Предисловие
Я являюсь магистрантом второго года обучения СКФУ института Математики и Естественных наук специальности «Прикладная Математика и Математическое моделирование». Так случилось, что темы курсовой и последующей магистерской работ оказались посвящены проекту, которым я занимаюсь уже более 7 лет — операционной системе ReactOS. В связи с этим я считаю, что итоговый материал не должен просто пылиться на диске или полке и его следует опубликовать. Сразу хочу предупредить, что:
- я никогда целенаправленно не получал юридического образования;
- текст может содержать избыточное цитирование (вплоть до заимствования), некоторые фактические, смысловые, пунктуационные и орфографические ошибки вопреки моему желанию их устранить;
- по выше названым причинам не могу назвать свою работу близкой идеалу.
Для более удобного чтения предлагаю скачать полный вариант работы в PDF или ...
… пожаловать под кат.
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является изучение правовых аспектов разработки операционной системы РеактОС.
Любую операционную систему как объект права следует рассматривать с разных сторон: как комплексный продукт – объединение результатов нескольких разных видов интеллектуального труда; как программное обеспечение, разрабатываемое и распространяемое по определенной лицензии.
Любой сложный программный продукт, как правило, имеет в составе своего комплекта поставки средства индивидуализации и идентификации производителя (логотипы, торговые иили сервисные марки, фирменные наименования, товарный вид), шрифты, графические произведения (иконки, обои, другие изображения), аудио произведения (звуки, уведомлений, музыкальные произведения), объектный и, в некоторых случаях, исходный программный код. Каждая из этих составляющих в той или иной степени подлежит правовой защите в соответствии с международными соглашениями и законами государств. Можно выделить три направления правой защиты: охрана средств индивидуализации, защита авторских и смежных прав и патентное законодательство. Основной отправной точкой для их применения является определение государства (т.е. юрисдикции), законодательство которого регулировать процесс разработки и распространения программного обеспечения.
Главной организацией управляющей развитием проекта является Фонд Реактос. Фонд Реактос был учреждён 5 июня 2002 года и зарегистрирован в Российской Федерации как некоммерческая организация в соответствии её с законодательством. Фонд действует в соответствии с руководящими принципами устава Фонда Реактос и занимается поддержкой проекта, содействием в развитии ReactOS и различных подпроектов в рамках своей компетенции. Кроме того, Фонд занимается решением вопросов по управлению торговыми марками, финансированию, а также прочими вопросами правового характера. Так же существует ReactOS Deutschland e.V., которая является некоммерческой организацией, зарегистрированной в городе Реда-Виденбрюк, Германия 24 января 2009 года. Она отвечает за приём пожертвований от жителей стран Северной и Южной Америк, Европейского союза, а также занимается некоторыми другими организационными вопросами.
В связи с указанными выше обстоятельствами территориальной и государственной регистрации, проект ReactOS в своей деятельности ориентируется в первую очередь на законодательство Российской Федерации и Европейского союза. В тоже время, декларируя статус международного, проект уважает законодательства других государств и прилагает разумные усилия для избегания потенциальных коллизий
1. ВОПРОСЫ ТОРГОВЫХ МАРОК, ТОВАРНОГО ВИДА, ЛОГОТИПОВ.
Проект ReactOS стремится уважать чужие торговые марки, а также принимает меры по обеспечению защиты своих марок. Политика проекта относительно торговых марок состоит в следующем:
1. Сохранность марки ReactOS должна поддерживаться постоянно. Разработчики должны использовать марку ReactOS осторожно, и всегда обеспечивать наличие знака ™ после первого использования в любых публикуемых материалах.
2. Любой участник проекта при написании таких публикуемых материалов, как документация, статьи с новостями, содержимое веб-сайта и т.д., должны принимать все необходимые меры для защиты чужих знаков путём указания соответствующих отметок (™ и ®) при первом использовании данного знака.
3. Использование схожих торговых и сервисных марок, логотипов. Положение о неиспользовании схожих торговых и сервисных марок запрещают использование «знаменитых» марок или общеизвестных товарных знаков, которые можно спутать с другой известной маркой. ReactOS использует только одну марку, непосредственно марку ReactOS, и не ставит никаких вопросов по использованию никаких других торговых марок.
4. Товарный вид (Trade dress в США и Индии, Passing off в Великобритании). Товарным видом является стиль оформления продукта, который защищается законами отдельных стран наравне с торговыми марками. Самыми известными примерами являются бутылка Coca-Cola и пользовательский интерфейс компьютера Apple Macintosh. Уважительное отношение к товарному виду других продуктов является политикой проекта. В настоящее время проекту не известно о каких-либо конфликтах с товарным видом других продуктов. Разработчики продолжают прикладывать усилия для того, чтобы у ReactOS появился свой стиль, отличный от других продуктов, что позволит избежать проблем с чужим товарным видом.
2. ВОПРОСЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Программы и базы данных защищаются в основном авторским правом. Это даёт конкретной реализации программы правовую охрану от несанкционированного использования. В большинстве стран мира срок такой охраны составляет 70 лет со дня смерти автора.
По российскому законодательству права на программное обеспечение (ПО) охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Однако в отличие от литературных произведений государство предусмотрело в отношении программы для ЭВМ дополнительное средство защиты — регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных в России регулируется статьей 1262 Гражданского Кодекса РФ.
2.1 Свидетельство об официальной регистрации программы в РФ для ЭВМ
Цели, достигаемые путем государственной регистрации, заключаются в создании одного из доказательств принадлежности прав конкретному лицу и депонировании материалов. Доказательство основано только на мнении заявителя, которое не подтверждается ни специалистами, ни даже третьими лицами. Поэтому свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ само по себе не является правоустанавливающим документом.
Однако данные, указываемые в свидетельстве о регистрации, проходят только техническую проверку на наличие необходимых документов и материалов, их соответствие предъявляемым требованиям к оформлению, и не проверяются по существу. Роспатент не проверяет работает ли программа и является ли регистрируемый код исходным кодом программы вообще.
Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ, считаются достоверными, поскольку не доказано иное (п. 6 ст. 1262 ГК РФ). Данное положение соответствует общей презумпции авторства – автором считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ) и, следовательно, ничего не прибавляет к защите.
Роспатент не отвечает за сведения, которые он вносит в свидетельство. Он даже не нарушает прав автора, если вносит недостоверные сведения, т.к. само Свидетельство не является нормативным актом и само по себе не может быть оспорено. В случае, если надлежащий автор докажет в суде свое авторство, то Роспатент на основании судебного решения должен будет внести изменения в Реестр.
2.2 Авторские права ReactOS
Проект ReactOS разрабатывает и распространяет большую часть исходного и объектного кода под второй версией лицензиии GNU GPL (General Public License, Универсальная общественная лицензия). Каждый разработчик проекта получает авторские права в разрабатываемом исходном коде, но безотзывно лицензирует код под лицензией GPL для его использования в проекте ReactOS.
Некоторые части ReactOS могут иметь другие лицензии, представляющие большие степени своды, включая BSD, GNU Lesser GPL, или могут быть переданы в общественное достояние. Обычно это допускается лишь тогда, когда необходимо обеспечить совместимость с другими проектами.
Лицензия GNU GPL на свободное программное обеспечение, создана в рамках проекта GNU, ее вторая версия была выпущена в 1991 году г. Лицензия была разработана и поддерживается Фондом свобо́дного програ́ммного обеспе́чения (Free Software Foundation, FSF), зарегистрированным в г. Бостон, штат Массачусетс, США. Лицензия разрешает свободное использование, модифицирование, копирование исходных кодов программных продуктов, попадающих под ее область действия (в том числе и в коммерческих целях). В случае использования их в своих разработках и распространения производного объектного кода разработчик обязан в дальнейшем предоставлять исходные коды производных продуктов по первому требованию и лицензировать их под той же лицензией.
Мировая судебная практика подтвердила легитимный статус лицензии GNU GPL в ходе судебных разбирательств SCO против IBM, SCO против Novell ,Red Hat против SCO.
Анализ положений лицензии GNU GPL показывает, что данный документ представляет собой договор смешанного типа, сочетающий в себе положения авторского договора и договора купли-продажи.
GPL, как и EULA (end-user license agreement — «лицензионное соглашение с конечным пользователем, договор между владельцем компьютерной программы и пользователем её копии, наиболее характерным примером подобного лицензирования является Microsoft Windows ), можно описать с помощью юридических понятий российского гражданского права. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, GPL — это договор присоединения, условия которого определены одной из сторон в стандартной форме и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом. Момент вступления в силу GPL для пользователя четко указан в лицензии: если пользователь внес изменения или осуществил распространение экземпляров программного обеспечения, лицензируемого по GPL, он тем самым подтвердил свое присоединение к лицензии в целом, включая условия, определяющие порядок копирования, распространения и модификации.
Например, EULA вступает в силу и становится обязательным для пользователя, если он вскрыл упаковку программного продукта или установил программное обеспечение на свой компьютер. Такой способ выражения намерения заключить договор описан в многократно описан учебных пособиях по гражданскому праву и называется в юридической теории «конклюдентные действия», то есть действия, выражающие волю лица заключить сделку, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.
Принципиальное отличие GPL от EULA заключается в запрещении EULA ряда действий (копировать, распространять и модифицировать), в то время как GPL разрешает и поощряет их при соблюдений определенного минимума условий.
