NASA планирует продолжить использование электрических фургонов для транспортировки астронавтов к стартовой площадке в рамках миссий программы «Артемида», несмотря на то, что компания-производитель этих транспортных средств объявила о банкротстве.
В 2022 году национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства заключило контракт с компанией Canoo Technologies на поставку трёх транспортных средств для экипажа «Артемиды». Эти фургоны, стоимостью почти $150 000 по контракту, были доставлены NASA в июле 2023 года. Однако 17 января 2024 года Canoo подала заявление о ликвидации, ссылаясь на невозможность получить капитал из программы кредитования Министерства энергетики или из других источников.
![NASA продолжит использовать электрические фургоны для транспортировки астронавтов, несмотря на банкротство производителя - 1 NASA продолжит использовать электрические фургоны для транспортировки астронавтов, несмотря на банкротство производителя](https://www.pvsm.ru/images/2025/02/10/NASA-prodoljit-ispolzovat-elektricheskie-furgony-dlya-transportirovki-astronavtov-nesmotrya-na-bankrotstvo-proizvoditelya.jpg)
Фото: NASA / Isaac Watson
Несмотря на небольшой объём заказа, Canoo долгое время использовала контракт с NASA как доказательство интереса к своим электромобилям. Тони Аквила, председатель совета директоров и генеральный директор Canoo, в заявлении о банкротстве выразил благодарность NASA, Министерству обороны, Почтовой службе США, штату Оклахома и Walmart за веру в продукцию и компанию.
Финансовые проблемы Canoo начались ещё в 2022 году, вскоре после получения контракта. В то время компания сообщила о предупреждении «о непрерывности деятельности» в нормативных документах из-за продолжающихся убытков, которые вызывали «существенные сомнения» в способности компании продолжать деятельность в течение следующего года.
Банкротство Canoo вызвало вопросы о будущем использовании фургонов, поставленных NASA. Учитывая, что компания прекратила свою деятельность, а на рынок было выпущено лишь небольшое количество автомобилей, возможность обслуживания транспортных средств казалась неясной.
Тем не менее, планируется использование этих фургонов. Представитель Космического центра Кеннеди NASA заявил: «Наши транспортные средства находятся в рабочем состоянии для использования во время тренировочных мероприятий и подготовки к миссиям. NASA работало с производителем, чтобы обучить команды в Центре Кеннеди эксплуатации и обслуживанию многих элементов, агентство при необходимости пересмотрит эти планы».
Фургоны являются частью программы наземных систем для исследований (EGS), которая обеспечивает инфраструктуру, необходимую для поддержки миссий «Артемиды». Брэд Маккейн, вице-президент и заместитель руководителя программы EGS в компании Amentum, ведущем подрядчике EGS, сообщил, что программа ведёт переговоры с представителями Canoo о способах продолжения поддержки фургонов после банкротства компании.
В настоящее время фургоны используются только программой «Артемида», которая ещё не осуществила пилотируемый запуск. Для сравнения, Boeing совместно с Airstream разработал Astrovan II, обновлённую версию «астрована» эпохи шаттлов, для своих коммерческих пилотируемых миссий Starliner. SpaceX использует автомобили Tesla для транспортировки астронавтов к стартовой площадке для запусков Crew Dragon.