Хотя о карманном компьютере (или портативной консоли, кому как нравится) Pandora написано уже немало, я решил добавить в копилку свои впечатления от этого весьма интересного устройства. К тому же на Хабре «Пандора» пока что упоминалась лишь вскользь. Стало быть, неплохо бы исправить упущение. Обзор — не мой жанр, так что сразу перейду к вещам, на мой взгляд, наиболее существенным.
Немного политинформации
Карманный компьютер Pandora позиционируется как «созданный гиками для гиков» или «геймерами для геймеров», что в целом соответствует действительности. Проект с переменным успехом развивается с 2008 года. Уже тогда определились с дизайном системы, так что выпускаемые устройства по сути собраны на элементной базе пятилетней давности. Единственной крупной модернизацией с тех пор стала установка более скоростного процессора (1 ГГц) и расширение объёма оперативной памяти до 512 мегабайт.
Консоль разрабатывается небольшой группой энтузиастов, собравшей деньги на предзаказах. Вскоре после выхода на рынок производители ухитрились испортить большую партию устройств (они говорят, что виноват был завод, но не будем вдаваться в подробности), после чего было принято этически небесспорное, но, вероятно, единственно возможное (кроме банкротства) решение: продавать свежевыпускаемые устройства новым покупателям, а удовлетворение предзаказов осуществлять «в фоновом режиме», то есть при наличии свободных денег.
Я это говорю к тому, что выбор между «купить сейчас» и «подождать следующей версии» не стоит: следующая версия, если и будет, то ещё нескоро. С другой стороны, на нынешней «Пандоре» обосновался достаточно широкий круг экспериментаторов, да и сами идейные лидеры вроде как проект не забрасывают, так что скорой смерти консоли я не ожидаю. Косметических обновлений (вроде уже случившегося повышения тактовой частоты процессора), по всей видимости, в ближайшее время тоже не будет.
Кирпич снаружи
Снаружи — да, именно кирпич. Сразу вслед за сравнительно кусачей ценой (600 долларов) в списке причин «почему не брать» идут размеры и масса. Сразу же упомяну и третью причину: «Пандора» не подойдёт тем, кто хочет просто включить питание и наслаждаться: без обработки напильником наслаждаться не получится.
Весит «Пандора» довольно много — 325 г, а толщина корпуса в 3 см уже явно выводит её из категории карманных устройств. Для сумки или рюкзака вполне годится, но для ношения в кармане уже потребуется жилет Вассермана. Надо сказать, что на корпусе довольно много чего расположено, но всё равно контора побогаче изыскала бы способ ужать размеры. Но мы, повторюсь, имеем дело с продуктом творчества энтузиастов, так что рассчитывать на передний край технологий здесь не приходится.
Зато в нерациональном использовании корпуса авторов не обвинишь: раз уж «кирпич», то пусть уж будет со всеми причитающимся украшениями: выключатель питания с отдельными положениями «выключено» и «сон», разъём для наушника, два слота под SD-карты, «железный» регулятор громкости, левый и правый триггеры по краям (как на геймпаде), разнообразные светодиодные индикаторы, USB- и Mini USB-разъёмы, фирменный UART-разъём, гнездо для внешнего блока питания, отверстие для стилуса и даже сквозное отверстие для запястного шнурка (довольно бесполезная вещь для устройства такого размера, разве что из рук не вырвут несознательные граждане).
Кирпич изнутри
Глядя на картинки в интернете, первым делом спрашиваешь себя: ну зачем эти широченные панели под динамики? Лучше бы сделали экран побольше. Оказывается, не так всё очевидно. Разрешение экрана «Пандоры» составляет 800*480 пикселей (получается соотношение сторон между 16:9 и 16:10), и расширять экран по горизонтали уже нет смысла: всё равно полноэкранные приложения в большинстве своём не рассчитаны на такой сверхширокий дисплей. Да и не всякие размеры экранов существуют в свободной продаже. Возможно, я бы сделал ход конём и в принципе бы поставил экран побольше нынешних 4.3'', пусть даже за счёт увеличения продольного размера консоли. Всё равно при общих габаритах корпуса лишний сантиметр-другой не меняет картины. Но здесь уже возможны различные мнения. Вот что бы можно было разместить, так это веб-камеру. Динамики есть, микрофон встроенный есть, почему бы не всунуть камеру, благо свободное место рядом с экраном наличествует? Ещё я видел, как один умелец впаял в верхние углы над экраном по светодиоду для освещения клавиатуры. Вышло довольно забавно, но у меня нет чёткого мнения о полезности такой модернизации.