В целом на основании статей 421, 432 части первой и статьями 1235, 1236, 1270, 1286 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и письма Минэкономразвития РФ от 05.05.2009 N Д05-2235 можно сделать вывод, что использование свободного программного обеспечения с соблюдением условий соответствующей версии лицензии GNU GPL соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об авторском праве и является правомерным.
Тем не менее, при применении GPL в России могут возникнуть некоторые сложности, которые подразделяются на два блока. Первые лежат в области международного частного права (Гражданско-правовые отношения с участием иностранных лиц или гражданско-правовые отношения, осложненные иным иностранным элементом. Ст. 1186 Части третьей Гражданского кодекса РФ), а также связаны с различиями в авторском законодательстве России и США. Вторые носят характер скорее практический — в частности, это вопрос статуса русского перевода GPL, который может иметь существенное значение при защите интересов разработчиков свободного программного обеспечения в суде.
Поэтому, в отличие от США, в России электронные каналы распространение дистрибутива операционной системы лицензированной по GNU GPL должны обязательно дополняться распространением этой операционной системы на материальном носителе, в сопровождении оригинального отпечатанного текста лицензии на английском языке, а также одним из ее рекомендованных неофициальных переводов на русский язык. При этом, в случае возникновения расхождений в текстах на русском и английском языках, преимущественное значение будет иметь текст на английском языке.
Приказом Росстандарта от 6 декабря 2011 года N 718-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2012 года ГОСТ Р 54593-2011. Стандарт распространяется на свободное программное обеспечение.
ГОСТ Р 54593-2011 устанавливает общие положения в области создания, распространения и использования свободного программного обеспечения, в том числе для государственных и муниципальных нужд.
Настоящий стандарт также предназначен для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, а также органами государственной власти Российской Федерации на всех этапах жизненного цикла свободного программного обеспечения.
В документе в общих чертах обозначены достоинства внедрения свободного программного обеспечения в корпорациях и государственном секторе. Определены основные термины, касающиеся открытого, свободного и проприетарного ПО, открытых стандартов, протоколов и спецификаций. Представлены цели, задачи, классификация и критерии свободного программного обеспечения, а так же, должна включать в себя инфраструктура разработки и использования СПО.
Например, в качестве достоинств открытого ПО упомянута безопасность, надежность, финансовая привлекательность, обеспечение технологической независимости разработки, уход от привязки к конкретному производителю, независимость в выборе аппаратной платформы, низкая начальная стоимость оборудования, раннее обнаружение дефектов в программном обеспечении и возможность их быстрого исправления, отсутствие обязательной платы за право использования продуктов, стимулирование развития отечественной отрасли разработки программ, расширение возможности участия отечественных разработчиков в выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд. В качестве примеров успешных свободных приложений отмечены дистрибутивы GNU/Linux, http-сервер Apache, OpenOffice.org, Firefox и FreeBSD. Упомянут успешный опыт использования СПО в государственных учреждениях Франции, Бразилии, Испании и Китая.
Однако стоит отметить, что в Российской Федерации федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем, все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно.
2.3 Исключения ReactOS относительно лицензий связанных бинарных продуктов
GNU GPL обычно запрещает совмещение несвободного программного обеспечения с программным обеспечением под лицензией GPL, например ReactOS. Несмотря на это (а также относительно других подобных политик), официальная позиция проекта ReactOS в отношении связывания с несвободными модулями выглядит следующим образом: ReactOS может использоваться и распространяться с несвободным программным обеспечением, таким, как коммерческие драйверы устройств и коммерческие приложения. Это исключение не отменяет никакие другие обязанности лицензиата по GPL.
Это исключение рассматривается проектом как компромисс. Мы не поощряем использование несвободного программного обеспечения по этическим принципам. Мы призываем использовать оборудование, не требующее использования несвободного программного обеспечения для нормальной работы, и поддерживаем и рекомендуем компании, которые обеспечивают предоставление свободных драйверов, программ и инструментов. Кроме того, проект призывает разработчиков продолжать создание свободных драйверов для аппаратных устройств, для которых в настоящее время существуют только несвободные драйверы.
2.4 Авторские права, принадлежащие третьим сторонам
Проект ReactOS зависим от законов об авторском праве при защите своего кода, и, одновременно, он уважает чужие авторские права.
Ниже приводятся политики проекта ReactOS в отношении авторского права.
Копирование кода ПО третьих сторон абсолютно не допустимо, за исключением случаев, когда копируемый код находится в общественном достоянии или распространяется под свободной программной лицензией, позволяющей его сочетание с программой под лицензией GPL, такой например, как ReactOS (то есть, код GPL-совместим). Всегда следует полагать, что лицензиия отсуствует, за исключением тех случаев, когда она явно предоставляется.
