. Наш опрос выявляет различные технические и организационные проблемы, с которыми можно и нужно бороться. И лучше это делать на ранней стадии, пока ситуация окончательно не зашла в тупик.
На одно и то же ИТ-решение всегда существует несколько точек зрения. Обычно принято противопоставлять взгляд маркетинга, продающего это решение, и бизнеса, его покупающего. Но, на мой взгляд, маркетинг уже давно говорит с бизнесом на одном языке, иначе бы маркетологи не имели бы того влияния, которое у них есть в современном мире. Зато руководители ИТ-отделов, а также представители многих ИТ-компаний больше интересуются своими технологическими игрушками, чем задачами предприятий с которыми работают. В результате возникает явный конфликт интересов между бизнесом и ИТ-отделом, который в итоге превращается в проваленные ИТ-проекты, неработающие ИТ-продукты и в прочие «радости».
О причинах этого противоречия уже достаточно давно пишут западные аналитики. Главным виновником при этом оказывается общепринятая схема работы, когда решение о приобретении какого-либо нового «супер-инструмента» принимает бизнес-лидер из каких-то своих соображений, а ИТ-отдел вынужден работать с тем, что им таким образом «спустили сверху». Ситуация, когда представители ИТ не обладают голосом при выборе внедряемых продуктов совершенно не способствует точному соблюдению установленных сроков и бюджетов, ведь вовсе не руководству приходится искать способы «подружить» новый продукт с еще не до конца внедренными старыми. И, конечно же, проблема накапливается, как снежный ком: каждое не очень успешное внедрение подрывает и без того ограниченное доверие ИТ-отделу, т.е. разрыв между ИТ и бизнесом только увеличивается (надо отметить, похожие проблемы взаимопонимания есть и в общении с аутсорсерами, так что нельзя сказать, что внутренние ИТ-службы здесь в чем-то выделены). Что интересно, одним из «маркеров» проблемы считается как раз бурное развитие облачных решений, которые рядовые сотрудники предприятия и даже руководители начинают использовать в обход собственной ИТ-службы, поскольку считают последнюю не соответствующей современным требованиям (очевидно, делая такой вывод на основе результатов последних проектов).
Большая часть аналитики по этому вопросу приходит к нам из иностранных изданий. Мы же решили выяснить, насколько глубока пропасть непонимания между ИТ и бизнесом в российских условиях. Для этого мы провели небольшой опрос в рамках ИТ-сообщества Смартсорсинг. В своих вопросах мы не конкретизировали, идет ли речь о внутреннем ИТ-отделе или об ИТ-аутсорсере, которому отданы какие-то инфраструктурные проекты. Фокус нашего внимания был именно на взаимоотношениях. Нужно сразу отметить, что интерес участников сообщества к этому опросу был минимальным (всего на вопросы ответили около 150 человек) и значительно ниже обычной активности участников сообщества в наших опросах. Т.е. подобной темы для многих представителей ИТ-сообщества просто не существует.
Поскольку опрос проводился в рамках ИТ-сообщества, нам удалось взглянуть на проблему лишь с одной стороны. Все откликнувшиеся участники так или иначе относились к ИТ бизнесу (являясь либо руководителем, либо сотрудником ИТ-отдела или предприятия). Но даже такое «однобокое» исследование дает общее представление о текущей ситуации.
Основным результатом можно назвать тотальное недовольство специалистов существующей ИТ-инфраструктурой. По мнению большинства опрошенных (57%), инфраструктура предприятий на сегодняшний день не соответствует их реальным потребностям.
(Основные потребности предприятия с точки зрения ИТ-специалистов, участвовавших в опросе. По условиям опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа)
Для устранения несоответствий, т.е. превращения ИТ-инфраструктуры в реально работающий компонент бизнеса, инициируются разнообразные ИТ-проекты. Но проблема в том, что каждый последующий проект не очень-то приближает состояние взаимопонимания ИТ и бизнес-лидеров. Подавляющее большинство респондентов (73%) считают, что бизнеса не в полной мере доволен результатами этих проектов. Правда, 54% считают, что недовольство вызывают лишь сроки внедрения, но вот 19% уверены, что и курс развития ИТ на предприятии, по мнению бизнеса, выбран не верно.
(Основные причины недовольства бизнеса курсом и темпами развития ИТ-инфраструктуры — по мнению опрошенных ИТ-специалистов. По условиям опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа)
Главная проблема в том, что ситуация постоянно усугубляется. С одной стороны, увеличивается давление на ИТ со стороны бизнеса (об этом нам сообщили 56% опрошенных). С другой стороны, время, отводящееся на каждый проект, сокращается. Более трети участников нашего опроса (34%) отметили, что за последние год-два сроки внедрения ключевых проектов стали короче.
Бизнес можно понять: он существует в режиме, когда быстрая автоматизация отдельных процессов может дать серьезное конкурентное преимущество (особенно, если параллельно такими же усовершенствованиями занимаются конкуренты — в этом случае от «паровоза» модернизации и внедрения нового инструментария нельзя отставать ни в коем случае). Однако есть вполне жизнеспособная теория о том, что нельзя бесконечно ускорять проекты внедрения в ИТ. Вне зависимости от того, сколько свободных средств и человеко-часов вложить в проект, рано или поздно заданный темп внедрения начнет конфликтовать с ограниченной скоростью эволюции человеческого менталитета. Непонимание этого факта бизнесом — это еще одно плодородное поле для роста неудовлетворенности ИТ-отделом.
К сожалению, на сегодняшний день ИТ по большей части может высказывать лишь аргументы в свою защиту по итогам неудачных (или не завершенных в срок) внедрений, но не корректировать процесс, в соответствии со своими представлениями о возможном. Как показал наш опрос, влияние ИТ-отдела на принятие ключевых решений в отношении покупок или даже всего курса развития инфраструктуры остается не высоким (за это высказались 65% респондентов). 61% считают, что одна из главных трансформаций, необходимых ИТ-отделу — это как раз повышение его роли в принятии управленческих решений.
(Полный перечень трансформаций, необходимых ИТ-отделу по мнению опрошенных специалистов. По условиям опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа)
Таким образом, налицо не столько технологическое, сколько организационное недопонимание. Нельзя сказать, что сейчас — самое время с ним справляться. По правде сказать, опрос явно показывает, что «то самое» время уже упущено. Но в условиях, когда авторитет ИТ-отдела и так не на высоте под давлением консьюмеризации, критически необходимо предпринимать шаги для «примирения» бизнеса и ИТ.
Автор: vbychkov