Конечно, главная killer feature «Пандоры» — это её клавиатура. Сами авторы так воодушевились своим изобретением, что сейчас, собрав изрядное количество денег на «Кикстартере», готовят к выпуску Bluetooth-контроллер iControlPad2, в котором явно просматривается родство с «Пандорой»:
Если посмотреть на вытесненные с рынка устройства аналогичного класса, например, Viliv N5, то видно, что впихнуть полноценную клавиатуру в маленький корпус — задача не из лёгких:
И как ни старайся, всё равно в обзорах будут жаловаться: клавиши маленькие, легко промахнуться, расположение неудобное… Авторы «Пандоры» в этом смысле решили подойти к проблеме радикально. Сами клавиши маленькие, зато сильно выпуклые, и зазор между ними приличный. Поэтому промахнуться невозможно. Курсорных клавиш и блока PageUp / PageDown / Home / End нет — вместо них используются клавиши геймпада. А место тачпада заняли «nubs» — круглые аналоговые контроллеры прямо над основной клавиатурой. Есть ещё, как вы помните, триггеры, которые тоже могут быть задействованы в качестве дополнительных клавиш.
С помощью этих ухищрений и полного отказа от некоторых клавиш авторы сократили общее количество основных клавиш (без учёта игровых элементов управления) до 46. Больше, чем в ZX Spectrum, но меньше, чем в ZX Spectrum+. А вот с учётом игровых клавиш как раз ZX Spectrum+ и выходит.
На мой вкус клавиши туговаты, но в остальном нареканий нет. Вслепую печатать пока не получается, а ввод отдельных символов через аккорд «Fn + Shift + клавиша» мучителен, но вряд ли в предложенном корпусе можно было разработать решение получше. Я бы сказал, что в верхний ряд (Q...P) можно было бы добавить ещё пару клавиш, но их бы задевали пальцы, лежащие на игровых элементах управления.
Джойстики nubs похожи на всем известный манипулятор ноутбуков серии ThinkPad:
Принципиально такая система меня устраивает (ThinkPad использую с большим удовольствием), но реальная реализация пока не столь удобна. Во-первых, джойстики необходимо калибровать, а калибровка почему-то частенько слетает. Мне кажется, что иногда для сбоя достаточно простой перезагрузки, не то что выключения устройства. Во-вторых, у джойстиков «Пандоры» достаточно широкий ход, то есть чтобы перевести его в крайнее положение, придётся довольно сильно сдвинуть палец, что не очень удобно. Управление ThinkPad мне точно даётся легче. Возможно, всё это дело привычки, но пока я предпочитаю достать стилус и ткнуть в экран, нежели двигать курсор джойстиками (движения второго джойстика используются вместо кнопок мыши).
Базовое программное обеспечение
К компьютерам наподобие Viliv N5 предъявляли и другие претензии: да, Windows 7 в кармане это прикольно, но работать в Windows на таком маленьком экране нереально, да и батарея съедается целиком за два-три часа.
Проблему с батареей решили выбором более экономного процессора архитектуры ARM. Трудно поверить, но даже в карманных компьютерах с Windows применяется активное охлаждение. Неудивительно, что батареи хватает ненадолго: сначала процессор тратит энергию на обогрев квартиры, а потом ещё запускается вентилятор. Однако ARM естественным образом отсекает Windows (ну, кроме Windows RT).
В итоге на «Пандору» был установлен довольно ограниченный дистрибутив Linux Angstrom с графической оболочкой XFCE. Авторы утверждают, что заряда батареи в реальных условиях хватает на десять часов работы. Хоть я и не успел пока ни разу разрядить батарею до нуля, в целом цифра выглядит правдоподобной. Огорчает, что в режиме ожидания батарея садится быстрее, чем хотелось бы. Думаю, протянет не дольше нескольких дней, но с этим жить можно.