Исходный код с несвободными лицензиями не может быть включен в состав ReactOS. Это касается файлов заголовков, файлов поддержки и файлов исходного кода. Такой код может быть использован для изучения, однако, при этом предполагается, что у изучающего имеется лицензия на владение этим кодом. Например, в случае отсутствия явных договорённостей, а также при наличии действительной лицензии, возможно изучение и обучение на примерах несвободного кода.
Значимым побочным эффектом несвободной лицензии является невозможность копирования и вставка кода из несвободной системы в ReactOS. Кроме того, простое перенабирание существующего кода представляет собой копирование и является нарушением авторских прав. Для создания кода, который работает аналогично имеющемуся образцу кода, разработчику разрешается обратная разработка программы для изучения и понимания существующего кода, с учётом условий лицензирования. Разработчик, однако, должен создать новый код с нуля, основываясь на полученных им обобщенных знаниях.
Разработчикам рекомендуется НЕ пытаться копировать стиль написания несвободного кода. Хотя стиль написания может не подпадать под авторское право, однако стиль написания свободного кода, подобный или полностью идентичный стилю написания несвободного кода, вызывает недоверие к этому новому коду.
На комментарии из исходного кода также распространяется авторское право, и они НЕ могут быть скопированы, даже в совсем другую оригинальную работу, кроме случаев добросовестного использования.
Исходный код, полученный в рамках соглашения о неразглашении (NDA), представляет собой особый случай, требующий изучения самого соглашения о неразглашении. Перед использованием знаний, полученных от изучения такого кода, следует обсудить специфику соглашения о неразглашении с администраторами проекта ReactOS.
В любом случае, проект ReactOS требует от своих участников придерживаться условий лицензий всего программного обеспечения, используемого при разработке ReactOS. Предпочтительной является стратегия полного избегания использования любых несвободных лицензий.
Добросовестное использование (fair use). Защищенные авторским правом материалы несут с собой определенные безвозвратные права на добросовестное использование. Одним из них является право на изучение защищенной авторским правом работы в образовательных целях. Именно поэтому посторонние, не защищённые соглашением о неразглашении комплекты разработчика (development kits) изучаются для того, чтобы участники проекта могли создавать совместимое программное обеспечение.
Обратная разработка (reverse engineering). Многие несвободные пакеты ПО содержат в своих лицензиях пункты, запрещающие их обратную разработку. Создатели проекта ReactOS придерживаются точки зрения, что эти лицензионные ограничения действуют лишь в той степени, в какой они запрещают преднамеренное преобразование объектного кода в соответствующий исходный код с последующим заявлением о праве собственности на этот исходный код. Обратная разработка в той её части, которая имеет место быть каждый раз, когда разработчик отслеживает (трассирует) код в ядре операционной системы с помощью отладчика с целью поиска проблем со своим кодом, является допустимым добросовестным использованием. Любой исходный код, непосредственно полученный путем обратной разработки, должен рассматриваться так же, как и любой другой несвободный исходный код — полезен для изучения и понимания системы, но не разрешён для включения в состав ReactOS.
Дизассемблирование объектного кода рассматривается как форма обратной разработки. Листинги дизассемблированного кода имеют те же самые лицензионные ограничения, что и сам объектный код.
«Разработчики с запятнанной репутацией» (Tainted Developers). Существует правовая теория, которая иногда высказывается при выполнении работы, аналогичной уже опубликованной ранее и защищённой авторским правом. Существует опасение, что если создатели новой работы видели оригинальную работу, то они будут не в состоянии создать подобную работу без нарушения авторского права на оригинал. Позиция проекта такова, что эта теория является недействительной по ряду причин. Как правило, нет причины, по которой разработчик, видевший несвободный код, не может написать код для ReactOS, похожий исключительно с точки зрения общей логики работы.
Координаторы проекта прилагают все усилия для того, чтобы кодовая база отвечала требованиям всех авторских прав и лицензий на протяжении всего кода, являющегося частью системы. Однако из-за размера и сложности системы, невозможно гарантировать, что подобное нарушение никогда не произойдет. На сайте проекта представлена специальная форма приема заявлений о подобных нарушениях. Координаторы проекта обязуются немедленно удалить любой код, содержащий подобные нарушения, из кодовой базы после сообщения о таком нарушении, при условии предоставления соответствующих документальных свидетельств и проведения подтверждающего анализа администратором проекта.
2.5 Средства разработки
ReactOS требует для своей разработки несколько сторонних SDK. Каждый из них преподносит уникальные правовые вопросы. При разработке ReactOS используются следующие SDK:
— Microsoft Platform SDK (в т.ч. связанные с ним SDK и SDK компонентов): Этот SDK находится по адресу www.microsoft.com/msdownload/platformsdk/sdkupdate/. Он содержит файлы заголовков, библиотеки, документацию и другие файлы поддержки, а также образцы исходного кода для программ, которые иллюстрируют использование API, определенного в SDK. Это основное средство разработки, используемое для создания стороннего ПО, работающего в операционных системах Microsoft и совместимых с ними.
