По данным РАЭК, совокупный размер интернет-зависимых рынков, включающих доступ в интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию составили более 4,3 трлн руб., что сравнимо с 6,9% ВВП России. При этом объем рынков контента и сервисов составил 563 млрд руб, а рынка электронных платежей — 268,7 млрд руб., что суммарно равняется примерно 1,3% ВВП России за 2012г. Что превышает обороты того же Газпрома и других добытчиков. Это ключевой момент, который может изменить всю политическую ситуацию в России. И это только официальные цифры, теневая интернет экономика скорее всего выше в несколько раз по оборотам.
Для начала зададимся вопросом, а почему бы всем бизнесменам, айтишникам и фрилансерам (для упрощения этой социальной и экономической группы, я буду называть ее «IT-сообщество») не создать свое государство? Ведь у спецслужб в спайке с нефтегазовым сектором в свое время это получилось.
Для ответа на этот вопрос необходимо просмотреть что сделала и делает государственная власть в сегодняшней России (назову ее для упращения «спецчин-нефтегаз элитой»), и что она должна была делать, а также ее взаимоотношение с «IT-сообществом».
Рассмотрим какие функции должно выполнять государство.
Государство должно иметь хорошую финансовую систему. За время своего правления спецчин-нефтегаз элита полностью привязала рубль к экспорту сырья в баксах и евро. Т.е. сделала валюту обеспеченную сырьем и зависимую от иностранных валют. Итог: постоянная инфляция, девальвации, и угрозы дефолта.
Какую бы систему могло создать IT-сообщество: вариантов много, от децентрализованной электронной валюты, типа биткоин, до безденежной системы типа Киберсин. В любом случае, это были бы умные деньги «smart-money» и умна система. Деньги были бы обеспечены продуктами и услугами IT-сообщества, т.е. товаром с высокой добавленной стоимостью, что сделало бы валюту твердой и привлекательной для расчетов с иностранными агентами. Скажем то же, программирование для зарубежных заказчиков оплачивалась бы нашей валютой smart-money. В виду постоянного роста рынка IT по всему миру валюта была бы очень надежной. А из-за того что эмиссия валюты была автоматической и обеспечивалась конкретным продуктом или услугой, то инфляция была бы почти на нуле.
Немало важным для государства является система производства материальных благ. Спецчин-нефтегаз элита за время своего правления в России большую часть производства, особенно наукоемкое производство — ликвидировало. А остальные заводы законсервировало в их технологической отсталости, платя дотации отсталым производствам в обмен на лояльность к ней. В итоге все что производиться в России, производиться вопреки системе или же с колоссально низкой для 21 века производительностью труда, поэтому большая часть материальных товаров привозится из Китая, ЕС и США.
А вот как поступит с производством IT-сообщество при приходе к власти. Представители IT-сообщества только в силу специфики своей работы всегда стремятся к автоматизации и роботизации любых процессов, что в онлайне, что в офлайне. Поэтому, IT-сообщество принялось бы ставить роботизированные производства и автоматизировать по максимуму существующие. А также развивало активно аддитивную промышленность (т.е. 3д-печать). Это приведет к экспорту излишков материального производства.
Государство должно давать хорошее образование и медицину для своих граждан. Что сделала спецчин-нефтегаз элита в этом направлении? В силу своей низкого передела природы спецчин-нефтегаз элита не нуждается в умных гражданах и в их большом количестве. Поэтому, построенное ими государство делает все чтобы год от года образование и медицина были бы все хуже. Главный лозунг по образованию у нынешнего министерства — создавать высококвалифицированного потребителя. Итог — продолжительность жизни в стране в среднем резко упала по сравнению с показателями СССР. Образовательные корочки российских вузов никем не ценятся не только зарубежом (их нужно подтверждать, в отличии от дипломов СССР), но и в самой стране.
