Если вам это имя ни о чём не говорит, то вы, скорей всего, не знакомы с компанией Larian, которая делает замечательные RPG. Я сам поклонник многих их игр, к тому же порой переписываюсь с людьми из их дружелюбной команды (больше на их официальном форуме, правда). Сейчас парни работают над Divinity: Original Sin, и Свен, в свете этого видимо, довольно интересную статью написал в своём блоге о том, что же на самом деле важно в RPG. Поклонников этого жанра прошу под кат.
Давным — давно, еще в те времена, когда мы работали над Divine Divinity, я придумал акроним, описывающий всё, что, по моему мнению, важно в компьютерных ролевых играх. Я очень много думал над этим, потому что мне надо было что-то рассказывать журналистам, и я знал, что будет много неловких моментов в течение которых мы должны терпеливо ждать новую версию игры после многочисленных проблем.
Как раз тогда я и придумал FUME парадигму, модель с помощью которой возможно оценить вероятность того, влюбится ли Свен в определённую RPG, или нет. Если её рейтинг маловат по FUME шкале, то вы можете ожидать от меня такие перлы, как «это отстой» или «сделайте мои глаза развидеть это». Но если же игра набирает неплохой рейтинг по шкале, я буду продолжать говорить о ней до скончания веков. Ultima VII, к примеру, смотрится прилично по FUME шкале, как и Fallout 2. Я бы с радостью включил в этот список и современные RPG, но, к сожалению, среди них нет игр, которые могли бы тягаться с Fallout 2 и Ultima VII.
Предположу, что моё последнее утверждение заставляет вас думать, будто я один из тех циников, думающих, что все CRPG — дерьмо, но это не так. Напротив, я думаю, что было много прорывов за последние десятилетия. Проблема только в том, что попросту не было ни одной игры, которая бы включила в себе всё, что я хочу видеть в одной игре. И ограничения за последние годы, похоже, заблокировали тот путь развития, который я бы хотел видеть. Но, даже если я немного разочарован последними RPG, я сохраняю оптимизм о будущем, потому что я твердо верю, что прогресс в конце концов не может быть остановлен.
Итак, давайте же посмотрим, что из себя представляет FUME.
Ultima VII имеет довольно высокий рейтинг FUME.
FUME, если кратко, это мой метод для измерения качества того, какие возможности по развитию персонажа игра может мне предложить. Развитие персонажа — это особенность, о которой я забочусь больше всего в RPG. Чем выше FUME баллов, тем больше я люблю её, чем ниже FUME рейтинг, тем меньше шансов, что игра останется на моём жёстком диске (или же вообще будет установлена, если её FUME рейтинг настолько мал).
F в акрониме означает доступную свободу в развитии персонажа.
Можете ли вы сделать такое воплощение персонажа, которым хотели бы играть? Или вы загнаны в жёсткий рамки, в которые вас втиснули дизайнеры игры, которые наверняка не думали о вашей фантазии. Это важный вопрос, потому что она (свобода) непосредственно влияет на степень погружённости в игру.
Свобода также отражает степень линейности игры — у вас попросту не может быть большой свободы в линейной игре. Она так же проявляется в возможности влиять на игру при совершении того или иного выбора. Если мои решения не влияют даже на какой-нибудь малюсенький аспект игры, то очевидно она не наберёт нормального рейтинга по моей шкале Свободы.
Старый добрый Fallout набрал довольно большой рейтинг по моей шкале Свободы (как это ни удивительно), несмотря на то, что большинство игр от Bioware имею низкий рейтинг, даже если я действительно наслаждался Baldur’s Gates и Icewind Dales. К сожалению, большинство РПГ очень далеки от того, какими бы я хотел их видеть, но, тем не менее, были шаги в правильном направлении, так что я по-прежнему продолжаю надеяться…
Далее идет U, которая характеризует Вселенную, в которой происходит всё действо.
Она интересна? Разнообразна? Оригинальна? Были ли у вас увлекательные приключения в этой Вселенной? Вам важен игровой мир? Это тип вселенной, в которой интересно играть, не только поначалу, но и хорошо развитым персонажем? А также, это место, которое отражает Ваши действия? Она изменяется в результате ваших подвигов? Влияете ли вы на неё? Если ответ на большую часть вопросов «да», у меня бы даже мог возникнуть соблазн поиграть в неё, даже если она сосёт по остальным аспектам. Мне нравится исследовать новые вселенные. Они являются проекцией сложного сочетания культур.
М — мотивация, которая дается вам при развитии персонажа.