— Microsoft Driver Development Kit (DDK): специальный SDK, предназначенный для разработки ПО режима ядра (включая драйверы устройств).
— Microsoft Installable File system Kit (IFS): SDK специального назначения, предназначенный для разработки определенных компонентов режима ядра, известных как файловые системы. Этот комплект распространяется под ограниченной лицензией и стоит приблизительно $1000.
Ограничения лицензий SDK. Некоторые из SDK, которыми часто пользуются участники проекта, распространяются под несвободными лицензиями. Некоторые из этих лицензий включают в себя различные ограничения на использование программного обеспечения, разработанного с использованием этого SDK. В частности, Microsoft ввела ограничения относительно того, на каких операционных системах могут быть использованы драйверы, созданные с помощью их DDK. Эти ограничения действуют только в отношении тех драйверов, которые непосредственно включают в себя предоставленные Microsoft файлы заголовков или библиотек в виде объектного либо исходного кода. Однако, такого рода ограничения не действительны по отношению к документации, идущей с этими SDK, а к исходным кодам (в частности, к файлам заголовков) можно обращаться для целей их изучения и обеспечения совместимости, о чём уже говорилось выше.
Проект ReactOS придерживается точки зрения, что на некоторые компоненты этих SDK авторское право не распространяется. Проект считает, что имена символических констант, типов структур данных и т.п., не являются материалом, законодательно защищённым авторским правом, поскольку они являются функциональными элементами и не включают в себя творческое выражение. Поэтому проект отстаивает позицию, что разработчики могут называть их собственные соответствующие структуры данных, объявленные константы, перечисленные типы, и т.д. аналогично обнаруженным в защищенных авторским правом работах.
Кроме того, имена структур данных и компонентов должны быть идентичны для обеспечения совместимости с посторонним объектным кодом, и, следовательно, аналогичны тем, которые можно найти в SDK от Microsoft.
С целью достижения полной совместимости ReactOS с Windows, структуры данных в ReactOS должны точно соответствовать тем, которые ожидаются сторонним ПО. Хотя существует запрет на прямое копирование любых данных из файла, защищенного авторским правом, но ReactOS позволяет воспроизведение (пересоздание) структур данных, совместимых с теми, которые были найдены в несвободных SDK.
3. ПАТЕНТНЫЕ ВОПРОСЫ
В некоторых странах разрешено охранять программное обеспечение (ПО) с помощью механизмов патентного права. Программные патенты, как и любые патенты, даются на более короткий срок (обычно около 20 лет) по сравнению со сроками охраны авторских прав, но при этом защищают идеи, заложенные в реализации данной технологии.
Несмотря на то, что такие патенты долгое время называются «патентами на ПО» (буквальный перевод несколько менее конкретного, но всё же способного ввести в заблуждение, словосочетания «software patent»), речь идёт о патентах не на отдельные программы сами по себе. «Патенты на ПО» защищают алгоритмы и операции, которые могут выполнятся посредством программ на компьютере общего назначения, поэтому Ричард Столлман предложил называть их «патентами на вычислительные идеи» (computational idea patents).
Патенты на вычислительные идеи действуют как минимум в США, некоторых европейских странах и Южной Корее.
В большинстве же стран Европы и в России патенты в прямом смысле «на ПО» формально недействительны. Статья 52 Европейской патентной конвенции прямо запрещает патентование алгоритмов, методов и программ для ЭВМ. В России запрещено патентование программ для ЭВМ.
Таким образом, патенты на программное обеспечение могут оказывать значительное влияние на ReactOS, так как проект обладает статусом международного. В настоящее время, патенты на программное обеспечение проекта не нарушают законодательную базу Соединенных Штатов. Стоит так же отметить, что патенты третьих сторон фундаментально несовместимы со свободным ПО и их следует тщательно избегать в рамках таких проектов.
Нарушение патентных прав происходит в тот момент, когда кто-либо начинает «производить, продавать, использовать или выставлять на продажу» запатентованное изобретение без лицензии на это от владельца патента, но ответственность может сильно варьироваться в зависимости от действующего законодательства и ратифицированных соглашений государства, в котором будет происходить право применение. Очевидно, что патентные вопросы имеют отношение ко всем разработчикам проекта. Это довольно сложный вопрос, однако политика проекта в отношении патентов состоит в следующем:
Администраторы, координаторы и другие участники проекта ReactOS не обязаны осуществлять активный поиск на наличие соответствующих патентов. Произвести полный патентный поиск, охватывающий все аспекты такой сложной системы, как ReactOS, практически невозможно, или, как минимум, чрезмерно дорого и трудоёмко.