Взгляд IT-cообщества на образование самый прогрессивный. В интернете полно полезных бесплатных курсов высокого качества не только по программированию, но и для других профессий. Много вебинаров, много тренингов проводиться по бизнесу, психологии, личной жизни, и т.д. через интернет и на офлайн встречах. IT-сообщество смогло бы выработать программу образования по всей стране, включая самые прогрессивные курсы из различных знаний, а также совмещая офлайн и дистанционное образование. Большинство представителей IT-сообщества очень информированные люди, они стараются следить за здоровьем и диагностировать болезни. К тому же уже сейчас есть диагностические аппараты размером с флешку анализирующие все вплоть до днк. Эти флешки передают информацию через интернет в диагностический центр. При массовой политики диагностики заболеваний, люди будут здоровее, станут вести здоровый образ жизни, видя каждый день результаты диагностики, в зависимости от своего поведения. Система профилактики и диагностирования с информационным центром могла бы существенно снизить расходы людей на лекарства и больницы. Итог — в стране стало бы больше по настоящему умных и образованных людей, которые бы смогли хорошо устроиться и быть полноценными членам общества при меньших затратах на само образование со стороны IT-государства. Медицина была больше диагностической и предупреждала бы болезни, что гораздо удешевило бы ее. А если ты довел свой организм до болезни, то иди лечись за деньги.
Одной из главных функций государство является административная функция. Выбранные народом чиновники на высших постах должны направлять низших чиновников исполнять волю народу по благоустройству поселка, города, округа, области, в общем административного субъекта. Не буду говорить о «заслугах» спецчин-нефтегаз элиты в этом направлении, они всем видны. Начиная от выборов и кончая жкх и дорогами. Чиновничество вместо того чтобы исполнять свои функции, стало по своей сути паразитирующим субъектом, живущем за счет откатов и взяток. В такой системе даже самые благие намериния, спускающиеся сверху привращаются на местах в лучшем случае в недоделки, в худшем в симулякры.
У IT-сообщства есть методы решения проблемы администрирования субъектов. Во-первых это открытые электронные выборы в местные советы, чтобы никто не сомнивался, что выбранный кандидат действительно отражает волю народа. Во-вторых это развитие самоуправления. Это создание умных домов с нулевым энергопотреблением, это электромобили на хороших дорогах. Это решение самих жильцов к какой компании обращаться за исполнением услуг жкх. В третьих — это автоматизация принятий решений (система типа Киберсин), это автоматизация госуслуг. Внедрение этих технологий позволяет отправить в увольнение и на пенсию до 90% чиновников, что снизит дистанцию между выбранными чиновниками и народом, а заодно уменьшить на порядки уровень коррупции, благодаря прозрачности, народному контролю и перепоручения большинства решений автоматизированной системе управления. Все это снизит затраты на администрирования в стране на порядки.
У государства должна быть сильная армия. Что стало с армией при правлении спецчин-нефтегаз элиты? Армия превратилась в сборище с допотопной техникой, которое не может решать поставленные задачи. Нет, конечно сохранилось несколько боеспособных частей, так как сказалась сильная гинетика, наследуемая от СА, и локальные конфликты не дали этим частям загнить вместе с остальной армией. Большая часть армии стала армией рабов с допотопной техникой, дедавшиной и наймом для бизнесменов. Да и передовые части не могут похвастаться достатком современного вооружения, которое еще создают старички из советских конструкторских бюро. Это оружие в первую очередь идет на продажу в арабские страны и Азию. Пока спасают только доставшиеся в наследство ядерные силы и еще не устаревшие, пока не устаревшие системы ПВО.
Как относится к вооружение IT-сообщество? IT-сообщество понимает всю чудовищность ситуации и желает иметь сильную армию. По своей природе IT-сообщество тяготеет к инновациям, современным технологиям, роботам и автоматизации. Поэтому, оно создаст сильную воздушную армию беспилотников, роботизированные войска, беспилотные катера и подводные лодки, а также роботизированную бронетехнику. И все это будет управляться через кибер-центры. К такому типу армии ближе всего сейчас стоят США и Израиль, именно поэтом министерство обороны недавно купило израильские беспилотники двенадцатилетней давности (более новые технологии никто не продаст).
