Я несколько удивлён тому, что на Хабрахабре до сих пор никто ничего не рассказывал о молодёжных робототехнических соревнованиях Eurobot. Я являюсь активным участником уже не первый год и хотел бы поделиться некоторыми интересными моментами, связанными с этими соревнованиями, а также рассказать, в чём заключается главное отличие от большинства других проводимых турниров.
Немного истории
Соревнования Eurobot появились во Франции в 1994 году и в те времена представляли собой турнир между командами из французских университетов. Правила менялись каждый год, каждый раз командам приходилось создавать нового робота для выполнения новой задачи. По нынешним меркам, задачи перед роботами ставились достаточно простые, но в то же время подход команд к выполнению этих задач часто был довольно агрессивным (желающим более подробно изучить историю соревнований, я рекомендую посмотреть серию видеороликов о турнирах периода 1994-1998 годов: видео 1, видео 2).
В 1998 году прошёл первый международный турнир Eurobot (после запроса партнёров из Швейцарии). С тех пор международные соревнования проводятся ежегодно. Интерес к мероприятию возрастал с каждым годом, и в 2004 году была создана международная ассоциация Евробот.
На сегодняшний день национальные огранизационные комитеты (НОК) Евробот существуют во многих европейских странах, в том числе и в России (более подробная информация о работе нашего комитета размещается на новом сайте eurobot-russia.org).
Для зрителей соревнования, чаще всего, открыты.
Идеология
Одной из важнейших особенностей соревнований Евробот, которая качественно отличает их от других, является тот факт, что правила игры меняются каждый год. Таким образом, шанс на победу появляется практически у всех команд в более или менее равной мере, так как очень сложно (даже практически нереально) создать идеального робота, способного выполнять задание каждого нового сезона одинаково эффективно. Каждый год меняются требования к роботам, шасси, манипуляторам. Таким образом, даже впервые появившаяся на соревнованиях команда при определённых усилиях может успешно выступить и занять призовое место (например, в 2013 году новая команда из МГУПИ заняла 2 место на российском этапе соревнований в лиге автономных роботов, обойдя несколько команд, признанных ветеранами Евробот).
Существует две лиги Евробот: Евробот Юниор (Eurobot Junior), в которой ограничение на возраст участников составляет 18 лет, и лига автономных роботов Евробот (Eurobot Professional), в которой можно принимать участие до 30 лет. Задания для обеих лиг совпадают, но при этом сами соревнования проходят отдельно в каждой лиге.
Участники лиги Юниор для выполнения игровой задачи должны создать робота, управляемого по проводному каналу (для небольшого усложнения игры). Иногда правила позволяют команде при желании также использовать дополнительный автономный модуль. Соответственно, основная целевая аудитория — средняя и старшая школа. (На базе некоторых московских школ организованы лаборатории, в которых как раз работают такие команды).
Перед участниками профессиональной лиги стоит несколько более сложная, но и интересная задача — робот (или роботы) должны быть полностью автономными. В основном, в соревнованиях профессиональной лиги принимают участие команды из технических институтов или университетов, хотя бывают и исключения.
Команды, занявшие призовые места на локальном этапе соревнований, отправляются на международный этап, место проведение которого определяется ежегодно международным комитетом Евробот. В 2011 году они прошли в Астрахани, в наступающем сезоне 2014 года турнир пройдёт в Дрездене. Традиционной «столицей» — основным центром проведения соревнований — является городок Ферте-Бернард (La Ferte-Bernard) во Франции.
На всех этапах соревнований команды обычно стремятся обменяться опытом со своими коллегами, а поскольку интерес молодых инженеров к Евроботу неуклонно растёт и сообщество разработчиков роботов увеличивается, то турнир Евробот становится также отличной прикладной образовательной площадкой.
Соревнования проводятся обычно в конце весны. С момента публикации правил соревнований до самого турнира проходит чуть больше полугода, за которые команды должны максимально подготовить своих роботов к участию.
Правила игры
По уже устоявшейся традиции, игровое действие происходит на столе размером 3х2 метра. Длительность заезда — 90 секунд. На игровом столе одновременно находятся роботы двух команд. Задача каждой команды — выполняя задания, набрать как можно большее количество очков, при этом постараясь не набрать штрафных (которые можно получить, например, за столконовения с роботом команды-соперника). У каждой команды есть свой цвет (традиционно красный и синий); чаще всего, командам нужно выполнить действия с элементами своего цвета, за выполнение их с объектами другого цвета очки присуждаются команде-сопернику.
В первой части турнира проводятся квалификационные заезды. Результат каждого заезда заносится в турнирную таблицу (ведётся учёт набранных командами очков). В конце квалификации определяются команды, которые примут участие в финале.
Правила проведения финала на российском и международном этапах несколько различаются. Так, на международном игра идёт на выбывание: в начале финала играет 16 команд (8 пар) по одному заезду, на 1/8 финала играют оставшиеся 8 команд, затем 4, 2 и по результатам трёх финальных заездов оставшихся двух команд определяется победитель. На российском этапе правила более гуманные, игра идёт не на вылет, что оставляет шансы командам наверстать упущенные позиции.
Сами задания каждый год определяются по-новому. В конце сентября-начале октября на сайтах НОК Евробот публикуется регламент, в котором сформулирована суть каждого задания, ценность их выполнения, а также требования к роботам (периметр в сложенном и разложенном виде, количество роботов команды и так далее). В связи с опубликованием часто в НОК происходят сборы команд, на которых участники могут задать вопросы, посмотреть на элементы игрового поля, а также поделиться своими идеями друг с другом. Далее начинается усиленная работа команд по моделированию, созданию и отладке роботов. Этот процесс зачастую продолжается даже во время проведения самих соревнований. Командам требуется не только создать простое, быстрое и эффективное шасси, но и разработать тактику поведения робота на поле (а некоторые команды профессиональной лиги разрабатывают искуственный интеллект для динамического планирования тактики).
Регламент 2013 года
Тема игры в прошедшем сезоне называлась «С днём рождения!». Роботы должны были «развезти напитки» (собрать расставленные на столе стаканы и построить на своей стартовой зоне максимально высокую башню или несколько башен из них), «открыть подарки» (опрокинуть с игрового поля установленные на переднем борту поля доски своего цвета), «погасить свечки» на торте (свечки представляли собой стаканчики с натянутой сверху резинкой, на которую устанавливался теннисный мячик, который нужно было протолкнуть внутрь стакана; нужно было погасить только свечки своего цвета), «забросить вишенки на торт» (вишенки — шарики для пинг-понга, которые нужно было забросить в корзину своего цвета на торте. Были также «гнилые» (окрашенные) вишенки, попадание такой в корзину делило очки, полученные от спелых вишенок, на два). После истечения 90 секунд игрового времени роботы могли надуть шарик за 10 секунд, за что получить дополнительные бонусные очки (весёлое действие — funny action).
Пример игры по регламенту 2013 года:
(Роботы нашей команды не забрасывали вишенки, зато всё остальное делали по мере сил и возможности).
О себе
Я принимаю участие в соревнованиях в составе команды DIMRobotics. Наша команда ведёт небольшой блог, в котором мы периодически публикуем новости о себе, способы решения некоторых вопросов по регламентам, а также полезные статьи, так или иначе связанные с нашим ремеслом. Все видео, сопровождающие записи в блогах, а также отдельные видеоролики о нашей деятельности, публикуются на нашем канале на YouTube.
Информация о соревнованиях публикуется на сайте НОК Евробот России, а также на сайте международного комитета.
Буду рад ответить на ваши вопросы.
Автор: WebConn