Участники проекта добросовестно прилагают все усилия для выявления наличия любых известных патентов, касающихся разработки ReactOS, и поставят в известность о них администраторов проекта. Это не означает, что проект призывает других заниматься полным патентным поиском; однако, это означает что разработчики обязаны сообщать о любых патентах, о которых им известно, и которые, по их мнению, могут иметь отношение к проекту.
Администраторы проекта будут вести список патентов которые могут касаться проекта, и приложат усилия, чтобы избежать их нарушения. Как правило, юридическую консультацию по каждому патенту получить невозможно. Вместо этого, координаторы проекта, со своей точки зрения сделают выводы о технической актуальности патентов, и, в случае необходимости, примут решение об удалении и/или изменении кода системы, нарушающего патентное право.
Участники проекта соглашаются с тем, что они не будут защищать патентами любые новые разработки, осуществленные совместно с ReactOS, либо, в качестве альтернативы, согласны передать право собственности на эти патенты Фонду ReactOS, или же предоставить постоянную, безотзывную, передаваемую без отчислений лицензию любому, кто пожелает использовать запатентованное изобретение совместно с системой ReactOS или любыми производными работами системы (иными словами, нечто вроде «patent-left»).
Разработчики, имевшие доступ к запатентованному исходному коду третьих сторон, который изначально представлял собой коммерческую тайну (включая, например, утекший исходный код Microsoft Windows), представляют собой особый случай. Вопросы авторского права, равно как и патентные вопросы, являются неизменными, однако любой разработчик, получивший код после подписания соглашения о неразглашении или иным образом, не имеет лицензии на право владения этим кодом. В ином случае присутствует явное нарушение разработчиком коммерческой тайны. Таким образом, этот код не подходит даже для изучения. Отказ в приёме помощи от разработчиков, которые имеют или используют любой такой запатентованный код третьих сторон в своей деятельности по разработке ReactOS, является политикой проекта
Координаторы проекта обязуются немедленно удалить любой код, содержащий реализацию запатентованных изобретений, из кодовой базы после сообщения о таком нарушении, при условии предоставления соответствующих документальных свидетельств и проведения подтверждающего анализа администратором проекта. На сайте проекта представлена специальная форма приема заявлений о подобных нарушениях.
4. ВОПРОСЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ, СОГЛАШЕНИЙ О НЕРАЗГЛАШЕНИИ.
Возможна ситуация, когда участники проекта ReactOS могут получить в распоряжение информацию, дальнейшее распространение которой запрещается. Это тот случай, когда участник владеет коммерческой тайной.
Людям, получившим доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, рекомендуется хранить соответствующую информацию в секретности. Публичные проекты, такие как ReactOS, как правило, несовместимы с коммерческими тайнами. Участники проекта не должны раскрывать коммерческие тайны проекта. Проект не хранит никаких коммерческих тайн, однако, хотя он и делает все возможное для сохранения чужих коммерческих тайн, проект не дает никаких гарантий относительно каждого из его участников.
Отсутствие коммерческих тайн является политикой проекта. Это означает, что участники проекта не должны получать доступ к коммерческим тайнам в контексте своей работы над ReactOS.
Участники проекта ReactOS могут иногда сталкиваться с необходимостью принятия каких-либо соглашений о неразглашении (NDA). Из-за принципиальной несовместимости проекта и концепции о неразглашении, проект не одобряет принятия каких бы то ни было соглашений о неразглашении по любой причине.
Участники проекта должны информировать координаторов проекта о любых соглашениях, которые могут иметь отношение к их участию в проекте. Администраторы проекта требуют раскрытия информации о любых соглашениях о неразглашении знаний, полученных участниками проекта в ходе работы над несвободным кодом, не только перед подачей в проект любого кода, но даже и до начала любого нетривиального участия, включая отправку сообщений в списки рассылки, присутствие на IRC-канале, и т.п. Проект добросовестно прилагает все усилия для предотвращения нарушения соглашения о неразглашении со стороны участников проекта, однако это не даёт никаких гарантий, касающихся поведения участников.