Поскольку на «Пандору» портированы среда DOSBox и эмулятор процессоров QEMU, можно запустить и DOS, и Windows, но, конечно, высокой производительности от режима эмуляции ждать не следует.
Портирован также Android Gingerbread. На мой взгляд, это очень большой плюс, поскольку решается упомянутая проблема с полноценной работой на маленьком экране. Так вышло, что я никогда не держал в руках смартфона с настоящей мобильной операционной системой, так что смотрю на вещи довольно непредвзято.
Linux на «Пандоре» не очень удобен: всё-таки экран маловат. Любые панели инструментов, границы и заголовки окон, полосы прокрутки и меню отъедают драгоценное пространство экрана; текст мелковат — читать не очень комфортно; кнопки в окнах и прочие элементы управления тоже мелковаты — целиться трудно. Android в этом смысле куда дружественнее. Пользуясь полноэкранными приложениями, скромные размеры экрана перестаёшь замечать.
Да, справедливости ради надо отметить, что кроме оболочки XFCE для Linux предусмотрена среда MiniMenu — что-то вроде цветастого полноэкранного главного меню. Его вполне хватает, если не заниматься настройками и подстройками, а просто запускать установленные программы:
Танцы с бубном
Возможности «Пандоры» широки, но воспользоваться этими возможностями далеко не всегда просто. Сложности подстерегают в самых неожиданных местах. Как ни странно, очень просто установить DOSBox, QEMU, Windows и Android. Гораздо сложнее подключить Bluetooth-гарнитуру или организовать стартовое меню XFCE по своему усмотрению. Не вдаваясь в подробности, я просто перечислю некоторые проблемы, чтобы дать о них представление.
Изначально стартовое меню сильно захламлено (а на маленьком экране это приводит к существенным неудобствам), но оказывается, что изменить его можно только путём ручного редактирования целого набора конфигурационных файлов, довольно неочевидных по местоположению и содержанию. Та же задача возникает после установки любой новой программы, которая автоматически попадает в то или иное меню, далеко не всегда для пользователя очевидное (прописываясь иногда и под неочевидным именем!)
Вообще для «Пандоры» разработали предельно упрощённую модель установки нового софта: любая программа распространяется в виде единственного файла-контейнера, который нужно просто поместить в определённый подкаталог, после чего программа появится в меню. Реально при запуске контейнер подключается в качестве виртуальной файловой системы, исполняемый модуль запускается, а после завершения работы файловая система отключается. Настройки программы и прочие подобные файлы при этом хранятся в особом каталоге основной файловой системы (наподобие %AppData% в Windows).
Такой подход удобен для установки / запуска / удаления софта, но имеет свои недостатки, если в контейнере находится несколько запускаемых модулей или при запуске требуется передать аргументы командной строки. Конечно, для основных задач предусмотрены вспомогательные инструменты, но, скажем, аудиопроигрывателю я так и не научился передавать на вход файлы, содержащие в именах пробелы. Запустить проигрыватель и открыть из него файл — пожалуйста, а вот чтобы любая запись mp3 воспроизводилась по щелчку — нет.
Некоторый предустановленный софт сбоит, а иной просто отказывается работать. К счастью, почти всегда существует альтернатива. Bluetooth-модуль в системе есть, но толку от него пока мало: вроде бы можно подключить внешний брелок GPS; наушники подключаются без проблем, но не работают ни в одном проигрывателе, кроме Gnome MPlayer, который сам при этом безбожно глючит. Вообще когда что-то глючит, всегда проще всего поискать альтернативу под Android, но не в случае с Bluetooth, которого Android в принципе не видит. Похвалю зато встроенный Wi-Fi модуль: работает прекрасно, хотя раньше на форумах высказывались большие претензии (предлагали даже плюнуть и купить отдельный USB-модуль).
Встроенный UART-разъём потенциально интересен, но на сегодняшний день втыкать в него попросту нечего. «Пандора» умеет выводить на него видеосигнал, но для подключения к телевизору нужен ещё кабель, которого на сегодняшний день нет в продаже. Можно, правда, попытаться спаять его самому по схеме, благо разъёмы продаются, но это довольно кропотливая работа. Ещё можно попытаться вывести видео через адаптер USB->DVI, но для этого не любой адаптер годится, плюс он 60 долларов стоит, плюс по размеру и массе он как половина «Пандоры».
