Как найти разработчика в гаражный стартап: из личного опыта

в 11:04, , рубрики: Без рубрики

Вы предприниматель-энтузиаст, и у вас есть идея, которая перевернет мир? Поздравляем! А теперь вот вам первый челлендж, который быстро опустит вас с небес на землю. Если только вы не гений-одиночка, то вам понадобится команда разработчиков. И если вы действительно хотите реализовать свою идею, они должны быть профессионалами. Или хотя бы один из них, самый главный — опять-таки, если вы сами не являетесь профессиональным СТО с 1978 года. А теперь вопрос: как привлечь в гаражный стартап без инвестиций матерого девелопера, которого еженедельно пытаются переманить к себе многомиллионные корпорации, каждая из которых готова платить ему n тысяч долларов?


Изначально команда нашего проекта состояла из трех людей — менеджера проектов, журналиста и финансиста. Все отлично, но кодить было некому. Поэтому нам пришлось искать.

Деньги

Считается, что основная цель стартапера — поднять инвестиции, слепить исправно работающую (пусть и на множестве костылей) версию продукта и “продаться гуглу” за бешеные деньги. Исходя из этого, можно предположить что для членов команды стартапа финансовая составляющая — читай зарплата — должна быть очень важна. Причем сразу и желательно побольше.
Но гаражный стартап — существо по умолчанию безденежное, так как продукта еще нет, инвестиции не подняты, а все деньги уходят на оплату необходимых для работы сервисов. И конкурировать за сотрудников с крупной компанией-разработчиком, где зарплаты начинаются от $2 тыс, стартапу зачастую не под силу.
В свое время мы решили эту проблему просто: пошли в регионы. Нашли замечательного разработчика-дауншифтера, сбежавшего из столицы в соседнюю область, и пригласили его к себе. Ему понравилась наша идея, и он согласился работать за минимальную ставку. В его сонном городке все равно было скучно и нечего делать.
Впрочем, как только он начал работу над проектом, городок вдруг резко перестал быть сонным. Когда через две недели оказалось, из поставленных перед ним задач он смог выполнить только одну пятую часть, нам пришлось серьезно поговорить. Он объяснил, что его пригласили вести курсы по Java, и ему было неловко отказываться. К тому же ему пришло крайне интересное предложение, отказаться от которого он уже просто не смог, и на наш проект у него осталось всего около двух часов в день. Проблема была в том, что около двух или трех недель он проработал в таком режиме, пока мы считали, что он пишет наш сервис целыми днями и ночами. Его признание и отчет по выполненной работе стали для нас неприятным сюрпризом. Мы разошлись.

Так мы поняли, что деньгами мотивацию не купишь, потому что всегда найдется кто-то, кто даст больше денег, особенно если ты в гараже.

Доля в компании

Уже через два дня после расставания с первым разработчиком, мы нашли нового. Этот новый больше всего напоминал электровеник. Для начала он предложил организовать четырехдневный хакатон, на протяжение которого мы с ним должны были полностью реализовать базовый функционал сервиса. Хакатон не удался, но мы все же договорились.
Этому разработчику не нужны были деньги. Он хотел славы и долю в компании. Причем немалую — треть. За это он должен был в одиночку написать движок для нашего веб-сервиса и взять на себя практически всю его поддержку в первое время. Мы поскрежетали зубами, но согласились. Сроки поджимали — к концу месяца мы планировали выйти с презентацией на крупнейшую сходку психологов. Куда мы, конечно, не успели.
Вышло так, что мы фактически напоролись на те же грабли. Последним местом работы нашего девелопера была ИТ-компания с туманными украинскими собственниками в золотых цепях и менеджерами, формулировавших свои желания примерно как “ну, это, чтоб тут, значит, кнопочка была, ну такая, чтобы экран мигал, и что-нибудь еще сверху прилепите”. В итоге огромная команда разработчиков активно творила хаос ежедневно с десяти до шести. И это, очевидно, вошло у нашего девелопера в привычку.
Взяв на себя роль будущего СТО, он сразу же навел массу шороха. Он мог позвонить среди ночи с вопросом, как лучше реализовать ту или иную фичу. Или созывать те самые хакатоны, на которых, впрочем, дело останавливалось достаточно скоро. 
Но за три недели до запланированного выхода на конференцию к нему в гости приехали друзья из родного города, и на неделю он выключился из процесса.
А сразу после отъезда друзей он заболел. Болел полторы недели. Тогда же выяснилось, что за предыдущее время, несмотря на активно-показательные действия и десятки заведенных в тасктрекере задач, сделано не было почти ничего. Мы призвали его к ответу, но он объявил, что умирает от ангины. После его выздоровления мы встретились, он действительно был бледным, но под конец беседы проговорился, что причина бледности не болезнь, а похмелье. На следующий день он должен был начать работу над новым разделом сервиса. Но не начал. Больше он на наши звонки не отвечал, хотя в определенных местах его постоянно кто-то видел.