Это не всегда должен быть основной сюжет: например Diablo — игра, которая получила свою Мотивацию за счёт лутанья и нескольких роликов, а не сложной сюжетной линией. Тем не менее, ясно, что хороший сюжет может сыграть важную роль в повышении вашего желания исследовать вселенную игры. Когда рейтинг Вселенной мал (как это часто бывает), то очень возможно, что я буду продолжать играть, если моя мотивация достаточна высока. В целом я считаю, что если оба (Вселенной и Мотивация) имеют низкий рейтинг, то я не буду заинтересован такой игрой.
Интересно отметить World Of Warcraft. У меня было два 70-уровневых перса, (не очень впечатляюще, как многие посчитают), но, учитывая количество свободного времени, это число безумно. Я больше не играю в World Of Warcraft, потому что я думал, что там была неплохая история, или потому, что я был впечатлен его вселенной — я играл только потому, что я был мотивирован… другие люди играли в неё. Итак, все, что заставляет вас продолжать играть проходит, хотя моим личным святым граалем навсегда останется сильная сюжетная линия, которая будет эмоционально влиять на меня.
И наконец, E, что обозначает Врагов, против которых вам предстоит развивать своего персонажа.
Этот аспект можно интерпретировать очень широко. E, вероятно, лучше заменить A (Antagonist(s)), против которого/ых вы развиваете персонажа, но FUMA не так сексуально звучит!
Там должно быть некоторое сопротивление в игровом мире, в котором вы будете развиваться, будь то плохие парни, этическая проблема, важность которой возрастает с течением времени, личностные вопросы… Какую бы форму вы ни выбрали, вы хотите, чтобы было интересно, разнообразно, оригинально, правдоподобно и удивительно.
Я фактически не могу вспомнить ни одной RPG, которая действительно произвела бы на меня впечатление в этом направлении. Хотя, тут наверно стоит отметить SHODAN, которую я действительно запомнил (от переводчика: SHODAN — главный антагонист в серии System Shock). Я думаю, что по мере совершенствования технологий, со временем мы сможем сделать действительно памятных злодеев.
Как уже сказал, я не встречал ни одной игры, которая набрала бы высокий рейтинг по всем аспектам, но я действительно наслаждался многими играми, которые великолепно показали себя хотя бы по одному аспекту. Так что, любая игра, которая сочетает в себе два или даже три компонента, по-моему мнению, является успешной RPG. Если вы хотите знать, почему я любил Ultima VII, так это потому, что она набрала большой рейтинг по шкале Вселенной и Мотивации, дала мне достаточную иллюзию свободы, и я хотя бы могу вспомнить некоторых из злодеев.
Я написал эту статью, потому что понял (во время написания еще одной статьи), что я никогда не описывал, как я определяю концепцию и дизайн в Larian. Процесс достаточно прост. Все, что даёт одной из наших игр шанс подняться по FUME шкале, я поддержу. Все, что снижает наш FUME потенциал, сразу будет отброшено, даже если оно неплохо вписывается в игровую механику.
На протяжении многих лет я видел, что часто приходится идти на компромиссы, будь то технические, финансовые, производственные или гуманные соображения. И иногда это выглядит как что-то неизбежное. В разработку игр вовлечено огромное количество людей в течение длительного периода времени, и невозможно, чтобы все друг с другом были одного мнения, так что конфликтов и компромиссов, которые следуют за ними, очень сложно избежать.
Всякий раз, когда вы видите что-то, что уменьшает рейтинг игры, то я с уверенностью могу сказать, что это в следствии компромиссов. Это одно из моих глубинных профессиональных желаний — в один прекрасный день сделать RPG, которая не подпадает под эти компромиссы. Это очень трудно сделать, так что я, вероятно, буду занят в течение некоторого времени, но, по крайней мере, у меня есть гарантии, что мне не надоест моя работа.
К слову, я могу сказать, что Divinity:Original Sin, имхо — большой шаг в правильном направлении, и это наше стремление сделать эту игру основой для будущих высоко-FUME-рейтинговых игр. Получится у нас или нет? Не знаю. Но зато я знаю, что это не будет бесполезной попыткой. Лично я в любом случае начинаю верить, что по сравнению с нашим предыдущими усилиями, наша последняя Божественности игра будет Larian игрой с самым высокими FUME рейтингом. Это говорит мне о том, что даже в окружении многих незапланированных вещей, мы в любом случае движемся в правильном направлении.
Я не уверен, есть ли ещё кто-то, кто разработал свой собственный метод для оценки, насколько хороша RPG по их мнению, но мне действительно интересно узнать о других системах, которые существуют. Телевизионщики делают такие вещи постоянно.
От переводчика: прошу прощения за возможные ошибки. Просто решил поделиться интересной статьёй с сообществом. Если заметите какие-то ошибки, или есть предложения о замене каких-то моментов в тексте на более подходящие, прошу писать в личку.
Автор: Suvitruf