Соответсвтенно для порядка в государстве еще необходима полиция. За время правления спецчин-нефтегаз элиты создалась огромная организованная бандитско-коррумпированная полицейская система, главной задачей которой стало оберание с граждан лишних денег под любым предлогом, нахальное поведение, выражающиеся в стрельбе в общественных местах по ничего не подозревающим гражданам, избиениях ничего не подозревающих граждан, грубом отношении к ничего не подозревающим гражданам, вымагательстве у ничего не подозревающих граждан, бандитизме и наездах по отношению к бизнесменам. А исполнение прямых обязанностей для этой полицейской системы стало неким отвлекающим фактором по отношению к основному виду деятельности. Поэтому в таких делах если нельзя никак взять взятку у преступника, преступление списывается на какого нибудь заранее подготовленного «терпилу».
Какую бы полицейскую систему построило бы IT-сообщество? Во-первых оно бы по максиму использовало современные технологии с одной стороны для выявления преступников, от убийств и краж, зарегестрированных на камеру до превышения скорости, зарегестрированных на камеру, с другой стороны — для открытости и фиксации действий полицейских. IT-сообщество бы создало систему снижающую человеческий фактор и упрощающую поиск преступников. Конечно никакая система не смогла бы внедриться в ныне существующую полицейскую систему. Поэтому пришлось бы всех ныне действующих сотрудников отправить в пожизненный отпуск с выходным пособием, а в органы набрать людей с одной стороны никогда не имевших проблем с законом, с другой стороны никогда не служивших в органах.
Одной из самых важных в государстве социальных составляющих является пенсионная система. Как она реализована при спецчин-нефтегаз элите? В общем она реализована просто. Есть некий государственный пенсионный фонд с плановыми убытками и воровством, в который поступают деньги от работодателей за своих сотрудников. Есть некие государственные пенсионные программы-разводилы с призывами вкладывать в накопительную часть пенсии, которую якобы удвоят через 10 лет, когда инфляция утроится. Есть прямые призывы государства к своим гражданам вкладывать в негосударственные пенсионные фонды с целью снять с себя ответственность за бремя накопительной части в условиях жуткой инфляции. При этом совсем не платить накопительную часть нельзя. При этом нельзя также досрочно обналичить свои накопления (даже со штрафами нельзя, просто нет такой возможности). И есть пенсионеры, довольные подачками из нефтегазового сектора, ибо в 90-х и их не было. И потому эти пенсионеры исправно прямо или косвенно голосуют за спецчин-нефтегаз элиту.
Что бы сделало IT-сообщество с пенсионной системой? Понятно что накапливать с такой валютой что-то бессмысленно, для этого нужно создать иную финансовую систему (смотреть выше). Понятно что нужно исключить фактор воровства, а для этого система должна быть максимально автоматизирована. К примеру, при создании неких smart-money можно вшить в программу денежной системы сбор на выплаты пенсии от определенного процента с каждой транзакции, также можно собирать с транзакций доли процента на другие инфраструктурные и социальные проекты IT-государства, вместо налогов. Уже сейчас, учитывая обороты IT-сообщества можно иметь бюджет сравнимый с бюджетом РФ, только с меньшими умными налогами с каждой транзакции и умной системой распределния, исключающей человеческий фактор в виде чиновника. При росте экономики все социальные категории и инфраструктурные проекты получают больше, при стагнации — пропроционально меньше. Это все регулируетс автоматически. Монжо продумать и другие системы, но я уверен что IT-сообщество сможет предложить автоматический вариант, исключающий само существовани коррупционного элемента. Никих посредников, только счет бабушки, на который капают деньги из системы в автомате.
Взаимодействие IT-сообщества и спецчин-нефтигаз элиты
Возможно ли сотрудничество между столь разными по своей сущности и целям классами (кому удобнее может называть их сообществами, группироваками или системами)? Теоретически возможно только при условии принятия верхушки спецчин-нефтегаз элиты тупиковости пути их классов и играть на постепенное замещение спецчин-нефтегаз элиты IT-сообществом с сохранением их ЛИЧНОГО положения (положения скорее материального и статусно-пиарного, нежели реальных функций) уже в новой структуре.