Так мы осознали, что напускной энтузиазм еще не означает реальной заинтересованности. Наш разработчик воспринимал проект как хобби, мимолетное увлечение, ибо он был стар и мудр, и имел определенные понятия, как нужно работать: не для получения результата, а для удовлетворения (или имитирования удовлетворения) начальства. Это было определенно не то, что нам нужно.

К тому же, очевидно, финансовая и личностная заинтересованность, которая заставила его вытребовать долю в 30%, находилась в слишком отдаленном будущем, чтобы ежедневно мотивировать достаточно практичного человека.

Опыт

После всего произошедшего мы решили пойти другим путем. Мы сделали это:

image

Да, это бумажное объявление. И да, это бумажное объявление, с помощью которого интернет-стартап, разрабатывающий веб-сервис с использованием новейших технологий, решил найти себе девелоперов.
И знаете что? Это сработало.
Объявление мы повесили в общежитии крупнейшего технического ВУЗа страны.
После нескольких отклоненных кандидатур, одна из которых заявила: “Я ничего не умею, но вы меня, наверное, научите. Правда, я хочу нормальную зарплату и долю в компании”, мы нашли своего нынешнего девелопера. Знакомьтесь, это Денис:

image

Он утверждает, что пришел к нам надолго. Попробуем разобраться, почему.
Денис совсем не матерый айтишник. Он заканчивает университет и кодит на полставки в небольшой киевской компании. При этом он все еще воспринимает свою работу как нечто новое, интересное и удивительное, в отличие от большинства опытных разработчиков, давно потерявших счет бывшим работодателям. И конечно, ему интересен опыт создания решений, которыми будут пользоваться реальные люди, так как это именно то, чего ему недостает.
Еще одна важная черта разработчика в стартапе — его готовность быстро учиться и гибкость в решениях. В ИТ-сфере в принципе не бывает людей, не готовых учиться, но некоторым это дается проще, а некоторым — тяжелее. И конечно, поскольку ритм жизни стартапа в несколько раз превышает по скорости ритм устоявшихся компаний, все решения нужно принимать быстро.

Еще одна общеизвестная истина, нашедшая подтверждение: главным двигателем стартапа являются люди, готовые посвящать ему все свое время. Люди, для которых нет понятия “сверхурочно” или фразы “я сегодня уже пять часов работал, надоело”. И, как ни банально, но главная мотивация здесь — вера в ту единственную идею, которая и лежит в основе стартапа.

Итак, ответ на вопрос, заданный в конце первого абзаца, крайне прост: никак. Если вы в гараже, и сами не являетесь при этом девелопером высшего класса — не пытайтесь переманить к себе лучших. Если бы они были готовы рискнуть уйти из крупной корпорации в стартап, они бы уже основали свой собственный. Так что они все равно не поведутся. По крайней мере сразу. Найдите начинающего программиста, не успевшего разочароваться в профессии, которому интересно будет получать новый опыт, и дерзайте.

Автор: PsyProblemsNet

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js