Участникам, принявшим соглашение о неразглашении, запрещается отправка в проект кода, документации, советов по реализации, информации относительно архитектуры и т.д., на которые распространяется соглашение о неразглашении. Разработчики, которые заключили подобные соглашения, должны соблюдать их условия. Они «опорочили» свою репутацию явно умышленно и этому есть документальные свидетельства в виде подписанных соглашений о неразглашении с третьими сторонами. Любой код, который был отправлен с нарушением соглашения о неразглашении, будет удален из кодовой базы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе были рассмотрены различные правовые аспекты разработки открытой операционной системы РеактОС – вопросы защиты средств индивидуализации, авторского и смежных прав, коммерческой тайны и патентное законодательство. Так же были исследованы особенности процесса разработки «свободного» программного обеспечения с юридической точки зрения. Установлено, что открытая операционная система РеактОС является комплексным объектом права, т.к. содержит в себе результаты различных видов и форм интеллектуального творчества, и правое регулирование процессов ее разработки и распространения напрямую зависит от действующего законодательства в пределах юрисдикции каждого государства в отдельности. Ввиду данных особенностей и своего международного статуса проект открытой операционной системы РеактОС в своей работе строго придерживается стратегии избегания нарушения участниками проекта авторских прав, патентов, коммерческой тайны, средств индивидуализации третьих сторон в большинстве юрисдикций. В кодовую базу проекта принимаются только результаты интеллектуального творчества с известным, легальным источником и способом происхождения, незащищенные патентами и, лицензированные их непосредственными авторами под одной из свободных лицензий, совместимой с лицензией проекта – GPL. Свои права на интеллектуальную собственность проект отстаивает на основе сложившихся международных практик по правой охране программного обеспечения с открытым исходным кодом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
A. Некоторые термины
Application Programming Interface (API): Набор функций, структур данных, констант, объектов, т.п., предоставляющих программный интерфейс для приложений. Например, операционная система компьютера имеет API, функции которого должны использоваться для взаимодействия с этой системой при написании приложений. Название «API» может относиться к отдельной функции, предоставляемой операционной системой.
Software Development Kit (SDK): Программное обеспечение и документация, используемая для создания компьютерных программ, которые взаимодействуют с поставщиками этих SDK. Как правило, эти комплекты включают в себя файлы заголовков на языке C, библиотеки объектного кода, и различные формы документации по использованию комплекта, а также подробную информацию о программах, для поддержки которых предназначен комплект.
Авторское право (Copyright): Форма определенной правительством монополии, защищающей творческое самовыражение, такое например, как письменные работы, аудио- и видеозаписи, песни, визуальное искусство, компьютерный исходный код и т.п. Авторское право защищает дословные выражения, содержащиеся в работе, а не идеи и концепции, которые воплощает в себе работа. Авторское право возникает автоматически в любой работе, которая подвергается защите авторскими правами в момент, когда она зафиксирована в материальной форме, включая написание компьютерного исходного кода и, иногда, объектного кода.
Библиотека: Файл с объектным кодом, содержащий часто используемые компоненты программного обеспечения. В операционной системе, системные библиотеки должны использоваться программным обеспечением сторонних производителей чтобы «связать» функции с операционной системой так, чтобы программное обеспечение могло должным образом работать на операционной системе.
Дизассемблер: Программное обеспечение, используемое разработчиками для преобразования объектного кода в доступный для чтения человеком код на языке ассемблера. Применяется разработчиками для облегчения поиска и исправления недостатков в своем программном обеспечении; кроме того, дизассемблер может быть использован для того, чтобы помочь разработчикам лучше понять систему, для которой предназначен их продукт. Дизассемблер также может использоваться для восстановления исходного кода в случае утери его оригинала.
Драйвер устройства («Драйвер»): Программное обеспечение, разработанное для того, чтобы прямо или косвенно управлять аппаратным обеспечением от имени операционной системы. Иногда также используется для обозначения любого программного обеспечения, предназначенного для запуска в виде плагина непосредственно в ядре операционной системы. Драйверы, как правило, находятся на очень низком уровне, и, после загрузки, становятся частью ядра операционной системы. В основном, они очень тесно связаны с архитектурой операционной системы.
Исходный код: Представление компьютерных программ на языке программирования (например C или C++). Этот термин относится к особой форме программы, легко читаемой человеком, и используемой для написания и поддержки программного обеспечения. Исходный код, обычно, содержит комментарии, которые помогают читателю разобраться в программном обеспечении. Также, исходный код включает в себя файлы заголовков.
Коммерческая тайна: Информация, которая представляет ценность для своего владельца (обычно компании), и может нанести ущерб рыночной конкурентноспособности компании при её раскрытии, для защиты которой её владелец принимает решительные меры.
Компилятор: Инструмент для разработки программного обеспечения, переводящий доступный для чтения человеком исходный код в объектный код, предназначенный для выполнения в целевой среде.
Логоти́п (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток): графическое начертание фирменного наименования в виде стилизованных букв и/или идеограммы. Логотипы широко применяются для изображения товарных знаков и в качестве эмблем юридических лиц.
Несвободное (проприета́рное) программное обеспечение: Программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободного ПО (наличия открытого программного кода недостаточно).
Правообладатель проприетарного ПО сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах. Большинство коммерческих продуктов всё ещё подпадает под эту категорию.
Общественное достояние: Работа, пригодная к защите авторским правом, может быть передана в общественное достояние за явным согласием создателя работы. После того как работа была отнесена к общественному достоянию, она не охраняется никаким авторским правом и не имеет никакой защиты любого рода.