В Android я на сегодняшний день дольше всего провозился с установкой двуязычной клавиатуры. Практически весь софт либо не поддерживает физических клавиатур, либо полагает, что раз уж клавиатура физическая, то полноразмерная, и не даёт способа ввести символ, отсутствующий на клавиатуре «Пандоры», каким-либо альтернативным способом. По сути нормально работает только клавиатура Multiling O Keyboard, к остальным есть те или иные несовместимые с реальным использованием претензии.
В Windows по умолчанию плохо работает стилус (курсор «как-то» реагирует, но перескакивает совсем не туда, куда надо); вроде бы эта проблема решается, но я пока не имел возможности заняться ею плотно.
При использовании Android возникает ещё один нюанс. Предустановленное программное обеспечение «Пандоры» записано на встроенную флеш-память. Всего памяти 512 МБ, а свободной в итоге будет около 80 МБ. Поэтому пользоваться встроенной памятью рекомендуют только в исключительных случаях, и уж точно не на повседневной основе. Поэтому весь дополнительный софт, музыка и так далее будет храниться на SD-карте. На ней же будет храниться и Android, в данном случае также являющийся «дополнительным сотфом». Однако сам Android, разумеется, будет считать собственный раздел системным, а в качестве внешней SD-карты обудет распознана лишь карта из второго слота. Таким образом, для полноценного использования Android вам придётся занять оба SD-слота. Есть и другие шутки юмора: например, apk-файлы устанавливаются без проблем, только если их разместить на первой SD-карте; сам Android тоже работает лишь с первой карты. Всё это, конечно, мелочи, но добавляют нежданного досуга с форумами и wiki-страницами. Да, магазин Google play работает без нареканий.
Игры с эмуляцией и без
Хотя «Пандору» язык не поворачивается назвать игровой консолью, понятно, что среди прочего софта игры занимают особое положение. Говоря об играх, можно просто ограничиться ключевыми словами: Linux, Android, QEMU, DOSBox.
Под Linux для «Пандоры» существует большое количество родного софта, распространяемого через официальный репозиторий и несколько сайтов поменьше. Система тривиальная: скачать файл-контейнер, положить в определённый подкаталог, запустить через меню и наслаждаться. Помимо игр, замечу в скобках, можно скачать самый разнообразный софт — браузеры, среды разработки, офисные приложения… Не могу сказать, насколько прост процесс портирования программы на Pandora с другой Linux-системы; ограничиваюсь пока что скачиванием готового. На сегодняшний день в репозитории зарегистрирована 651 игра. Правда, в действительности их меньше, поскольку в категорию игр попадают также эмуляторы игровых систем.
Примеры игр, портированных на Pandora:
Extreme Tux Racer | |
Open Transport Tycoon Deluxe | |
EDuke32 (открытый движок для Duke 3D) |
Про Android рассказывать, в общем, нечего: что работает под Gingerbread, то работает.
С эмуляторами тоже всё понятно: их много; если чего-то нет под Linux, то есть под Android. Хорошо эмулируются системы до пятого поколения включительно (то есть в PlayStation и Nintendo 64 ещё можно играть, а вот PlayStation 2 и Dreamcast уже будут тормозить). Само собой, сюда же относятся все классические компьютеры восьмидесятых годов.
Сложнее ситуация с DOS и Windows. Формально под DOSBox/QEMU можно поставить Windows (95/98, будем реалистами), а под Windows уже что угодно. По сети действительно гуляют ролики с довольно серьёзными играми, но в действительности всё это развлечение в стиле «как сделать пошаговую стратегию из автогонок».
Мои собственные ограниченные эксперименты не дают окончательных выводов, но всё-таки. Я пробовал запускать Need for Speed I различными способами. На DOSBox получилась почти что пошаговая стратегия. На Windows 95 уже можно играть, но графику в настройках придётся урезать. На Windows 95 в режиме полной эмуляции MS-DOS (ну то есть по сути в MS-DOS 7.1) почти не тормозит даже на максимальных настройках. По крайней мере, некоторая потеря плавности воспринимается как меньшее зло по сравнению с выкрученными на минимум настройками графики.