Что же происходит на практике? С одной стороны мы видим некие телодвижения и даже мимикрию под IT-сообщесвто отдельных представителей спецчин-нефтегаз элиты. С другой стороны — провалы одним за другим этого сотрудничества.
Приведу несколько ярких примеров.
На волне протестов против не честных выборов пошла волна разговоров о электронной демократии. В 2012 году президент Медведев подписал закон о политических партиях. Под этот закон попали десятки оргкомитетов новых партий. В их числе были и партии прямо заявляющие о главенстве интересов IT-сообщества. Спустя больше года бестолковых попыток регистрации о глыбы минюста разбились такие партии, как Пиратская партия России, Неткоратическая партия России, Интернет партия России. Первые две получили уже 3 официальных отказа в регистрации. Третья не прошла регистрацию в регионах. С историей отказов можно ознакомиться на сайтах данных партий. С другой стороны было зарегистрировано куча фейковых партий «своих людей». В том числе сразу на продажу. Получилось что IT-сообщество имеющие гигантский вес в экономике, так и не заимело официальное представительство в Думе, да еще его и кинули красиво.
Второй пример: многочисленные проекты власти по внедрению высоких технологий в их дряхлый госаппарат. В этом случае большая часть денег пилиться на пути к исполнителям. А айтишникам остаются крохи, на которых иногда даже симулякр не сделать. Пример — плохо работающие госуслуги (хоть как то работют все таки).
Третий пример: субсидии малому бизнесу, стартапам и центрам 3д-печати. Безусловно с гигансткими откатами и своими. А конечные получатели должны отчитываться и расхлебывать эти откаты.
И наконец, это имитация гражданского общества и электронной демократии. На практике РОИ доказал бутафорность лозунгов, под которыми он создавался. С последними отказами по отмене антипиратского закона и другими инициативами.
Что делать IT-сообществу?
Врианта три
1) ассимилироваться в англосаксонском мире,
2) ждать своей участи в РФ,
3) создавать свое IT-государство.
Надо себе уяснить что мы дело имеем не с государственной властью, а псевдогосударсвтенной властью, как видно из результатов исполнения этой властью государственных функций. Эта спецчин-нефтегаз элита не является по своей сути объектом с которым можно делать дела. Она уважает только силу и никого ни во что не ставит. Отдельные личности, входящие в эту систему, даже при большом желании мало что могут изменить, и даже сдержать слово.
Например, тактика отмены антипиратского закона, избранная IT-сообществом была заранее проиграшной. Эффективный метод борьбы с аналогичным законом со стороны IT-сообщества был продемонстрирован в США. Там велась настоящая информационная и экономическая война. Доходило до информационного третирования самих конгрессменов. При этом наблюдалось единодушие всего IT-сообщества, включая таких гигантов, как Гугл.
Начинать надо с построения своей денежной системы и системы самоуправления. И если мы своим старикам сможем обеспечить выплаты из нашей денежной системы, они завтра же пойдут голосовать на наши электронные выборы вместе с молодежью. Это будет первый шаг к электронным советам. Все это можно делать параллельно. Не в коем случае не сотрудничить с властью, не принимать от них гранты и субсидии, такими действиями вы усиливаете их. Действовать децентрализовано, но с единой целью.
Единственное, почем спецчин-нефтегаз элита у власти, это большой опыт и осознание своих интересов, а также подкрепление коррупционной конструкции денежным потоком от продажи ресурсов. Но их денежный поток меньше денежного потока IT-сообщества, пора разделить эти потоки. IT-сообществу не хватает только осознания своих общих интересов. А уж организовать любую сложную систему оно способно.
Единоросы раньше любили говорить: «Если не мы, то кто?», может пора им ответить?
Автор: Krivochizhin