Объектный код: Результат работы компилятора или иной аналогичной программы, предназначенной для перевода доступного для чтения человеком исходного кода в формат, пригодный для выполнения в целевой среде. Обычно, этим термином обозначаются инструкции машинного языка, которые могут быть выполнены непосредственно на микропроцессоре. Объектный код представляет собой противоположность исходному коду, который преобразуется в объектный код (обычно, при помощи компилятора).
Операционная система (ОС): Специальный класс компьютерного программного обеспечения, предназначенного для организации среды, позволяющей запустить основные программы. Операционная система напрямую взаимодействует с аппаратным обеспечением компьютера, и обеспечивает стандартизированный набор служб, с которыми могут взаимодействовать программы. К ОС относятся, например, Microsoft® Windows™ XP, GNU/Linux™, and Apple® Macintosh™.
Отладчик: Программное обеспечение, используемое разработчиками для облегчения исправления недостатков в своем программном обеспечении; кроме того, отладчик может быть использован для того, чтобы помочь разработчикам лучше понять систему, для которой предназначен их продукт. Примерами отладчиков являются SoftICE от Compuware и WinDbg от Microsoft.
Патент: Правовая монополия, предоставленная правительством изобретателю нового и полезного изобретения. Патенты выдаются на материальные и нематериальные концепции, методы, процедуры, технологии, устройства и т.д.
Служебная марка: Торговая марка, используемая для идентификации чьих-либо услуг.
Свободное программное обеспечение (Свободное ПО): Программное обеспечение, лицензия которого соответствует определению свободного программного обеспечения, опубликованному Free Software Foundation (http://www.gnu.org). GNU General Public License (GPL) является популярной лицензией для свободного программного обеспечения.
Торговый знак (торговая марка): Знак, отличающий продукт конкретного производителя от других. Товарные знаки, как правило, используется для однозначной идентификации продукта в рамках определенной индустрии.
Файл заголовков: Файл исходного кода, обычно написанного на C или C++, включенный ссылкой в другие файлы исходного кода.
Заголовочный файл предоставляют информацию, которая описывает API, структуры данных, оперативные константы и другие характеристики программной системы. К примеру, чтобы написать программу, которая будет запускаться в конкретной операционной системе, необходимо использовать файлы заголовков, которые предоставляются разработчиками этой системы и предназначены для взаимодействия ней.
ИСТОЧНИКИ
1. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) и согласованные заявления в отношении договора ВОИС по авторскому праву приняты Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г [Электронный ресурс]. – URL: www.wipo.int/treaties/ru/ip/wct/wct.html
2. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) или Соглашение ТРИП [Электронный ресурс]. – URL: www.rupto.ru/norm_doc/sod/norm_doc/mejd_doc/trips.html
«Гражданский Кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) от от 18.12.2006 N 230-ФЗ, Часть 4 в действующей редакции от 01.09.2013 [Электронный ресурс]. – URL: www.consultant.ru/popular/gkrf4/ © КонсультантПлюс, 1992-2013
3. Государственный стандарт от 01 января 2012 года № ГОСТ Р 54593-2011 «Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения».
4. Письмо Минэкономразвития РФ от 05.05.2009 N Д05-2235 [Электронный ресурс]. – URL: www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/0C3E2997FDF34C30C32576220019BE2D.html
5. Текст лицензии GNU GENERAL PUBLIC LICENSE в неофициальном русском переводе [Электронный ресурс] jxself.org/translations/gpl-2.ru.shtml
6. Richard Stallman. Giving the Software Field Protection from Patents (англ.). Free Software Foundation (2 February 2013) [Электронный ресурс]. – URL: gnu.org/philosophy/limit-patent-effect.html
7. «Борьба с компьютерным пиратством: ответственность за нарушение авторских прав на ПО и законодательство РФ об их защите», правовой обзор компании Адоб Системс [Электронный ресурс]. – URL: www.adobereal.ru/legal/russian_legislation_on_copyright_protection_for_software.php#adobe_01
8. GNU General Public License. / «Анализ “свободных” лицензий на предмет их применимости в условиях российской правовой системы». Правовой обзор от компании Альтлинукс. [Электронный ресурс]. – URL: www.altlinux.ru/media/otchet_dlia_publikacii/part4.html#mozTocId391958
9. Правовой обзор операционной системы ReactOS [Электронный ресурс]. – URL: old.reactos.org/ru/dev_legalreview.html
10. Елена Тяпкина «Правовой статус GPL в России» журнал «Компьютерра» №13 от 09 апреля 2002 [Электронный ресурс]. – URL: old.computerra.ru/2002/438/17257/
11. «Зачем регистрировать программу для ЭВМ?», habrahabr.ru/post/176101/
Автор: Jeditobe