Уровень и качество услуг любого дата-центра во многом зависят от качества используемых каналов связи. Вопросам связи мы всегда уделяли большое внимание: почти сразу же после открытия первого дата-центра в 2008 году мы начали строительство собственных оптоволоконных линий связи. На сегодняшний день общая протяженность всех наших линий связи составляет более 250 километров. Во многом благодаря этим сетям мы можем обеспечить бесперебойную работу интернет-каналов. В этой статье мы хотели бы более подробно рассказать о нашей оптике.
В Санкт-Петербурге и в Ленинградской области расположены 5 наших дата-центров (дата-центры «Цветочная» и «Технодом» расположены в городской черте Санкт-Петербурга, а дата-центры «Дубровка-1», «Дубровка-2» и «Дубровка-3» — в поселке «Невская Дубровка» Ленинградской области). Все дата-центры объединены в единую сеть передачи данных:
При проектировании сетей учитывались различные факторы: расположение дата-центров, возможность резервирования и восстановления каналов связи в случае повреждения.
Дата-центр «Цветочная»
Центральным узлом связи является дата-центр «Цветочная». В здании дата-центра имеется три кабельных ввода: два — из кабельной канализации и еще один — через кровлю.
Все кабели связи проложены под фальшполом и заведены в коммутационные стойки, в которых находятся оптические кроссы. Оптический кросс — это устройство, предназначенное для расшивания оптического кабеля и подключения к нему оборудования.
Кросс представляет собой металлическую коробку, устанавливаемую в стойку. Оконечиваемый кабель вводится через заднюю или боковую стенку коробки; на передней стенке расположены планки с оптическими разъемами. Мы используем оптические разъемы типа FC, обеспечивающие наиболее надежное соединение.
На фото показан один из семи оптических кроссов, размещенных в стойке. Это магистральные кроссы нашей сети. Именно на них держится связь между всеми дата-центрами.
На Цветочной установлены две стойки с оптическими кроссами для дальнейшей коммутации с клиентским оборудованием. К числу наших клиентов относятся практически все операторы связи Петербурга: RunNet, Retn.Net, ОБИТ, Раском, Eurotel, Комстар-ОТС, Северен Телеком, Совинтел, ГлобалНЕТ, Элтел, Филанко, Прометей, TeliaSonera, Ростелеком и пр.
Все соединения в дата-центре «Цветочная» выполнены оптическими патчкордами по кабельным лоткам. Мы используем в основном одномодовые соединения, что гарантирует стабильную работу оборудования независимо от расстояния между стойками.
Комплекс дата-центров в Дубровке
Три наших дата-центра («Дубровка-1», «Дубровка-2», «Дубровка-3»), объединенные в сеть, расположены в поселке городского типа Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области. Кабели связи между дата-центрами проложены по опорам ЛЭП и в кабельной канализации.
Двумя волоконно-оптическими линиями связи комплекс дата-центров в Дубровке соединен с дата-центром «Цветочная», общегородским узлом связи на Боровой, 57 и точкой обмена трафиком на Большой Морской, 18.
Эти линии проложены по опорам контактной сети железной дороги на территории Всеволожского района. На железнодорожных станциях смонтированы оптические муфты для подключения наших клиентов.
Для прокладки по опорам ЛЭП и контактной сети используется кабель типа ДПТ (он предназначен для подвески на опорах), а для прокладки в канализации — типа ДПО или ДПС (предназначенные для прокладки в канализации и трубах).
Прокладка кабеля по опорам контактной сети железной дороги.
Оптическая длина линий связи на участке «Цветочная» — «Дубровка» составляет 57 км на основной линии и 78 км на резервной, общие потери составляют 10,5 Дб и 15,5 дБ соответственно.
Контроль и обеспечение отказоустойчивости
Нам время от времени приходится сталкиваться с разрывами и повреждениями оптоволокна. Причиной разрыва нередко становятся неосторожности при проведении ремонтно-строительных работ, когда бульдозер или экскаватор случайно задевает кабель.
Бывали и случаи (в том числе и во время самой крупной за всю историю «Селектела» аварии), когда неизвестные злоумышленники обстреливали наши кабели из пневматических винтовок.
Простреленный кабель
Кабель, поврежденный экскаватором
При этом даже при самых сложных повреждениях мы всегда соблюдали указанные в соглашениях об уровне обслуживания (SLA) сроки восстановления — 8-10 часов с момента сообщения об аварии — и это с учетом того, что плотность наших кабелей связи составляет от 96 до 144 оптических волокон. Как нам это удается?
Процедура отслеживания повреждений осуществляется в полностью автоматическом режиме.
Наблюдение за состоянием линий связи мы осуществляем при помощи системы мониторинга оптических волокон NQMSfiber производства компании EXFO. С ее помощью можно отслеживать состояние оптоволокна в режиме 24/7/365. В ключевых точках сети устанавливаются блоки удаленного тестирования (RTU), с помощью которых проводятся непрерывные (раз в 15 секунд) проверки целостности и деградации оптических волокон.
Управление системой осуществляется через веб-интерфейс, достаточно простой и удобный. В случае обнаружения дефектов система моментально рассылает сообщения по электронной почте и/или по СМС.
Получив сообщение, мы входим в систему и просматриваем следующую информацию: тип события (обрыв или деградация волокна), дата и время события, расстояние до места события. Через веб-интерфейс мы можем также просмотреть рефлектограммы, по которой можно определить расстояние, а также прямые и обратные потери до и после события.
Все это помогает дистанционно (т.е. просто находясь у компьютера и никуда не выезжая) определить место повреждения с точностью до нескольких метров. Аварийная бригада отправляется на место аварии и оперативно восстанавливает связь между дата-центрами.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области у нас имеется несколько складов комплектующих, что позволяет ликвидировать аварии и повреждения более оперативно.
В нашем распоряжении всегда имеется все необходимое для обслуживания линий связи: контрольно-измерительное оборудование, материалы для чистки оптических разъемов и т.п.
Для тех кто не может комментировать посты на Хабре, приглашаем к нам в блог.
Автор: opcon