Я не удовлетворился субъективными ощущениями и решил запустить найденный на просторах интернета тест процессора CPR4DOS. Надо сказать, что быстро найти для DOS тестирующую программу с эталонными результатами для разных компьютеров непросто, так что я ограничился первой похожей на правду утилитой. Результаты меня несколько удивили:
Система | Время работы теста (сек.) |
Windows 95 | 345.71 |
Windows 95, режим полной эмуляции MS-DOS | 317.42 |
DOSBox | 227.72 |
В документации CPR4DOS приводятся следующие примерные данные:
Система | Время работы теста (сек.) |
486DX 66 | 298 |
Pentium 100 | 84 |
Получается, что эмуляторы «Пандоры» обеспечивают скорость, сопоставимую с процессором 486DX 66, безнадёжно отставая при этом от Pentium 100. Однако в документации Need for Speed сказано, что игре требуется Pentium 75 или выше. Кроме того, эмулятор DOSBox неожиданно вырвался в лидеры, хотя в полевых условиях он работал значительно медленнее QEMU. Вероятно, оценку надо проводить по разным категориям — отдельно скорость процессора, отдельно видеоадаптер, отдельно пропускную способность оперативной памяти.
Для себя я сделал и другие выводы. Во-первых, как раз примерно в это время (вторая половина девяностых годов) игры стали массово переводить на высокое разрешение SVGA, и играть в них на маленьком экране в любом случае некомфортно. Даже в Need for Speed легко можно врезаться во что-нибудь, попросту не заметив препятствия. Та же история происходила и с приставками. Насколько мне известно, если большинство игр на PlayStation работало в разрешении 320*240, в PlayStation 2 уже массово стало использоваться разрешение 640*480. Во-вторых, многие хорошие игры выходили сразу на нескольких платформах, и прежде чем возиться с PC-версией, имеет смысл обратить внимание на ту же PlayStation (это как раз случай Need for Speed: PlayStation-версия игры на «Пандоре» работает идеально). Для более старых игр, выходивших в восьмидесятые, смотреть прежде всего надо в сторону Amiga, Atari ST, ну и аркадных машин, конечно же. Эти компьютеры, ко всему прочему, в те годы обгоняли PC по аппаратным данным, так что у вас будет шанс увидеть кое-что получше графики EGA и звука PC Speaker:
Sky Shark (PC) | Sky Shark (Atari) |
Commando (PC) | Commando (Amiga) |
Особо хочу отметить десятки игр в жанре Point-and-click adventure, созданные на базе системы SCUMM. Это Monkey Island, Full Throttle, Leisure Suit Larry и многие другие. Для них существует версия эмулятора ScummVM, работающая на «Пандоре» не хуже, чем на PC.
Итоги
Закончу, наверно, тем, с чего начал: «Пандора» — это очень интересное устройство :) По сути единственное в своей нише, так что если вам хочется иметь условно карманный компьютер с полноценной клавиатурой, игровыми элементами управления и Linux / Android / DOS / Windows на борту, выбирать больше не из чего. Крепкая сборка, качественная аудиосистема, хороший (хотя и небольшой) сенсорный экран, долгоиграющая батарея — это всё объективные плюсы. Не будем забывать и умеренно активное сообщество — новые программы появляются регулярно, а обновления операционной системы выходят чуть ли не ежемесячно. Конечно, как и в других проектах, продвигаемых энтузиастами, усилия подчас сосредотачиваются не на тех фронтах. Право слово, портировать «Дюка» куда интереснее, чем чинить Bluetooth. Поэтому «Дюк» есть, а человеческой поддержки Bluetooth до сих пор нет.
Если поставить перед собой задачу настроить все любимые эмуляторы и видео/аудиопроигрыватели, хватит одного вечера. Ну, двух вечеров. Вот тонкая обработка напильником уже может занять куда более продолжительное время. Но ведь такая настройка — тоже своего рода забава, от которой можно получить не меньшее удовольствие, чем от старых любимых игр.
Автор: rg_software